Когда после радостного улюлюкания медиа Европы по поводу начала обстрелов ракетами типа ATACAMS вглубь российской территории в ответ прилетело что-то непонятное и очень быстрое, наступила информационная тишина. Будем считать это началом фазы «отрицание».
16 комментариевКот или «русские»: кто поссорил создателей Джеймса Бонда?
Кот или "русские": кто поссорил создателей Джеймса Бонда?
У нового фильма о британском суперагенте 007 Джеймсе Бонде сменился режиссер. Оскароносный Дэнни Бойл из-за противоречий с исполнителем главной роли Дэниелом Крейгом и продюсерами покинул съемочную группу. Рассорил их, говорят, «русский вопрос» – Бойл хотел посвятить ленту нынешней холодной войне. Так что, будет ли Бонд, Джеймс Бонд, снова сражаться с русскими?
Серия фильмов о Джеймсе Бонде – такая же неотъемлемая часть современной популярной культуры, как «Звездные войны» или «Гарри Поттер». Только Бонд гораздо старше.
Первый фильм о приключениях агента 007 с лицензией на убийство «Доктор Ноу» вышел в 1962 году. Вопреки сложившемуся у нас убеждению, киносериал не был антисоветским – кинематографический Бонд в большинстве случаев сражался не с советскими шпионами, а с международными террористами или гитлеровскими недобитками.
Фильм «Из России с любовью» (1963 год), ставший вторым в эпопее, рассказывал не о «плохих русских», а о «плохой» организации СПЕКТР, которая хочет поссорить Британию и СССР. То, что одна из главных «плохишей», Роза Клебб, является по совместительству агентом КГБ, компенсируется тем, что девушка самого Бонда, Татьяна Романова – русская.
Так что никакой нелюбви к России и русским в фильме нет, название не врет. В следующий раз сверхдержавы оказались на грани столкновения в пятом фильме 1967 года – и снова СССР ничего «плохого» не делал, просто СПЕКТР опять пытался поссорить сверхдержавы.
Еще через 10 лет, в 1977 году, вышел десятый эпизод: «Шпион, который меня любил» – Джеймс Бонд совместно с советским спецагентом майором КГБ Анной Амасовой противостоит маньяку Карлу Стромбергу, который (вот сюрприз!) в очередной раз пытается поссорить сверхдержавы. В этом фильме впервые появляется генерал КГБ Анатолий Алексеевич Гоголь.
Еще через четыре года, в 12-м фильме «Только для твоих глаз», Бонд и Гоголь схлестнулись в схватке за сверхсекретный компьютер ATAC, но «главным гадом» все равно оказался грек Аристотель Кристатос.
И только в следующей серии, вышедшей в 1983 году «Осьминожке», появился первый после Розы Клебб однозначно «плохой» русский – генерал Орлов, пожелавший взорвать атомную бомбу на базе ВВС США в Германии с целью добиться вывода американских войск из Европы. Однако Орлова в итоге убивает все равно не Бонд, а пограничники ГДР.
В фильме 1985 года «Вид на убийство» главный антагонист Бонда – бывший сотрудник КГБ Макс Зорин. Вот только он стал убежденным антикоммунистом, и в конце фильма генерал Гоголь торжественно награждает Бонда в Москве орденом Ленина за «ликвидацию перебежчика». То есть на перестройку создатели эпопеи отреагировали моментально.
Похожая ситуация в следующей серии, «Искры из глаз» – Бонд совместно с «хорошими генералами КГБ» Пушкиным и Гоголем выступает против «плохого генерала КГБ» Георгия Коскова.
Потом был перерыв до 1995 года, когда в фильме «Золотой Глаз» новый Бонд Пирс Броснан и новая М в исполнении Джуди Денч сражаются с «русской мафией» и бывшим агентом MI-6 Алеком Травельяном. Травельян оказался человеком сложной судьбы – сыном сражавшихся на стороне Гитлера белоказаков, чьих родителей Британия выдала СССР, и он всю жизнь мечтал отомстить именно англичанам.
- В чем принципиальная разница в отношении русских и американцев друг к другу
- Образ России как врага связан не столько с самой Россией
- Русская мафия у британских кинопродюсеров обросла израильскими корнями
В следующем фильме «Завтра не умрет никогда» (1997 год) Британия и Россия проводят совместную антитеррористическую операцию, а «главные гады» теперь уже пытаются спровоцировать войну Британии с Китаем. В 1999 году в фильме «Целого мира мало» Бонду спасает жизнь русский мафиози Жуковский.
Снова отрицательный русский персонаж появляется в фильме 2002 года «Умри, но не сейчас», где действует русский ученый, который по заказу британского сумасшедшего миллионера создает спутник «Икар», способный сжечь Землю.
