Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
24 мая 2010, 16:22 • Культура

Победа галлюциногенов

Пресса: Фильм-лауреат Канн снят под действием галлюциногенов

Победа галлюциногенов
@ Reuters

Tекст: Николай Анищенко

По мнению прессы, 63-й кинофестиваль в Канне оказался невообразимо скучным. Консервативные издания политкорректно отмечают, что его устроителям удалась программа документального кино. Другие намекают, что в конкурсной программе игровых лент закономерно выиграл единственный хороший фильм. А таблоиды считают, что самое интересное в завершившемся кинофоруме – это сексуальное черное бикини Кирстен Данст и умопомрачительные каблуки Дженнифер Лопес.

Недостаточное количество хороших фильмов, мало звездных гостей и выбор победителя, над которым многие до сих пор ломают голову, – таковы итоги 63-го Каннского кинофестиваля, который вряд ли запомнится как классический кинофорум, отмечает Reuters.

Михалков хотел снять что-то похожее одновременно на Феллини и Эйзенштейна, но у него вышел всего лишь Тарантино без юмора

«Дядюшка Бонме, пальма скуки» − это заголовок понедельничного выпуска французской Le Figaro. Газета называет фильм-победитель форума – ленту тайца Апичатпонга Вирасетакула (Apichatpong Weerasethakul) «Дядюшка Бонме, который помнил свои прошлые жизни» (Loong Boonmee raleuk chat), «унылым, не поддающимся пониманию и галлюцинаторным».

Итальянская Corriere della Serra считает «непростительным» решение жюри под руководством режиссера «Алисы в стране чудес» Тима Бёртона (Tim Burton) оставить без наград фаворита «пальмовой» гонки – картину британца Майкла Ли (Mike Leigh) «Еще год».

Характерно, что именно британская пресса отнеслась к победителю не просто более снисходительно, но даже тепло. Так, The Guardian называет ленту Вирасетакула «лирически красивой».

«В век, когда полное представление о стольких фильмах можно получить, лишь прочитав их краткое описание, <...> «Дядюшка Бонме» бросает огромный, но и вызывающий выбросы желчи вызов критикам. Он (этот фильм – прим. ред.) преследуемый, ускользающий из памяти, вводящий в пограничные состояния, трудноописуемый. Это фильм о взгляде на вещи и присутствующих в жизни людей, которые редко замечаешь и которые иногда могут быть незамеченными», − пишет штатный критик The Daily Telegraph. «А еще это фильм, о котором, как представляется, точнее будет говорить в выражениях, касающихся прикосновения и чувства», − добавляет он.

«Я болею, потому что у меня плохая карма: я убил слишком много коммунистов». – «Но ты же делал это с добрыми намерениями!» − «А еще я убил много клопов в моем доме». Этот диалог из фильма-победителя приводят «Известия». «Звери здесь в своих правах на бессмертную душу уравнены с человеком, привидения − с живыми, эфирное тело может спокойно покинуть физическое − одно останется смотреть телевизор, а другое пойдет, например, в кафе», − пишет издание о фильме, отмечая его восхитительные краски.

Герой фильма — как это очевидно, дядя Бунми. Страдая от почечной недостаточности, этот немолодой уже человек уезжает за город, где собирается закончить свою жизнь. Неожиданно ему являются призраки умершей ранее жены и пропавшего без вести сына. Они ухаживают за ним и помогают совершить мысленное путешествие по всей прожитой жизни.

Издания в целом отмечают абсолютную непонятность тайской картины для европейского мировоззрения. Та же The Daily Telegraph признает, что «есть, конечно, в фильме странности: люди, которые превращаются в обезьян, каракатицы, занимающиеся любовью с принцессами», но все это в целом воплотилось в цельный красивый сюрреалистический (с точки зрения европейца, конечно) фильм, который по стилистике своей (только никому этого не говорите!) так схож с работами председателя жюри Тима Бёртона.

#{movie}Обладатель второй по значимости награды – гран-при кинофестиваля – также фильм о духовности, но европейский – с большой долей политики и философии. «О богах и людях» (Des hommes et des dieux) Ксавье Бовуа (Xavier Beauvois) – экранизация реальной истории о семерых французских монахах, обезглавленных в ходе гражданской войны в Алжире в 1990-х – «мощное приключение духа, которое показывает, каким трудным порой может быть моральный выбор», считает критик Los Angeles Times.

Приз за лучшую женскую роль получила Жульет Бинош (Juliette Binoche) – за роль в фильме 69-летнего иранского классика Аббаса Киаростами (Abbas Kiarostami) «Заверенная копия» (Copie conforme). Иранская тема стала также поводом для крупного скандала на фестивале: коллега Киаростами Джафар Панахи (Jafar Panahi), включенный в состав жюри, в Канны приехать не смог – он находится в заключении. В знак протеста против ареста режиссера жюри демонстративно оставило одно место в своем ряде пустым, отмечает Agence France Press.

Статуэтку за лучшую мужскую роль по решению жюри поделят между собой итальянец Элио Германо (Elio Germano) из «Нашей жизни» (La nostra vita) и Хавьер Бардем (Javier Bardem), звезда новой картины мексиканца Хосе Гонсалеса Иньярриту «КрасАта» (Biutiful).

Специальный приз жюри достался картине из Чада. Лента «Человек кричащий» (Un homme qui crie) Махмата-Салеха Хоруна (Mahamat-Saleh Haroun), посвященная семейным взаимоотношениям во времена страшной гражданской войны – первая за 13 лет лента из тропической Африки, представленная к награде в Канне, отмечает BBC.

Вопреки возложенным на него надеждам, фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем − 2», специально перемонтированный для показа на кинофоруме, остался без наград. «Кажется, Михалков хотел снять что-то похожее одновременно на Феллини и Эйзенштейна, но у него вышел всего лишь Тарантино без юмора», — заявил в интервью BBC кинокритик немецкой газеты Frankfurter Rundschau Даниэль Котеншульте.

Несмотря на разные по степени умеренности отзывы о конкурсной программе, которой остались недовольны почти все издания, некоторые критики прошлись и по другим аспектам кинофестиваля. «Сфера, где Канны действительно сияли в этом году, – это программа документального кино», − политкорректно замечает Los Angeles Times.

Наконец, «отличились» своими рецензиями на крупнейший кинофестиваль и таблоиды. Британские Mirror и The Daily Mail не нашли в прошедшем кинофоруме ничего более притягательного, чем «сексуальное» черное бикини Кирстен Данст, в котором та искупалась на Лазурном побережье, и умопомрачительных по своей высоте каблуков Дженнифер Лопес.

..............