Взгляд
19 августа, понедельник  |  Последнее обновление — 11:25  |  vz.ru
Разделы

Украина объявляет аукцион невиданной щедрости

Глеб Простаков, журналист
Украина продаёт последнее, что у нее осталось, и продаёт задёшево. Отличная плодородная земля в самом центре перенаселенной Европы – более чем привлекательный актив. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

СССР уничтожили наивные люди

Андрей Колесник, ветеран спецназа ВМФ, депутат Госдумы VI созыва, депутат Калининградской облдумы
Для русского народа распад СССР стал гигантской трагедией. Границы России вернулись к рубежам, на которых они находились в XVIII веке. Значительная часть наследия, которое столетиями создавала русская цивилизация, была растрачена. Мощь и престиж России были колоссально подорваны. Подробности...
Обсуждение: 186 комментариев

Парк Горького как символ новой России

Сергей Мардан, публицист
За это свое право – жить сытой, беспечной, буржуазной жизнью – новые москвичи перегрызут глотку кому угодно. Любой оппозиции, любым несогласным, любому, кто захочет отнять у них это право. Они – истинная опора российского общества. Подробности...
Обсуждение: 43 комментария

    Пилот героически посадил пассажирский самолет в кукурузном поле

    Самолет А321 авиакомпании «Уральские авиалинии» в четверг совершил экстренную посадку в кукурузное поле неподалеку от Жуковского из-за попадания в двигатели самолета птиц. Благодаря грамотным действиям пилотов 226 пассажиров и семь членов экипажа остались живы
    Подробности...

    Вышла серия монет в честь 50-летия мультфильма «Бременские музыканты»

    Банк России 12 августа выпустил в обращение памятные монеты «Бременские музыканты» серии «Российская (советская) мультипликация» с изображением героев мультфильма по сценарию Юрия Энтина и Василия Ливанова, вышедшего на экраны полвека назад
    Подробности...

    Путин в Крыму приехал к байкерам на мотоцикле «Урал»

    Владимир Путин приехал на байк-шоу «Тень Вавилона», которое проходит в Севастополе, за рулем мотоцикла «Урал» с российским флагом и в кожаной куртке. Главу государства встретили приветственными гудками
    Подробности...


        Российские шоферы рискуют оказаться зажатыми в тиски между ГИБДД и местными властями

        Российским водителям готовят ряд жестких мер

        Глава МВД Владимир Колокольцев сумел заинтриговать едва ли не каждого российского водителя, пообещав ряд «серьезных и жестких» мер для снижения смертности на дорогах. Если речь о том, чтобы ужесточить скоростной режим или полностью передать контроль за дорожными видеокамерами местным властям, то в Госдуме категорически против. А вот идея создания базы данных злостных нарушителей получила широкую поддержку. Подробности...
        Обсуждение: 118 комментариев

        Владимир Путин на отечественном лимузине Aurus заехал прямо на территорию немецкого завода

        Почему Mercedes инвестирует в санкционную Россию

        Владимир Путин приехал поздравить Mercedes-Benz с открытием немецкого завода в Подмосковье на отечественном лимузине Aurus. Но по традиции оставил свой автограф на первой российской иномарке, сошедшей с конвейера. Почему Mercedes-Benz решился инвестировать в российскую экономику не в самое простое для нее время? Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев
          НОВОСТЬ ЧАСА:Эксперт высмеял британские «свидетельства» участия российских военных в боях под Иловайском

          Главная тема


          Кто и как разыскивает пропавшие подлодки СССР

          хлеб-соль


          Жена Нетаньяху закатила скандал в Киеве

          географические особенности


          Адмирал оценил американское сравнение флотов России и США

          больше жертв


          США опубликовали рассекреченный доклад об аварии в Чернобыле

          Видео

          покупка мира


          США напомнили миру о старом способе менять баланс сил

          территориальный спор


          Названа настоящая цена, которую Россия просит за Курильские острова

          официальные результаты


          Вскрытие показало причину смерти американского миллиардера-педофила

          черные лесорубы


          Россия предложила Китаю подумать о сибирских лесах

          викторина


          За что в СССР признавали Героем?

          Враждебное поглощение


          Тимофей Бордачёв: США начинают новый передел мира с Гренландии

          Причастность к Церкви


          Ирина Алкснис: Не совсем православные – все равно православные

          «Шинель» Вудстока


          С изнанки лета любви

          на ваш взгляд


          Экипаж «Уральских авиалиний», посадивший авиалайнер в поле после отказа двух двигателей:

          Россия создает крупнейшее энергообъединение в мире

          Россия проворачивает каспийский гамбит    16 августа 2019, 11:10
          Фото: Фадеичев Сергей/ТАСС
          Текст: Ольга Самофалова

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          Пока Прибалтика угрожает России выходом из энергетического кольца БРЭЛЛ, Москва делает шаг вперед по созданию нового крупного энергетического объединения на южных просторах. Россия, Азербайджан и Иран заключили соглашение о создании единого энергетического коридора «Север–Юг». Россия в этом проекте не главный бенефициар, однако для нее он имеет более глобальное значение.

