
Написать нехорошие слова на вражеском здании может воевавший, с боем пробившийся солдат. И его все поймут и простят. А когда что-то пишет упитанный гражданский, проездом на фронте – это вызывает негатив.
0 комментариевНаписать нехорошие слова на вражеском здании может воевавший, с боем пробившийся солдат. И его все поймут и простят. А когда что-то пишет упитанный гражданский, проездом на фронте – это вызывает негатив.
0 комментариевНикакого ликования по поводу возможного мира не будет. Настанет строгое, сосредоточенное время, за которое страна постарается решить проблемы, накопившиеся в период СВО. Это будет время мирной мобилизации.
16 комментариевВопреки распространенному стереотипу, Европа совсем не всегда следовала за США в своей внешней политике. Просто сейчас их разногласия распространились на Россию – а раньше против нашей страны они выступали единым фронтом. К сожалению, у Евросоюза очень большие шансы переубедить Вашингтон и вернуть американцев на антироссийские рельсы.
17 комментариевРособоронэкспорт потеряет 4 млрд долларов из-за Ливии
Рособоронэкспорт потеряет 4 млрд долларов прибыли из-за революции в Ливии, подсчитал гендиректор госкорпорации «Ростехнологии», в которую входит Рособоронэкспорт, Сергей Чемезов.
Ранее Совбез ООН ввел санкции на поставку в Ливию оружия. Введение этих санкций может оказать существенное влияние на объемы российского оружейного экспорта. Россия подписала контракты в сфере ВТС на сумму около 2 млрд долларов, а в стадии подготовки находились соглашения на поставку авиационной техники и средств ПВО на 1,8 млрд долларов.
Потеря 4 млрд долларов – это неприятно, но катастрофы не случилось. Весь пакет российских экспортеров оценивается в 45–48 млрд долларов. На Ливию приходится не более 10% от всех заказов
Между тем глава МИД России Сергей Лавров заявлял, что Ливия обязана оплатить все выполненные контракты по поставке оружия, несмотря на эмбарго, введенное Совбезом ООН.
«Чемезов включил в потери не только подписанные контракты, но и соглашения, которые находились в финальной стадии подписания», – рассказал газете ВЗГЛЯД замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Крупный контракт с Ливией стоимостью 1,3 млрд евро был подписан в январе 2010 года во время визита в Москву министра обороны Ливии Юниса Джабера. Ливия заказала большую часть стрелкового оружия, шесть учебно-боевых самолетов Як-130, различную бронетехнику, а также запчасти к ранее поставленному вооружению.
«Потеря 4 млрд долларов – это неприятно, но катастрофы не случилось. Весь пакет российских экспортеров оценивается в 45–48 млрд долларов. На Ливию приходится не более 10% от всех заказов», – говорит Константин Макиенко. Хотя, безусловно, это может сказаться на снижении общего объема контрактов, не исключает эксперт. По его оценке, в 2010 году Рособоронэкспорт подписал экспортных контрактов более чем на 10 млрд долларов. «Какой объем будет в этом году, предугадать невозможно», – говорит он.
Впрочем, в самой госкорпорации придерживаются оптимистичного прогноза, несмотря на заявленные убытки от потерянных контрактов с Ливией. Отвечая на вопрос, превысит ли экспорт российского вооружения в этом году 10 млрд долларов, Сергей Чемезов сказал «Интерфаксу»: «Постараемся».
Рособоронэкспорт потеряет не только деньги, замечает Константин Макиенко. Ливия должна была стать стартовым заказчиком для некоторых систем, в частности для нового российского многофункционального истребителя Су-35 и нового боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор».
«Первый экспортный заказчик нового оружия – это всегда очень важно. Наличие такого партнера облегчает дальнейшее продвижение нового продукта. Есть целый ряд импортеров, которые покупают только то, что уже продается на рынке, не рискуя выступать стартовыми заказчиками», – объясняет эксперт.
Ожидалось, что Ливия закажет, по разным данным, от 12 до 15 истребителей Су-35 общей стоимостью 800 млн долларов. Причем контракт был полностью согласован и уже готов к подписанию. Триполи планировал закупить не менее 10 вертолетов Ка-52, а также порядка 40 зенитных ракетно-пушечных комплекса «Панцирь-С1» и два дивизиона зенитной ракетной системы С-300ПМУ2 «Фаворит» С на сумму более 1 млрд долларов.
Ливия также интересовалась новейшей российской зенитной ракетной системой С-400 «Триумф», танками Т-90С, подводными лодками проекта 636, скоростными ракетными катерами типа «Молния», ракетными системами залпового огня «Град» и другим вооружением. Теперь об этих заказах Рособоронэкспорту придется забыть.
Впрочем, из-за введения санкций Совбезом ООН на поставку оружия в Ливию может выиграть российская армия, считает профессор Академии военных наук Вадим Козюлин из Центра политических исследований России. Он вспоминает скандал с Алжиром в январе 2009 года, когда алжирские ВВС вернули России 15 заказанных истребителей МиГ-29, высказав недовольство их качеством.
«Это была убыточная сделка, но в итоге теперь у российских военных есть новые самолеты. Возможно, что вооружение, которое производилось для Ливии, теперь тоже достанется российской армии», – говорит Козюлин. По его словам, найти новых импортеров взамен Ливии сложно, так как на переговорные процессы, как правило, уходят годы.
Эксперт уверен, что когда ситуация в Ливии разрешится, велика вероятность того, что новые ливийские военные вновь вернутся к закупке российского оружия. Дело в том, что в период СССР Ливия была одним из крупнейших импортеров советского оружия.
Неудивительно, что в общем объеме российско-ливийского военно-технического сотрудничества значительная часть приходится на поставку запчастей и модернизацию находящейся на вооружении ливийской армии боевой техники советского производства. «То, что Ливия не купила в этот раз, она может докупить в следующий», – считает Вадим Козюлин.
Как говорил военно-дипломатический источник в Москве, в период с 1981-го по 1985 год Советский Союз поставил в Ливию около 350 боевых самолетов, в том числе 130 истребителей МиГ-23, 70 МиГ-21, шесть фронтовых бомбардировщиков Су-24 и шесть дальних бомбардировщиков Ту-22. На вооружении ливийской армии находится порядка 4 тыс. единиц советской бронетехники, большое количество зенитных ракетных комплексов, а также военно-морская техника и другое вооружение.
Козюлин считает, что не только революция в Ливии может сказаться на объемах экспортных поставок вооружения. «Этот сегмент рынка не может расти беспредельно. Россия давно перестала производить новое оружие, предлагая рынку только то, что давно разработал Советский Союз. От закупки российского вооружения уже отказался Китай и в некоторой степени начинает отказываться Индия. США и ЕС установили эмбарго на поставку оружия Китаю, и это было на руку России. Однако теперь Китай научился самостоятельно производить большую часть того, что ранее закупал в России. Для Индии же открылся западный рынок: они могут закупать американское оружие», – говорит Вадим Козюлин.