G8 – барометр отношений с США
![]() |
14 июля 2006, 17:09
Фото: ИТАР-ТАСС Текст: Ярослав Лисоволик, главный экономист компании Deutsche UFG |
Сам по себе саммит вряд ли принесет какие-либо открытия или кардинальные изменения в развитии российской экономики, считает главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. В то же время шаги, которые Россия предпринимает в рамках подготовки к форуму, уже начинают оказывать существенное влияние на экономическую политику российского руководства.
В начале этого года получили широкое распространение ожидания, что председательство в «восьмерке» станет для России своеобразной смирительной рубашкой, которая предотвратит любые эксцессы как в политической, так и экономической сфере. Однако эти ожидания были быстро развеяны противостоянием между Россией и Украиной по газовому вопросу и проведением Россией в целом более активной внешней политики в отношении стран ближнего и дальнего зарубежья. Это привело к новому всплеску критики политики Путина на Западе и требованиям лишить Россию статуса члена «Большой восьмерки».
Трудности и успехи
С точки зрения доли в мировом ВВП и экспорте Россия не входит даже в десятку мировых экономических державУчастие России в элитарном клубе всегда осложнялось звучащими в ее адрес обвинениями в несоблюдении тех стандартов, которым следуют мировые экономические державы. С точки зрения доли в мировом ВВП и экспорте Россия не входит даже в десятку мировых экономических держав.
Не только предстоящий саммит, но и другие аспекты, связанные с членством в «Большой восьмерке», оказывают влияние на изменение политики российского руководства. В частности, возведение в ранг приоритетных задачи снижения инфляции, включая принятие слишком амбициозных планов по сокращению инфляции на краткосрочную и среднесрочную перспективу, может отчасти объясняться стремлением России закрыть зияющую пропасть отставания по показателям инфляционной динамики от других стран «восьмерки».
И темпы, которыми в последние годы Россия сокращает это отставание, впечатляют: за последние пять лет ВВП России увеличился более чем вдвое, а ее доля в мировом экспорте также существенно возросла, хотя и в основном за счет высоких цен на энергоносители. Ощутимую роль Россия играет в мировой энергетике, особенно с точки зрения энергоснабжения стран СНГ и Европы.
В данной связи председательство России в «восьмерке», с одной стороны, делает ее уязвимой, а с другой – дает возможность оказаться в центре внимания инвесторов. Судя по развитию событий, президент Путин решительно настроен использовать все выгоды от председательства, но при этом дает понять, что не позволит использовать уязвимость России.
Барометр политических отношений
![]() Главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик |
На самом деле важнейшие политические шаги, направленные на либерализацию экономики и оздоровление инвестиционного климата в стране в текущем году, были спланированы так, чтобы совпасть или по крайней мере максимально быть приближенными по времени к саммиту. Это касается, в частности, либерализации операций с капиталом, соглашения о досрочном погашении долга России перед Парижским клубом кредиторов и завершения переговоров о вступлении России в ВТО.
Изначально либерализация операций с капиталом планировалась на 1 января 2007 года, но в мае этого года президент Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию предложил правительству сделать это раньше – с 1 июля 2006 года. Согласование в июне более крупной, чем ожидалось, суммы досрочно погашаемого долга перед Парижским клубом, по общему мнению, тоже было приурочено к саммиту «Большой восьмерки». Премия к сумме задолженности, которую Россия согласилась выплатить членам Парижского клуба (что примечательно, еще в прошлом году такой шаг назывался «политически неприемлемым»), может быть расценена как цена, заплаченная Россией за то, чтобы перед саммитом освободиться от статуса должника.
Вместе в тем июльский саммит вряд ли станет простой формальностью, хотя традиционно такие встречи ограничиваются общими изъявлениями доброй воли и перечислением опасностей, угрожающих нарушить глобальный экономический баланс.
Встреча в Санкт-Петербурге должна продемонстрировать наличие у России административных возможностей как для должной организации саммита, так и для решения стоящих на его повестке задач. Еще более важно то, что встреча в Санкт-Петербурге должна сыграть роль своего рода барометра текущего состояния политических отношений между Россией и ее партнерами по «Большой восьмерке», и в первую очередь с США.
В последнее время у России появились более мощные рычаги влияния в отношениях с Западом, однако она по-прежнему нуждается в определенных уступках со стороны своих западных партнеров.
В первую очередь это касается возможности участвовать в работе «Большой восьмерки» наравне с другими входящими в нее странами (в особенности во встречах министров финансов), а также членства в таких международных организациях, как ВТО и ОЭСР. Отсутствие членства в ВТО и ОЭСР повышает значимость «Группы восьми» как инструмента активизации участия России в развитии мировой экономики.
В этих условиях участие России в «Большой восьмерке» становится важнейшим фактором поддержания и развития взаимодействия западных стран и России, в связи с чем не стоит ожидать сколько-нибудь серьезной критики России со стороны Запада в ходе предстоящего саммита. Достижение договоренностей о вступлении в ВТО и совместные инициативы в сфере энергетической безопасности могут стать сигналом улучшения отношений России с Западом.