Глеб Простаков Глеб Простаков Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы, вне всяких сомнений, бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может оказаться недостаточно для того, чтобы европейские страны предали гегемона, – слишком велика зависимость от США.

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

12 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.

15 комментариев
13 сентября 2007, 20:44 • Экономика

ЛУКОЙЛ готовится к покупкам

Вагит Алекперов готовится к покупкам

ЛУКОЙЛ готовится к покупкам
@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Tекст: Георгий Воронков

ЛУКОЙЛ зарезервировал 9 млрд долларов на покупку перерабатывающих и транспортных активов в Европе. Приобретение новых мощностей вписывается в долгосрочную стратегию развития компании, согласно которой объем переработки к 2016 году должен составить 100 млн тонн. Но компанию часто не пускают за рубеж по идеологическим соображениям.

ЛУКОЙЛ зарезервировал 9 млрд долларов, которые собирается потратить на нефтеперерабатывающие и транспортные активы в Европе. Об этом со ссылкой на вице-президента компании Леонида Федуна сообщает газета Financial Times.

Приобретение активов в Европе для российских компаний сильно осложнено общим негативным настроем к российским инвестициям

«До недавнего времени существовала не лучшая ситуация для приобретений, поскольку фондовые рынки росли и цены на нефть были высоки, – рассказывает топ-менеджер. – Таким образом, у продающей стороны были очень высокие ожидания, в том числе и в отношении цен». Сейчас, по словам господина Федуна, фондовые рынки выглядят гораздо более здоровыми.

По прогнозу Леонида Федуна, наличие у ЛУКОЙЛа перерабатывающих мощностей в европейских странах позволит компании зарабатывать в год как минимум на 1 млрд долларов больше. Он отметил, что переработка интересует компанию в Польше, Венгрии и Австрии, но политика протекционизма делает их покупку невозможной.

В Польше ЛУКОЙЛ хотел бы купить PKN и Lotos, в Австрии – OMV и в Венгрии – MOL. «Мы пытались, но не встретили никакого понимания», – пояснил он. По его словам, невозможность покупки PKN и Lotos объясняется нежеланием Польши продавать свои активы «по идеологическим соображениям».

В пресс-службе ЛУКОЙЛа не подтвердили и не опровергли заявление вице-президента Леонида Федуна о зарезервированных 9 млрд долларов.

Источник газеты ВЗГЛЯД в компании уверен, что никаких денег на покупку перерабатывающих и транспортных мощностей в ЛУКОЙЛе не зарезервировано и «конкретных целей приобретения сейчас нет».

«ЛУКОЙЛ рассматривает разные возможности по приобретению активов, – поясняет источник. – Но компании в секторе нефтепереработки за последнее время выросли в цене, и сейчас покупка экономически неприемлема». Но в ближайшее время цены упадут. «Когда ценовые ожидания владельцев НПЗ будут скорректированы, можно будет продолжить переговоры», – отмечает он.

Как писала газета ВЗГЛЯД, у ЛУКОЙЛа уже несколько раз срывались сделки по покупке перерабатывающих мощностей в Европе. Концерну не удалось приобрести Гданьский НПЗ в Польше, Mazeikiu Nafta в Литве, Hellenic Petroleum в Греции.

В 2006 году ЛУКОЙЛ не смог купить ливийскую компанию Tamoil, которая владеет тремя НПЗ в Западной Европе, и нефтеперерабатывающий завод Europoort, принадлежащий Kuwait Petroleum International.

Покупка НПЗ необходима ЛУКОЙЛу для реализации его долгосрочной стратегии развития. Согласно документу к 2016 году объем переработки должен увеличиться до 100 млн тонн. Программа также предусматривает сокращение удельного веса российских активов в структуре переработки ЛУКОЙЛа с 71 до 56%. В Европе компания планирует к 2016 году увеличить переработку на 13–16 млн тонн.

«Приобретение перерабатывающих и транспортных активов в Европе для российских компаний сильно осложнено как новым законодательством, так и общим негативным настроем к российским инвестициям, – отмечает аналитик ИК Financial Bridge Дмитрий Александров, – и не только в области энергетики и ресурсов».

Скорее всего, теперь российским компаниям придется довольствоваться долевым участием в европейских активах. «Как, например, Роснефть и Shell в НПЗ Miro в Карлсруэ», – рассуждает он.

По мнению Дмитрия Александрова, более эффективными могут стать покупки в рамках СП с компаниями бывших советских республик или перекупка европейских активов у них.

«Другой перспективный путь – оплачивать покупки не деньгами, а долями в добывающих проектах на территории России, – отмечает эксперт. – При таком подходе иностранные партнеры получают доступ к сырью, российская сторона – к переработке в Европе».

В этом регионе высокая прибавочная стоимость (в среднем 30–37 долларов на тонну нефти) и устойчивый спрос на нефтепродукты по высокой цене (в 1,5–1,9 раза выше российской).

Поиск новых активов, по прогнозам господина Александрова, может быть результативным в Юго-Восточной Европе – Греции и Болгарии. «Там часть проектов можно привязать к строящейся нефтепроводной сети, – рассуждает эксперт. – В других государствах тоже есть шансы, но нужен постоянный мониторинг и двусторонние контакты с владельцами активов».

При этом, по словам эксперта, необходимо учесть, что в Европе множество НПЗ, у которых несколько владельцев, и часто продажа долей может быть блокирована, в том числе применением преимущественного права выкупа. «Так было при продаже доли Conoco в Ceska Rafinerska, – напоминает аналитик, – когда Eni воспользовалась опционом и ЛУКОЙЛ не смог приобрести пакет».

По неофициальной информации, интересы ЛУКОЙЛа в Европе не ограничиваются переработкой и транспортировкой – концерн рассматривает возможность приобретения французской компании Vallourec, одного из крупнейших производителей труб для нефтегазовой промышленности.

..............