14 ноября, среда  |  Последнее обновление — 04:18  |  vz.ru
Разделы

Как наша демократия перевоспитывает отечественную элиту

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Что, раньше чиновники не «ляпали» нечто такое, что вызывало возмущение людей? Или до этого не было понятно, что некоторые «сидельцы» пользуются особыми преференциями? Конечно, и раньше все это было. Но кардинально изменились две вещи. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Коррупция и беззаконие, презрение и грубость – больше не норма

Сергей Худиев, публицист, богослов
Сами по себе надменные чиновники и коррумпированные правоохранители были и раньше, но то, что считалось неизбежным, как климат, стало восприниматься как зло преодолимое и потому нетерпимое. Почему так произошло? Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Почему русский либерал стал охранителем

Владас Повилайтис, доктор философских наук, БФУ имени И. Канта
Двести лет назад родился первый и едва ли не единственный представитель четвертой власти в России. Прочие стремились к ней – он обладал. Но заплатил он за это большую цену, став синонимом едва ли не всего гнусного и темного в России. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

    В Калифорнии произошел самый разрушительный за историю штата пожар

    Самый разрушительный за всю историю штата Калифорния лесной пожар охватил почти 45 тыс. га. Пламя уничтожило несколько тысяч строений, эвакуированы более 300 тыс. человек, в округе Лос-Анджелес – 170 тысяч. Погибли более трех десятков человек, о судьбе 228 ничего не известно
    Подробности...

    В России отмечается День народного единства

    В воскресенье в России отмечается День народного единства. По традиции Владимир Путин в сопровождении религиозных лидеров возложил цветы к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве
    Подробности...

    Умер Николай Караченцов

    Народный артист России Николай Караченцов умер в одной из московских клиник за день до своего 74-летия. Караченцов снялся более чем в ста фильмах, на его счету около 20 постановок в «Ленкоме». В 2005 году он попал в ДТП, в 2017-м у него диагностировали рак легких. Скончался актер из-за отказа почек
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:США приготовились к холодной войне с Китаем

        Главная тема


        Австрия раскусила британскую игру против России

        гонка вооружений


        США заявили об экзистенциальной угрозе со стороны гиперзвукового оружия России

        ближневосточный конфликт


        Израиль обнаружил, что его обстреливают российскими ракетами

        прямая речь


        Симоньян описала ад для защитников Цеповяза

        Видео

        нано-прогноз


        Чубайс предупредил о скором отставании России от Казахстана

        зима пришла


        На Украине начинается коммунальная катастрофа

        армия и вооружения


        Почему российские ВВС проигрывают американским

        островная жизнь


        Кому по карману сахалинский «квадрат»

        кино как кино


        Как американцы спасли президента России от министра обороны

        «Пьяный сверхчеловек»


        Андрей Бабицкий: Триумфального возвращения общественного судии не произошло

        «Православный троцкизм»


        Елена Чудинова: Еще лет десять жизни – и нормальных людей не останется вовсе

        «юбилей ВЛКСМ»


        Егор Холмогоров: Женщины превратились в сексуальных рабынь для комсомольских отрядов

        на ваш взгляд


        Должны ли российские тюрьмы стать более комфортными для заключенных?

        Луны не будет

        Сергей Лукьяненко, Ник Перумов и Генри Лайон Олди в полном составе встретились на «Росконе-2010»

        5 апреля 2010, 18:53

        Текст: Кирилл Решетников

        Версия для печати

        Лучшие русскоязычные фантасты съехались на юбилейный литературный форум «Роскон», чтобы послушать Вадима Степанцова и обсудить насущные проблемы. Например, как следует относиться к масштабным циклам-проектам вроде «Этногенеза» или S.T.A.L.K.E.R., ценна ли творческая свобода писателя или фантаст больше командный игрок. Вручали на «Росконе» и премии за взятие разнообразных фантастических высот.

        В воскресенье в Подмосковье завершился очередной всероссийский форум фантастической литературы «Роскон». Этот съезд фантастов – или, как предпочитают говорить они сами, конвент – был юбилейным, десятым по счету: первый «Роскон» состоялся в 2001-м. В 2010-м здесь было не столь многолюдно, как иной раз прежде, однако, по мнению некоторых участников фестиваля, это лишь пошло ему на пользу.

        Одной из центральных тем форума стал вопрос о том, как следует относиться к большим фантастическим циклам-проектам, создаваемым силами нескольких авторов и являющим собой пример масштабной литературной индустрии. Явление это взволновало всех неслучайно, ведь в последнее время проекты завоевывают рынок особенно активно. Помимо успешного мегацикла «Этногенез», начатого знаменитым романом «Маруся» и к настоящему моменту представленного уже семью книгами, в околофантастическом сообществе и за его пределами бурно обсуждается серия S.T.A.L.K.E.R., посвященная войне с чернобыльскими мутантами и отсылающая к одноименной компьютерной игре производства украинской компании GSC Game World.

