Взгляд
15 августа, суббота  |  Последнее обновление — 04:26  |  vz.ru
Разделы

Главное достижение СССР после спутника и лампочки Ильича

Дмитрий Волошин, сооснователь Otus.ru
Накопленные за 20 лет компромиссы с питанием, алкоголем, сидячим образом жизни и прочими излишествами нехорошими начинают активно подавать признаки жизни. И если в 40 это еще могут быть просто поклевки, то в 50 начнется шоу с конями. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Доверять нельзя контролировать

Александр Малькевич, президент Фонда защиты национальных ценностей
Разочарованные сотрудники Facebook теперь бросают вызов Цукербергу и руководству на общих собраниях компании, устраивают виртуальные забастовки и задаются вопросом: «Делает ли их работа мир лучше?». Боюсь только, что финал у этой истории будет традиционным для западных «новых медиа». Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Белоруссия проходит развилку, которую уже успешно прошла Россия

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Самую большую ошибку, которую может совершить власть и ее сторонники – мазать одним миром значимую часть общества и политические силы, стремящиеся использовать его в своих деструктивных целях. Можно провести мысленный эксперимент: представьте себе, что в декабре 2011 года история России пошла иным путем. Подробности...
Обсуждение: 119 комментариев

В Белоруссии на забастовки вышли рабочие заводов-гигантов

Все больше рабочих белорусских предприятий выходят на забастовки с призывами к властям отменить результаты президентских выборов. Рабочие также устраивают митинги с требованием прекратить насилие в стране. Сам президент Белоруссии Александр Лукашенко увидел в забастовках на заводах выгоду для иностранных государств
Подробности...

Белоруссию после выборов охватили массовые беспорядки

В воскресенье после закрытия избирательных участков на выборах президента Белоруссии в центре Минска и других городах страны вспыхнули массовые беспорядки с участием тысяч граждан республики, несогласных с итогами голосования
Подробности...

Столицу Ливана сотряс мощнейший взрыв

В порту Бейрута, вблизи базы ВМС Ливана, произошел грандиозный взрыв. Пострадала половина города. Погибли десятки человек, более двух тысяч ранены. Среди пострадавших семья премьера Ливана и люди из его окружения. Ущерб также нанесен президентскому дворцу и зданию посольства РФ
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: США после «вопиющих неудач» СБ ООН захотели вернуть санкции против Ирана

    Главная тема


    Как сделать Биробиджан столицей мира

    координационный совет


    Тихановская заявила о создании комитета для передачи власти в Белоруссии

    вопросы безопасности


    США заявили об отправке самой серьезной делегации на переговоры с Россией

    медицинская статистика


    Собянин заявил о росте некоронавирусной пневмонии в Москве

    Видео

    протесты в белоруссии


    Запад прощает Лукашенко больше, чем Януковичу

    гибель подлодки


    «Курск» хранит загадки спустя 20 лет после катастрофы

    внешние рынки


    Российское мясо распробовали за рубежом

    соперница Лукашенко


    «Слабая женщина» слила белорусский Майдан

    эпоха перемен


    Алексей Алешковский: Низы не знают, чего хотят, а верхи их не понимают

    новости Facebook


    Александр Малькевич: Доверять нельзя контролировать

    цветная революция


    Ирина Алкснис: Белоруссия проходит развилку, которую уже успешно прошла Россия

    викторина


    Как мировые лидеры выглядели в детстве?

    на ваш взгляд


    Как возможная смена власти в Белоруссии скажется на отношениях между Москвой и Минском?

    Авторские отчисления

    Смена авторов литературного сериала не пришлась по вкусу многим    21 февраля 2012, 21:35
    Фото: etnogenez.ru
    Текст: Кирилл Решетников

    Времена, когда процесс работы над популярными литературными произведениями был тайной за семью печатями, прошли. Сегодня неравнодушная аудитория может не только освистать автора, но и поучаствовать в конфликте между производителями любимой духовной пищи. Пример тому – скандал вокруг проекта «Этногенез».