          На днях Россия, Азербайджан и Иран заключили соглашение о совместной разработке технико-экономического обоснования проекта создания энергетического коридора «Север–Юг» между энергосистемами трех стран для передачи электроэнергии и увеличении ее объемов.

          Хотя об этом проекте впервые заговорили еще в 2005 году, подписание этого соглашения состоялось только сейчас. Это означает, что стороны, наконец, приступят к детальной оценке проекта. Потому что пока никаких расчетов, даже о размере инвестиций, не озвучивалось. Сторонам еще предстоит более детально оценить экономическую целесообразность соединения энергосистем стран-участниц соглашения, а также эффективность различных способов реализации энергетического коридора «Север–Юг».

          «Выстраивание единого энергетического коридора является продолжением инициативы по созданию единого транспортного коридора «Север–Юг» через Иран транзитом через Азербайджан в Россию, с возможным выходом на российские порты Северо-Запада либо по железной дороге в Европу», – считает Сергей Кондратьев, старший эксперт Фонда «Институт энергетики и финансов».

          Подобный энергосоюз существует еще с советских времен в Прибалтике. В рамках энергокольца БРЭЛЛ осуществляются перетоки электроэнергии между Белоруссией, Россией, Эстонией, Литвой и Латвией. Суть таких объединений даже не в том, что у одних стран наблюдается дефицит электроэнергии, а у других избыток. Энергокольцо позволяет сглаживать пики и провалы в генерации и потреблении электроэнергии разных стран. При этом чем больше участников в единой энергосистеме, тем лучше.

          Самый простой пример: утром и вечером у одной страны наблюдается пик потребления у населения, и в этот момент ее энергосистема не всегда справляется. На помощь приходит энергосистема в другой стране с другим часовым поясом и с другими пиками потребления. Маневрировать мощностями электроэнергии в рамках одного региона или страны достаточно сложно. Например, АЭС и днем, и ночью работает на одной мощности, резкое снижение или увеличение мощностей крайне опасно (что видно по истории аварии на Чернобыльской АЭС). Однако в реальной жизни население и промышленность потребляют электроэнергию неравномерно. Поэтому в пиковые часы потребления атомной станции помогают ТЭС или ГЭС, но ночью в любом случае остается много лишней электроэнергии. Объединение энергосистем позволяет наиболее выгодно для всех сторон наладить перетоки свободных объемов электроэнергии между разными странами.

          Главный экономический смысл энергокольца – это доступ к более дешевой электроэнергии, которая участвует во всех сферах экономической жизни стран. Энергокольцо не только обеспечивает безопасность энергосистем, но и делает экономики стран-участников более конкурентными. Затраты на электроэнергию так или иначе отражаются на стоимости любой услуги и любого произведенного товара в стране.

          Поэтому в теории объединение энергосистем Ирана, Азербайджана и России выгодно всем ее участникам. Правда, главными бенефициарами в этой истории будут, скорее, Азербайджан и Иран, а не Россия. 

          На севере Ирана, в районе Тегерана и Тебриза, более высокая доля потребления электроэнергии населением и в сфере услуг. На юге, где в последние годы активно строились новые электростанции, в том числе АЭС «Бушер», крупные районы потребления связаны с промышленностью, прежде всего с нефтедобычей.

          «В итоге динамика нагрузки во внутрисуточном режиме разная. Это приводит к тому, что более явно выражены дневные пики и ночной спад потребления. Для балансирования этой нагрузки нужно больше маневренных мощностей. Создание устойчивых связей с другими энергосистемами позволит Ирану экономить достаточно существенные средства. Так как он сможет импортировать электроэнергию даже для того, чтобы сглаживать внутрисуточные колебания спроса. Альтернатива – это развитие сети внутри страны, и этот процесс происходит. Однако создание такого объединения повышает к тому же устойчивость иранской энергосистемы», – объясняет интерес Ирана Сергей Кондратьев.

          Азербайджан от этого проекта также может выиграть. «Объединение энергосистем позволит ему балансировать мощности и максимально оптимизировать затраты на электроэнергию. Например, в соседнем Дагестане достаточно большая доля гидрогенерации и в период весеннего паводка там много дешевой электроэнергии, на покупке которой Азербайджан получил бы приличную экономию», – говорит эксперт. Кроме того, этот проект позволит Азербайджану стать региональным хабом в плане электроэнергии.