        Среди поклонников фантастики есть немало противников «проектной» деятельности, и причин здесь несколько. Кто-то считает, что в рамках заданной концепции и при работе в команде писатель теряет необходимую ему свободу или, по крайней мере, сталкивается со слишком большими ограничениями, отрицательно сказывающимися на тексте. К работе в проектах, как не раз отмечалось, иногда привлекают авторов, чей уровень литературного мастерства оставляет желать лучшего. Наконец, у тех, кто воспринимает литературный цикл как придаток к компьютерной игре, совсем другие требования к писателям, нежели у остальной части читательской аудитории (последнее относится, прежде всего, к серии S.T.A.L.K.E.R.).

        Все это нашло отражение в дискуссии «Проекты против творчества». Сторону творчества в ней отстаивали именитые украинские писатели Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, пишущие в тандеме под псевдонимом Генри Лайон Олди и в 2006-м разделившие титул лучшего фантаста Европы, а сторону проектов – автор «Этногенеза» Юрий Бурносов и редактор одного из столичных издательств Василий Мельник, известный также как писатель-фантаст Василий Орехов. Однако Громов и Ладыженский не стали фанатично защищать светлые идеалы «чистого» творчества и непримиримо атаковать циничные принципы коммерческого литературного производства, поэтому дискуссия вылилась в мирное обсуждение сильных и слабых сторон как коллективной, так и независимой работы.

        Острое неприятие проектов – тема действительно устаревшая. Более того, взгляд на них как на неизбежное явление рыночной эпохи, с которым впору мириться скрепя сердце, тоже вряд ли верен. Скорее всего, мы еще узнаем вполне самостоятельных фантастов, чье творчество начиналось с работы в команде.

        Другими главными событиями «Роскона-2010» были мастер-классы мэтров фантастики и фэнтези Сергея Лукьяненко и Ника Перумова, а также круглый стол, посвященный, как бы амбициозно это ни звучало, феномену человеческого сознания. Эта необычная полемика, инициированная автором альтернативно-исторического хита «Малая Глуша» Марией Галиной, была начата под впечатлением от романа Питера Уоттса «Ложная слепота», ставшего сенсацией прошлого года. В романе Уоттса рассказывается о том, как человечество столкнулось с цивилизацией, руководствующейся не разумом, но сложными инстинктами, и неожиданно оказалось в проигрышном положении. Дискуссия окончилась несколько невнятно из-за слишком большого количества участников, но сам факт подобной философской беседы уже выделяет «Роскон-2010» из числа всех прочих: не каждый день люди ставят под вопрос ценность сознания как базовой человеческой черты.

        Как всегда, на «Росконе» вручили несколько премий. «Большой Роскон» за вклад в развитие фантастики достался меценату Арсену Авакову и старейшему переводчику фантастической литературы Ирине Гуровой. Мемориальной премией имени Кира Булычева за продолжение гуманистических традиций в фантастике отметили книгу Михаила Успенского «Райская машина». А лучшим романом признали «Кубатуру сферы» Сергея Слюсаренко, что выглядело особенно концептуально в свете полемики о проектах и творчестве, ведь это произведение как раз входит в серию S.T.A.L.K.E.R. Две новые награды – «Час быка» за лучшую остросоциальную фантастику и «Интернет-Роскон» − получили соответственно Александр Громов с романом «Шанс для динозавра» и сетевой ресурс «Лаборатория фантастики».

        Отдельная интрига сложилась вокруг финала сетевого конкурса «Роскон-грелка», в рамках которого соревнуются авторы рассказов на одну заданную тему. Тема нынешнего соревнования, в котором победила Анна Игнатенко, звучала так: «Завтра не будет Луны».

        «На «Росконе» появляются новые люди, и это самое главное, – считает один из наиболее востребованных участников форума Ник Перумов, по-прежнему живущий в США, но ежегодно посещающий российский конвент. – Хотя вообще-то «Роскон» − довольно консервативное мероприятие, здесь важна традиция».

        «Роскон», как всегда, не обошелся без музыкальной программы – на этот раз ее хедлайнером стала группа «Бах. компот» во главе с Вадимом Степанцовым − и закончился фейерверком на берегу Москвы-реки. И, тем не менее, в отличие от того, как порой бывало раньше, съезд прошел в сугубо рабочей обстановке, без эксцессов и чьих-либо неожиданных тусовочных эскапад.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............