Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевС заявлениями о «полном импортозамещении» яблок власти явно поторопились
Глава Минпромторга утверждает, что Россия решила крайне амбициозную задачу, поставленную несколько лет назад, – полностью отказаться от импортных яблок. Факты, однако, противоречат этому заявлению. И тем не менее есть целый ряд признаков, показывающих, как далеко Россия продвинулась в деле закладки собственных яблоневых садов.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров сделал сенсационное заявление. По его словам, на данный момент в России практически отказались от импорта яблок, сообщает RNS.
Даже европейцы сейчас признают, что яблоки, выращенные в средней полосе России, по своим вкусовым качествам выше, чем современные сорта за рубежом
«Я не так давно был в Ингушетии, там коллеги, которые выращивают яблоки, построили логистический центр по хранению яблок. Урожай был собран в сентябре – октябре 2016 года, мы могли попробовать яблоки, которые сохраняются по сей день. Существует специальная технология, в советское время этого невозможно было представить, поэтому мы практически отказались уже от импорта по этой номенклатуре», – сказал Мантуров.
Но так ли прав глава министерства? Россия, безусловно, сделала большой шаг вперед в поставленной несколько лет назад задаче – обеспечивать себя полностью яблоками, которые, в отличие, например, от бананов или винограда, могут расти чуть ли не в любом российском регионе. Однако импорт яблок еще имеется, говорит президент Национального союза производителей овощей Сергей Королев. По его данным, Россия ввозит сейчас лишь около 500 тыс. тонн яблок и импорт сократился на 30% с 2015 года.
В Ассоциации садоводов России другие данные – еще более расходящиеся с заявлениями Мантурова. «Почти полтора миллиона яблок завезли в прошлом году. Вроде санкции, а яблока импортного идет еще больше, чем до санкций. Едут через третьи страны – Сербию, Молдавию, но в основном через Белоруссию. С кем начинаем дружить, оттуда и идет польское яблоко. Поэтому в магазинах импортных яблок полно, и они давят на наш рынок», – говорит президент Ассоциации садоводов России, доктор сельскохозяйственных наук Игорь Муханин.
По его данным, Россия выращивает 760 тыс. тонн отечественных яблок, из которых около 500 тыс. – это товарное яблоко. Еще 1,380 млн тонн яблок Россия импортирует. Итого россияне потребляют около 1,9 млн тонн свежих яблок.
Однако положительные тенденции налицо. Во-первых, с каждым годом сбор собственных яблок растет. «Последние шесть–семь лет мы собирали по 400–500 тыс. тонн яблок, теперь – 760 тыс. Но главное, что мы начали продавать собственные яблоки и не в сезон – зимой и весной», – говорит Муханин.
Еще одна важная тенденция – огромный интерес инвесторов к закладке новых садов. То и дело отчитываются об очередном проекте закладки яблоневых садов в Калининградской, Саратовской, в Пензенской, во Владимирской, Воронежской областях и других. Закладывает сады Дагестан и Краснодарский край.
Недавно Минсельхоз отчитался, что госпрограмма по закладке всех садов в прошлом году была перевыполнена на 40%. Было засажено почти 15 тыс. га вместо плановых 10 тыс. га. Закладывали сады аж в 61 регионе страны. Всего с 2013 года в России было засажено 46,2 тыс. га садов, большая часть из которых интенсивного типа (28 тыс. га).
- Венесуэла способна расплатиться за российское зерно только бананами
- В деле вытеснения турецких помидоров Россия надеется на теплицы
- Заявления о «новом цикле» экономики России выглядят слишком оптимистично
- Россельхознадзор стал влиять на репутацию белорусских сыров
- Продажам российской курятины мешает ее цена
- Жалобы на крепкий рубль доказывают успешность российских аграриев
- Сельское хозяйство России почти достигло своего потолка
«Мы закладываем по 14 тыс. га садов в год. Такие темпы у нас были разве что при Советском Союзе. Если мы сохраним такую динамику и дождемся, когда эти деревья вырастут и начнут плодоносить, то сможем полностью отказаться от импортных яблок», – уверен президент Национального союза производителей овощей Сергей Королев.