    Что бы ни говорили об «Этногенезе», на уровне исходной концепции у него есть как минимум два серьезных преимущества. Во-первых, он изначально создавался как проект, рассчитанный на существование в условиях литературного апокалипсиса – криптоисторические книги о волшебных предметах должны были адресоваться чуть ли не в первую очередь тем многочисленным молодым людям, которые не читают никаких книг вообще. Во-вторых, ключевым моментом в проекте всегда была работа по четкому производственному плану, предполагающая постановку определенных задач и их адекватное выполнение, причем такой прагматичный подход напрямую увязывался с идеей литературного качества.

    Сергей Волков считает, что его «выдавили» из проекта (фото: Артем Коротаев)

    Сергей Волков считает, что его «выдавили» из проекта (фото: Артем Коротаев)

    Если же говорить о том, насколько эти установки были реализованы (и в какой степени они реализуются прямо сейчас), то необходимо различать несколько «базовых» неоспоримых фактов и все остальное, включая явления, не поддающиеся однозначной интерпретации, субъективные оценки, громкие фразы и фанатскую ругань.

    Автору идеи и продюсеру Константину Рыкову удалось собрать относительно большой коллектив авторов, который поначалу был более или менее постоянным. В исходном синопсисе «Этногенеза» был обозначен недюжинный пространственно-временной континуум, включавший в себя разные места Вселенной и далекие друг от друга эпохи. Серии «Маруся», «Блокада», «Миллиардер», «Чингисхан», «Сомнамбула» и некоторые другие заполнили оный континуум объектами и персонажами, быстро заинтересовавшими тех самых ничего не читающих молодых людей, а вместе с ними и многих представителей прочих групп населения.

    При рассмотрении всего, что было дальше, возникает неиллюзорный риск утонуть в потоке противоположных мнений. Тем более что поток этот на днях превратился в настоящий водоворот, кишащий зубастыми рыбами.

    Многие поклонники «Этногенеза» с разочарованием восприняли новость о том, что серия «Дракон», написанная Игорем Алимовым, в рамках проекта не будет продолжена серией «Зеркало», которую пишет тот же автор и которую многие уже воспринимали как неотъемлемую часть общей конструкции. Насколько можно понять, это стало неожиданностью и для самого Алимова. В Сети закипели страсти, руководителей и координаторов проекта стали обвинять в происках и волюнтаризме.

    #{interviewcult}В «Живом журнале» другого важного автора «Этногенеза» – Сергея Волкова, написавшего «Чингисхана», «Марусю-2» и «Сомнамбулу-3», но больше в проекте не участвующего и теперь также недовольного политикой руководства – появилась категоричная запись: «Очень жаль, но НАШ «Этногенез» – RIP. Теперь уже окончательно». Смысл этой эпитафии заключался в том, что так называемый «Этногенез-2» – совокупность новых серий проекта, написанных новыми авторами – не соответствует первоначальному замыслу и не нравится читателям. Волкова, как и определенную часть фанатской аудитории, явно расстроила «смена поколений» авторов внутри «Этногенеза».

    Высшей точкой кризиса стали обвинения в адрес редактора «Этногенеза» и автора двух «Марусь» Полины Волошиной, в которой кто-то увидел подозрительного «серого кардинала», практикующего волюнтаристскую редактуру и вершащего судьбы авторов втайне от них.

    Чтобы разобраться в ситуации, газета ВЗГЛЯД обратилась за комментариями к участникам конфликта – Сергею Волкову и Полине Волошиной.

