Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
21 января 2014, 19:15 • Экономика

Все равно мало

Доходы от платных дорог все еще невелики в России

Все равно мало
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

В прошлом году Автодор собрал с водителей на платных дорогах 1,6 млрд рублей, что вдвое больше, чем в 2012 году. Однако по плану госкомпания должна была зарабатывать значительно больше. В масштабе общих затрат государства на дорожное строительство эти доходы мизерны и не в состоянии хоть как-то облегчить нагрузку на бюджет.

Госкомпания «Российские автомобильные дороги» в 2013 году собрала 1,6 млрд рублей доходов от платных участков автодорог, находящихся в управлении компании, заявил председатель правления Автодора Сергей Кельбах. Всего платными трассами в 2013 году воспользовались более 26 млн водителей, 70% из которых – водители легковых автомобилей, остальные – грузовиков.

Платных дорог у нас слишком мало, чтобы они генерировали значительный денежный поток. Их строительство идет с большими трудностями и довольно долго

Это существенно больше, чем компания получила от платных дорог в 2012 году: тогда прибыль составила всего 750 млн рублей. Однако доходы от этого бизнеса пока все равно растут медленней, чем планировалось.

Согласно отчету Автодора, в 2012 году компания должна была получить 1,3 млрд рублей вместо 750 млн рублей. А в 2013 году госкомпания надеялась получить в виде сборов 2,1 млрд рублей, но в реальности собрала на полмиллиарда меньше.

«Фактические показатели отстают от прогнозных, потому что платных дорог у нас слишком мало, чтобы они генерировали значительный денежный поток. Их строительство идет с большими трудностями и довольно долго, в результате готовых участков не так много. Другой причиной является нежелание граждан платить за проезд по дорогам. Пока у нас культура использования платных дорог только формируется, массового стремления водителей ездить по платным дорогам еще не наблюдается», – говорит газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Провал по доходам в Автодоре также объясняли низкими темпами ввода платных дорог. Так, в 2012 году компания получила доходы только с двух платных участков трассы М4 «Дон» вместо запланированных четырех. И один из участков – коммерческий перегон протяженностью 22,7 км в Московской области – заработал только осенью 2012 года. Вторым участком стали 47 км трассы в Липецкой области.

В 2013 году к двум платным участкам трассы М4 прибавилось еще три в Тульской и Липецкой областях общей протяженностью 154,1 км. Благодаря этому, собственно, и удалось нарастить доходы. Теперь протяженность всех платных участков на этой трассе составляет 229,2 км, указывают в Автодоре.

Доходы от платных дорог в России пока выглядят каплей в море, если сравнивать с выделяемыми государством средствами на строительство и реконструкцию автомобильных дорог. Согласно программе Автодора до 2020 года, утвержденной правительством, за семь лет с 2013 года предстоит построить 2226 км новых скоростных автодорог. Бюджет потратит на это почти 1 трлн рублей (982,5 млрд рублей) за семь лет, то есть в среднем по 140 млрд рублей в год. На этом фоне доходы от сборов на платных участках в менее чем 2 млрд рублей просто теряются.

При этом триллион из бюджета – это лишь часть необходимых на выполнение плана до 2020 года средств. К ним прибавится еще 510 млрд рублей внебюджетных средств, которые появятся у Автотора за счет выпуска облигационного займа, в котором будут размещены средства Фонда национального благосостояния (на возвратной основе).

Собственно, заработанных за 2013 году 1,6 млрд рублей не хватит даже на строительство такого объекта, как новый выход на МКАД федеральной автодороги М1 «Беларусь» – Молодогвардейской транспортной развязки площадью 25 га (заработала осенью). Только на первый этап работы потребовалось в 12 раз больше – 19,5 млрд рублей.

Впрочем, сбор платы – это лишь один источник доходов Автодора. Другой источник – это дорожная инфраструктура. Компания может легко увеличить доходы за счет размещения на придорожной территории различных кафе, магазинов, сервисов и пунктов обслуживания. А еще проще можно заработать на сдаче в аренду придорожных участков тем, кто будет зарабатывать на обслуживании водителей. И Автодор собирается стать рантье, построив придорожную инфраструктуру.

Однако пока Россия зарабатывает на платных дорогах крайне мало для того, чтобы облегчить нагрузку на федеральный бюджет и экономику страны, которой грозит затянувшаяся стагнация.

В развитых же странах платные дороги реально помогают развитию дорожной инфраструктуры. Так, по данным саморегулируемой организации дорожных проектных организаций «Родос», в Норвегии доходы от платных дорог составляют 32% от дорожного бюджета, а в Испании – около 46%. А Франция сумела сократить расходы госбюджета на финансирование национальной дорожной сети с 56% до 22%, в то время как доходы от платных дорог увеличила с 32% до 57%. Правда, произошло это не в одночасье, а в течение последних 25 лет, так что у Автодора еще есть время повторить этот удачный опыт.

Но если темпы ввода платных дорог и развития придорожной инфраструктуры останутся такими же, как сейчас, то нарастить доходы от сбора платы за проезд до 39,5 млрд рублей к 2020 году, как планирует госкомпания, будет нереально.

Впрочем, Дмитрий Баранов считает, что пока рано говорить о неудаче: 1,6 млрд рублей – это только начало пути, со временем доход от проезда по платным дорогом будет увеличиваться.

Планы Автодора на 2014 год вселяют некоторую надежду. В этом году уже появился новый платный участок: за въезд с трассы Москва – Минск на МКАД с 1 января придется заплатить 10,5 рублей за километр.

Всего в этом году Автодор собирается построить в России 198 км новых платных дорог. В частности, рассказал Кельбах, в платном режиме заработают два участка скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург (известный протестами экологов участок с 15-го по 58-й км плюс отрезок с 258-го по 334-й км).

К ним добавятся также два платных участка трассы М4 «Дон». Причем второй участок на этой трассе протяженностью 72 км будет сдан на год раньше срока и позволит обойти проблемный участок в районе Вышнего Волочка, радуется Кельбах. Появление только этого участка трассы обошлось строителям в 46,5 млрд рублей, 90% из которых – бюджетные средства.

Появление новых платных дорог вкупе с обещанной летом индексацией оплаты проезда на 6% (уровень инфляции) должны увеличить доходы Автодора от этого бизнеса.

..............