Первый урожай можно увидеть на третий год после закладки. Учитывая, что первые новые сады стали закладывать в 2015-м, то как раз в этом году в России должны начать собирать дополнительные урожаи. «Если мы засадим хотя бы 80 тыс. га интенсивных садов, то проблему по яблокам точно решим», – говорит Королев. На сегодня интенсивных садов заложено порядка 30 тыс. га, то есть осталось высадить яблонь еще на 50 тыс. га. Это может занять три–четыре года, если засаживать по 15 тыс. га в год. Срок окупаемости такого проекта, по его словам, составляет 8–10 лет: три года деревья растут, еще пять–семь лет требуется на отдачу кредита.
Ставку надо делать именно на сады интенсивного типа с более высокой урожайностью. В среднем урожайность в России составляет 7 тонн на гектар, тогда как в Швейцарии, например, урожайность яблок в десять раз выше. «Но урожайность новых закладываемых садов интенсивного типа будет в среднем от 25 до 60 тонн на гектар», – говорит Королев.
Закладка одного гектара яблоневого сада может стоить от 400 тыс. до 3,5 млн рублей. «Все зависит от того, какие технологии применяются. Если это шпалерные технологии, когда деревья вдоль линии часто-часто высаживают, с капельным поливом, с противоградовой сеткой, то это стоит очень дорого. Если говорить про среднюю полосу России, можно уложиться и в 400 тыс.», – отмечает эксперт. Затраты на строительство плодохранилищ – примерно 60 тыс. рублей на хранение 1 тыс. тонн. Ведь важно иметь не только собственные сады, но и инфраструктуру для хранения яблок.
Рост интереса инвесторов к садоводству объясняется не только введением запрета на поставки фруктов из ЕС. Намного более важным является государственная поддержка новых садоводов. «Инвесторам государство возмещает до 80% затрат на закладку садов и строительство хранилищ», – говорит Королев.
По данным Минсельхоза на май 2017 года, Россия поддерживает 89 инвестпроектов садоводства на 2,2 млрд рублей кредитов. По ним уже выплачено субсидий на 270 млн рублей. В прошлом году на субсидии ушло 1,8 млрд рублей, в 2015 году – 2 млрд рублей. Поэтому главное, чтобы поддержка садоводства сохранилась, считает Королев. Инвесторов тревожит сейчас только то, как бы не сократили поддержку.
Однако Игорь Мухарин считает, что помощи от государства недостаточно. «Если бы закрыли, как положено, границы в рамках контрсанкций, конечно, было бы хорошо. Но Белоруссии они сделать ничего не могут, хотя она увеличила производство яблок в 8–10 раз», – говорит он. Во-вторых, европейским садоводам дотаций выдают больше. «Европейские производители яблок получают огромные дотации, поэтому себестоимость при одинаковых технологиях в два раза ниже», – говорит Мухарин.
«У них ЕС построил «холодильник» (хранилище) и отдает фермерам бесплатно. А у нас под 14–17% кредиты. Кто холодильник построил, становится рабом банка. Да, субсидии у нас дают, но только не всем, а особо приближенным. Тем, кто может документы все сделать, а там все устроено так, что документы невозможно правильно сделать. А садоводство – это очень дорогая и медленная отрасль. Мы готовы сажать и в три–четыре раза больше садов. Но денег мало, а субсидии получить непросто», – резюмирует он.
Переходить же на собственные яблоки России надо не только потому, что такую задачу поставил Минпромторг. Отечественные яблоки, уверяют эксперты, превосходят импортные по качеству.
«Даже европейцы сейчас признают, что яблоки, выращенные в средней полосе России, по своим вкусовым качествам выше, чем современные сорта за рубежом», – говорит Королев.
Кроме того, отечественные яблоки полезнее. «Чем холоднее климат, тем больше витаминов сохраняется. Наши яблоки по сравнению с импортными – это кладезь здоровья. Мы в средней полосе обрабатываем яблоки всего 5–6 раз за сезон, из них три раза до цветения. А иностранцы обрабатывают 35–40 раз, пестицидная нагрузка в разы выше. Яблоко окунают в яд 35 раз. Поэтому наше яблоко гораздо ценнее», – заключает Мухарин.