    «Произошло, скажем так, некое выдавливание меня из проекта. С чем это связано, я затрудняюсь сказать, потому что читательский интерес к моим текстам очень большой, – сказал Сергей Волков. – Что же касается общей ситуации, то здесь дело обстоит вот как. Когда «Этногенез» начинался, в нем работала команда профессионалов – Кирилл Бенедиктов, Юрий Бурносов, я, Александр Зорич, Игорь Алимов, Игорь Пронин и автор идеи Константин Рыков. Мы продумывали сюжетные линии, общую концепцию и так далее. А на данный момент в проекте не участвуют ни Зорич, ни Бурносов. Их, так же как и меня, каким-то странным образом в «Этногенезе» не стало. Вокруг продолжения серии Игоря Алимова «Дракон» ведется какая-то непонятная мне полемика. С другой стороны, в «Этногенез» пришли новые авторы. Это талантливые ребята, но они пишут свои новые серии, и тот «Этногенез», который мы начинали два года назад, находится в каком-то подвешенном состоянии. Читатели недовольны, что основные серии не заканчиваются, и при этом начинается много новых. Редактором проекта «Этногенез» сейчас является Полина Волошина. Ей очень повезло – она получила возможность работать в одном проекте с опытными профессионалами. Она могла бы поучиться у них литературному мастерству, набраться опыта. Вместо этого она позволяет себе править тексты некоторых из них, менять компоновку сюжета и к тому же определять издательскую политику. Я не знаю, насколько это верно с точки зрения бизнеса. Достаточно посмотреть на статистику тиражей «Этногенеза»: в последнее время они упали в четыре раза».

    Полина Волошина объясняет падение тиража распространением электронных книг (фото: из личного архива)

    Полина Волошина объясняет падение тиража распространением электронных книг (фото: из личного архива)

    Полина Волошина видит ситуацию иначе. «В «Этногенезе» происходит то, что бывает в любом сериале – состав авторов меняется, – считает она. – Это делается для того, чтобы появилась «новая кровь», новые имена, новые прочтения. Любителями старых серий это может восприниматься как какое-то нежелательное вторжение. Это как в телесериалах – если заменяют какого-нибудь полюбившегося публике актера, то того, кто приходит ему на смену, зрители принимают в штыки. Но потом довольно быстро оказывается, что его уже любят так же, как и его предшественника, потому что важно не то, как он выглядит, а то, что он делает. Если не брать те случаи, когда людей специально «подогревали» утверждениями о том, что «Этногенез» испортился, то я не уверена, что новые серии вызывают у читателей какое-то отторжение – они просто получают новые истории. Возможно, они злятся из-за того, что пока мы не возвращаемся к старым сериям, но ведь в проекте есть четкое правило, согласно которому каждая история ограничивается тремя книгами. Что же касается новых книг, то они не менее популярны, чем старые, и они ничем не хуже. Более того, лично я считаю, что их качество даже выше, потому что их авторам важно заявить о себе, и они очень стараются. Новые серии «Этногенеза» меньше продаются, но связано это просто с тем, что теперь появились электронные книги, которые кто-то покупает, а кто-то просто берет из Сети. Если сейчас выпустить «Чингисхана» или «Марусю» на бумаге, они не будут продаваться так, как раньше, потому что их опять-таки приобретут в электронном виде. «Этногенез», действительно, разрастается вширь, но мы осознали эту проблему, и теперь все новые книги привязываются к более ранним. Что же касается недовольства некоторых авторов первого призыва, то существенная правка их текстов потребовалась в случаях, когда было очевидно: к написанию привлекались другие люди. Прибегать к такому методу не очень хорошо, тем более что всегда можно отличить куски, написанные профессионалом, от того, что сделано новичком со стороны».

    Резюмируя дискуссии вокруг «Этногенеза», Константин Рыков в группе «ВКонтакте» призвал участников спора не допускать агрессии и объяснил решения руководства по поводу участия в проекте некоторых авторов, проявивших, по его мнению, чрезмерные амбиции или допустивших халтуру. Взаимодействуя с заинтересованной средой, которая всегда возникает вокруг мультимедийных многосюжетных проектов типа «Этногенеза», авторы и координаторы всегда должны помнить одну хрестоматийную фразу: мы в ответе за тех, кого приручили. Хотя в данном случае ее, пожалуй, нужно перефразировать и говорить скорее не «за тех», а «перед теми». Главная сложность – вопрос о том, каковы границы и степень этой ответственности. С одной стороны, процесс идет так, как задумано его рулевыми, с другой стороны, существующая вокруг него «движуха» по определению неподконтрольна – у людей часто возникают те или иные ожидания, вовсе не соответствующие замыслам рулевых. Единственный выход – учитывать не только свои установки и свои обстоятельства, но и чужой взгляд. Причем это в полной мере относится как к авторам и координаторам, так и ко всем прочим.


    Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •