Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
5 мая 2006, 15:52 • Экономика

Рахмонов отказал Дерипаске

Дерипаска не сможет купить ТадАЗ

Рахмонов отказал Дерипаске
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Эльдар Бадырханов

Власти Таджикистана отказались от планов по приватизации Таджикского алюминиевого завода. Интерес к предприятию, обеспечивающему 50% валютной выручки Таджикистана, проявлял РУСАЛ Олега Дерипаски. Для отказа от приватизации у таджикских властей были как экономические, так и политические причины, говорят аналитики.

Таджикистан отказался от планов приватизации Таджикского алюминиевого завода, заявил в пятницу президент страны Эмомали Рахмонов. «В настоящее время вопрос о приватизации ТадАЗа не стоит», – сказал Рахмонов в ходе бизнес-форума в Астане в пятницу. «Мы не намерены его приватизировать, – говорит президент Таджикистана. – Вопрос сейчас не о приватизации, необходимо сотрудничество».

Среди потенциальных покупателей акций ТадАЗа участники рынка называли и «СУАЛ-Холдинг», подконтрольный предпринимателю Виктору Вексельбергу

В тоже время Рахмонов утверждает, что возможным приобретением ТадАЗа заинтересовались казахские предприниматели.

ТадАЗ, располагающийся в 60 км западнее Душанбе, начал производство алюминия в 1976 году. Мощность завода составляет 600 тыс. тонн алюминия в год. Финансовые данные предприятие не раскрывает. Экспорт алюминия обеспечивает около 50% валютных поступлений в экономику страны.

По неофициальной информации участвовать в приватизации ТадАЗа собирался «Русский Алюминий». Глава совета директоров РУСАЛа Олег Дерипаска не подтверждал эти данные, называя их «фантазиями». Но в октябре 2004 года в Душанбе были подписаны соглашения, согласно которым, кроме строительства Рогунской ГЭС и нового алюминиевого завода, РУСАЛ вложит в модернизацию двух электролизных цехов ТадАЗа 150 млн. долларов.

Алюминиевый концерн Дерипаски тесно сотрудничает с властями Таджикистана. РУСАЛ намеревался построить новую очередь в рамках существующего производства ТадАЗа мощностью 200 тыс. тонн первичного алюминия в год, а в перспективе – собственный завод на базе Рогунской ГЭС, достройку которой компания осуществляет в настоящее время. Общие инвестиции в строительство Рагунской ГЭС, модернизацию старого алюминиевого завода и строительство нового завода в Таджикистане, как ожидается, составят около 1,8 млрд. долларов, говорил Дерипаска в прошлом году. Инвестиции в строительство ГЭС составят 1,2 млрд., и около 600 млн. долларов предполагается вложить в модернизацию старого алюминиевого завода и строительство нового.

Пресс-секретарь РУСАЛа Вера Курочкина не стала комментировать отказ таджикских чиновников от приватизации алюминиевого завода.

Среди потенциальных покупателей акций ТадАЗа участники рынка называли и «СУАЛ-Холдинг», подконтрольный предпринимателю Виктору Вексельбергу. В компании газете ВЗГЛЯД сказали, что решение Рахмонова не повлияет на стратегию СУАЛа.

«Решение правительства Таджикистана не скажется ни на производственной деятельности, ни на планах СУАЛа», – сказал газете ВЗГЛЯД директор по связям с общественностью «СУАЛ-Холдинга» Алексей Прохоров. По его словам, если бы правительство Таджикистана выставило завод на продажу, то холдинг «потенциально мог бы им заинтересоваться». «Надо было бы рассмотреть, на каких условиях продается завод, а потом, возможно, было бы принято решение – покупать или нет. А так как руководство республики отказалось от плана приватизации предприятия, то говорить не о чем. В мире перманентно выставляется на продажу множество заводов, и с ТадАЗом СУАЛ связывает только общий род деятельности», – говорит Прохоров.

По словам Эмомали Рахмонова, объем производства ТадАЗа сейчас составляет 400 тыс. тонн в год. В прошлом году выпуск составил 379 тыс. 630 тонн алюминия. «В этом году на 420 тыс. тонн выйдем», – пообещал президент.

Правительство Таджикистана в ноябре 2003 года издало постановление о приватизации особо крупных предприятий страны и о разработке индивидуальных планов по их продаже к концу 2007 года. План приватизации ТадАЗа планировалось разработать до середины 2005 года, затем правительство говорило о возможности подготовить план приватизации предприятия в 2006 году.

В Министерстве экономики и торговли Таджикистана газете ВЗГЛЯД не смогли прокомментировать слова президента страны, заявив, что «не располагают никакой информацией о заявлении главы государства».

«Конечно, отказ от приватизации не нанесет прямого ущерба российским алюминиевым концернам. Но можно говорить о косвенном ущербе для РУСАЛа и в меньшей степени – для СУАЛа. В мире возникла тенденция к укрупнению активов в отрасли, и поэтому приобретение таджикского завода могло бы пойти на пользу этим компаниям. Тем более что РУСАЛ обещал удвоить производство алюминия к 2010 году. А покупка ТадАЗа могла бы восполнить возможный дефицит перерабатывающих мощностей», – сказал газете ВЗГЛЯД аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов.

По его словам, отказ от приватизации мог быть вызван как политическими, так и экономическими причинами. «Цены на алюминий в мире достаточно высокие, и нет причин для снижения. Президент Таджикистана хочет единолично контролировать доходы от экспорта», – говорит Парфенов.

..............