          «Наибольший синергетический эффект в этом проекте получит экономика Азербайджана, потому что это сравнительно небольшая экономика, и она будет находиться на пересечении энергетических маршрутов. Экономика Ирана также должна получить значимый эффект. А для российской экономики и в силу масштаба страны, и в силу концентрации этого проекта на небольшом участке южной границы – эффект может быть не таким серьезным», – говорит Сергей Кондратьев.

          Однако для России этот проект оказывается не менее важным, если посмотреть на него как на первый шаг к созданию намного более крупной единой энергетической системы в целом в Евразии.

          Для России этот проект – лишь часть более глобальных планов.

          «С Казахстаном единая энергосистема в рамках ЕАЭС уже действует. Россия предпринимает усилия по налаживанию отношений с другими странами Центральной Азии. Если энергосистемы Туркмении, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии вернутся к совместной работе, как это было в советские годы, то это будет важным шагом к интеграции энергорынков на евразийском пространстве. Тем более, что во многом инфраструктура осталась от Советского Союза, многие части этого пазла уже есть, а работа казахстанской и российской энергосистем и не прерывалась. В перспективе к каспийскому энергокольцу с участием стран Центральной Азии могут присоединиться страны Южной Азии (это Афганистан, где уже есть наработки, и Пакистан с Индией) и Турция. В итоге можно создать действительно крупнейшее энергообъединение в мире и по объемам потребления, и по количеству проживающих в странах-участниках союза», – говорит Кондратьев.

          «С одной стороны, есть планы по созданию единой инфраструктуры Центральная Азия – Афганистан – Пакистан – Индия. С другой стороны, планируется создание энергомоста  Иран – Пакистан – Индия. Во многом эти планы перекликаются с соответствующими газопроводами, потому что электросети и газопроводы часто идут вместе. Потенциально этот проект не менее амбициозный, чем единое энергетическое кольцо в Восточной Азии – объединение энергосистем Южной и Северной Кореи, Японии, Китая и российского Дальнего Востока», – добавляет эксперт ИЭФ.

          Чем больше энергосистем будет объединено с российской, тем более серьезный эффект может получить российская экономика. В частности, выиграют российские компании, которые занимаются производством энергетического оборудования.

          «Создание общего энергорынка автоматически приводит к выработке единых технических правил и стандартов, которые зачастую являются нетарифными ограничениями при доступе на чужой рынок.

          Объединение энергосистем откроет для российских производителей новые рынки сбыта, масштабы которых будут существенно больше российского»,

          – говорит Сергей Кондратьев.

          Россия также сможет активизировать торговлю электроэнергией. «Это не только экспорт электроэнергии, но в отдельных случаях импорт более дешевой электроэнергии, что в любом случае будет выгодно для наших потребителей», – добавляет эксперт.

          Когда единая энергосистема позволяет сглаживать внутрисуточные колебания электроэнергии, то это снижает необходимость создания резервных мощностей, что также приносит ощутимую экономическую выгоду. Этот эффект может быть актуален для всех участников энергообъединения. «Резервные мощности – это, как правило, очень дорогие мощности, так как они используются небольшое количество времени в году, условно 500-600 часов в год. При этом необходимость потратиться на их строительство и нести постоянные затраты на поддержание их в готовности. Если вместо этого в течение этого небольшого времени можно импортировать электроэнергию из другой страны, то это избавляет от необходимости нести большие капитальные затраты», – говорит Сергей Кондратьев.

          В конечном счете все это должно приводить к снижению цен на электроэнергию или к удержанию их на низком уровне, что является подспорьем для любой экономики. «Наиболее неэффективным производителям в этих странах придется уйти, потому что у потребителя появится выбор. Это будет способствовать конкуренции и созданию более эффективных мощностей», – говорит эксперт.

          Собственно, опыт существования энергокольца БРЭЛЛ доказывает выгоду подобных объединений. В остальной части ЕС цены на электроэнергию значительно выше, чем в Прибалтике. В то, что страны Прибалтики в итоге откажутся от этой крайне выгодной экономической истории, верят далеко не все.  

          «Пока много заявлений на эту тему со стороны политической элиты и госчиновников, но не от электросетевых компаний и операторов, которые управляют энергосистемами стран Балтики. А они, думаю, хорошо понимают те технические и экономические сложности, с которыми прибалтийская энергосистема может столкнуться при выходе из БРЭЛЛ», – говорит Кондратьев.

          Поэтому Прибалтика еще может передумать. Как, например, передумала Латвия, решив все-таки закупать дешевую электроэнергию с Белорусской атомной станции, которая построена российским Росатомом на российские кредитные средства. «Хотя на примере Прибалтики мы часто видим, как бесспорно экономически выгодные проекты оказываются под ударом из-за политических установок», – заключает собеседник. 


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          .masterhost
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............