В фильмах с Дэниелом Крейгом, стартовавших в 2006 году, русских среди основных персонажей до сих пор не было. В фильме 2008 года «Квант милосердия» одной из локаций названа Казань, но в реальности съемки проходили в Англии.
Столь подробный разбор эпизодов бондианы необходим для того, чтобы подтвердить несомненный факт: явной русофобии в сериале не было даже в самые суровые годы холодной войны.
Да, Бонд без особых сожалений расправлялся с безымянными «агентами КГБ», но он с таким же равнодушием убивал пытавшихся ему в чем-то помешать соотечественников, а также немцев, китайцев, корейцев, американцев и так далее по всему земному шару.
Да, в фильме была «развесистая клюква» вроде поездки на танке по центру Санкт-Петербурга или путешествия на собаках по Сибири, но жители других стран обнаружат не меньшее количество «клюквы» про себя – чего стоит одна только гонка на мотоциклах по крыше стамбульского Гранд Базара.
Официальные сотрудники КГБ в фильмах о Бонде всегда были или достойными благородными соперниками, или даже союзниками британской MI-6. Никогда Советский Союз не изображался «империей зла»,
мечтающей поработить человечество, как в некоторых образцах американской «киноклюквы». Никогда русские не изображались в виде злобных карикатур – как, например, в некоторых сериях «Рэмбо» или «Рокки».
Популярный кинематограф обязан отображать реальность, поэтому логично, что новый фильм про самого знаменитого британского шпиона никак не может игнорировать нынешнее обострение отношений России и Британии. Но главный вопрос в том, как это будет отображено.
Как пишет газета The Telegraph, лауреат «Оскара», автор таких фильмов, как «На игле» и «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойл не будет снимать новый фильм про Бонда, соавтором сценария к которому он уже стал.
Версий две – противоречия с продюсерами и с Дэниелом Крейгом. Продюсеры якобы недовольны решением режиссера сосредоточиться на напряженности с Россией и «современной холодной войне», а Крейгу вроде бы не понравился польский актер Томаш Кот, которого постановщик видел в роли главного русского злодея.
Дэнни Бойл, в отличие от многих американских актеров и режиссеров, ранее не был замечен в беспричинной русофобии (рекордсменом тут, конечно, остается Морган Фримен, на которого в прошлом году внезапно «напала Россия»). В интервью сайту «Кинопоиск» в 2017 году Бойл говорил:
«Россия – все же удивительное место. Не знаю, в каком направлении мы сейчас движемся в политическом плане, что вообще будет с миром и со всеми нами. Но мы всегда должны помнить о том, что многим обязаны России, вернее, Советскому Союзу, без которого победа над Германией во Второй мировой была бы невозможной».
Хотя личные взгляды – личными взглядами, а желание соответствовать ожиданиям британской публики – совсем другое. Вполне возможно, что продюсерам, чьей задачей является не столько творческое самовыражение, сколько соответствие новых серий давно сложившимся канонам бондианы, сценарий, в котором действовали «очень плохие русские», мог категорически не понравиться.
Версия про неприятие Дэниелом Крейгом кандидатуры Томаша Кота тоже может оказаться правдой – исполнитель главной роли имеет право голоса по поводу своих напарников и напарниц на съемочной площадке начиная с самого первого фильма «Казино Рояль». Разумеется, между приносящим сотни миллионов долларов Крейгом и пока не снявшим ни одного фильма бондианы Бойлом продюсеры выбрали Крейга.
Новый фильм ожидался в октябре следующего года. Хотя возможно, что в связи со сменой режиссера это теперь произойдет позже.
Кто бы ни пришел на вакантное место постановщика, вряд ли главный шпионский сериал мира сможет проигнорировать новую холодную войну, в наступлении которой нет ни малейших сомнений. И главный вопрос – каким будет «возвращение русских» в бондиану: в качестве благородных противников и желаемых союзников или, в полном соответствии с созданным в британских СМИ образом, новые «агенты ГРУ» будут, зловеще хохоча, травить честных британцев химическим оружием без всякой причины и логики.
Во втором случае в нашей стране неизбежно возникнут инициативы не выдавать новому фильму про Бонда прокатного удостоверения, как произошло с глупой и оскорбительной, но совершенно безвредной британской комедией «Смерть Сталина».
Но это, безусловно, лишнее. Даже если продюсерам не удастся удержать режиссера в рамках канона и русские персонажи окажутся карикатурными злодеями, все равно на этот опус будет смысл посмотреть массовому зрителю, чтобы из первых рук убедиться: да, Запад видит нас всех именно так.
56-летняя история бондианы позволяет пока что надеяться на то, что даже если в конце 25-го фильма Бонд с большим трудом победит русского злодея в исполнении польского или другого восточноевропейского актера, бессмысленной русофобии в фильме все-таки не будет.
Подождем – увидим.