21 апреля, воскресенье  |  Последнее обновление — 02:01  |  vz.ru
Разделы

Кассирша Пушкинского музея против актуального искусства

Ольга Андреева, корреспондент отдела науки журнала "Русский репортер"
Не надо забывать, что искусство – тоже бизнес. Сказать посетителю, что Люсьен Фрейд отвратителен, это как если бы официант отговаривал вас заказывать эскалоп, потому что свинина несвежая. Стоит в меню – ешь. Повесили в музее – смотри! Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Порошенко отложил личинку в Зеленского

Глеб Простаков, журналист
Порошенко был сродни питону Каа из мультфильма про Маугли, своим танцем притягивая обезьян-бандер-логов к себе. Зеленский же был тем самым бандер-логом дразнившем змею. По смыслу - грозно. По форме - смешно. Подробности...
Обсуждение: 31 комментарий

Зеленский как чистый тип политического хулигана

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
Есть два типа популистов по характеру самопрезентации: «популист-братан» и «популист-подружка». Братан и его субразновидность «мощный дед» – это хулиган. «Сеня, пошли пивка дернем! Как не хочешь?» – и подмигивает хулиганским глазом. Подробности...

    Открылся 18-й Шанхайский международный автосалон

    Открылся 18-й Шанхайский международный автосалон, собравший множество ярких новинок от ведущих автопроизводителей из 20 стран мира. В центре внимания – электромобили. Скажем, Audi привезла в Китай настоящий автомобиль будущего – концепт AI:me, полностью электрический беспилотник
    Подробности...

    Появились первые фото из сгоревшего Нотр-Дама

    Появились первые фотографии из сгоревшего собора Парижской Богоматери. Горевший всю ночь храм получил серьезные повреждения: обрушился деревянный шпиль, пострадала несущая конструкция. С полыхавшим всю ночь огнем удалось справиться только к утру
    Подробности...

    Собор Парижской Богоматери сгорел

    Знаменитое на весь мир здание собора Парижской богоматери, кажется, уже не будет прежним. Легендарная церковь пострадала от сильнейшего пожара, дым от которого был виден на весь Париж
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Суд отказался снимать Зеленского с выборов на Украине

        Главная тема


        Путин помог вскрыть иллюзию единства Балтии

        судебный иск


        На Украине дали оценку возможному снятию Зеленского с выборов

        ракеты Rampage


        Израиль придумал способ перехитрить российские С-300

        «приняла огонь на себя»


        Молодая ополченка пожертвовала собой во время атаки ВСУ

        Видео

        «живой организм»


        Экс-главком Черноморского флота прокомментировал поломку «Цезаря Куникова»

        гражданская война


        Ополченцы ДНР понесли серьезные потери в столкновении с диверсантами

        «самая воинственная»


        Бывший президент США пошел наперекор всей американской элите

        «все, включая Макрона»


        Во Франции заявили о фактическом признании Крыма частью России

        война в ливии


        Проиграл ли «пророссийский фельдмаршал» битву за Триполи

        Российский автопром


        Антон Любич: Автомобиль для миллионеров дарит шанс экономике

        История войны


        Алексей Колобродов: Несвоевременный роман, который очень вовремя

        Дорога в ад


        Сергей Худиев: Транс-активисты вплотную принялись за детей

        на ваш взгляд


        Должна ли Россия помочь Франции в восстановлении собора Парижской Богоматери?

        Луны не будет

        Сергей Лукьяненко, Ник Перумов и Генри Лайон Олди в полном составе встретились на «Росконе-2010»

        5 апреля 2010, 18:53

        Текст: Кирилл Решетников

        Версия для печати

        Лучшие русскоязычные фантасты съехались на юбилейный литературный форум «Роскон», чтобы послушать Вадима Степанцова и обсудить насущные проблемы. Например, как следует относиться к масштабным циклам-проектам вроде «Этногенеза» или S.T.A.L.K.E.R., ценна ли творческая свобода писателя или фантаст больше командный игрок. Вручали на «Росконе» и премии за взятие разнообразных фантастических высот.

        В воскресенье в Подмосковье завершился очередной всероссийский форум фантастической литературы «Роскон». Этот съезд фантастов – или, как предпочитают говорить они сами, конвент – был юбилейным, десятым по счету: первый «Роскон» состоялся в 2001-м. В 2010-м здесь было не столь многолюдно, как иной раз прежде, однако, по мнению некоторых участников фестиваля, это лишь пошло ему на пользу.

        Одной из центральных тем форума стал вопрос о том, как следует относиться к большим фантастическим циклам-проектам, создаваемым силами нескольких авторов и являющим собой пример масштабной литературной индустрии. Явление это взволновало всех неслучайно, ведь в последнее время проекты завоевывают рынок особенно активно. Помимо успешного мегацикла «Этногенез», начатого знаменитым романом «Маруся» и к настоящему моменту представленного уже семью книгами, в околофантастическом сообществе и за его пределами бурно обсуждается серия S.T.A.L.K.E.R., посвященная войне с чернобыльскими мутантами и отсылающая к одноименной компьютерной игре производства украинской компании GSC Game World.

        Среди поклонников фантастики есть немало противников «проектной» деятельности, и причин здесь несколько. Кто-то считает, что в рамках заданной концепции и при работе в команде писатель теряет необходимую ему свободу или, по крайней мере, сталкивается со слишком большими ограничениями, отрицательно сказывающимися на тексте. К работе в проектах, как не раз отмечалось, иногда привлекают авторов, чей уровень литературного мастерства оставляет желать лучшего. Наконец, у тех, кто воспринимает литературный цикл как придаток к компьютерной игре, совсем другие требования к писателям, нежели у остальной части читательской аудитории (последнее относится, прежде всего, к серии S.T.A.L.K.E.R.).

        Все это нашло отражение в дискуссии «Проекты против творчества». Сторону творчества в ней отстаивали именитые украинские писатели Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, пишущие в тандеме под псевдонимом Генри Лайон Олди и в 2006-м разделившие титул лучшего фантаста Европы, а сторону проектов – автор «Этногенеза» Юрий Бурносов и редактор одного из столичных издательств Василий Мельник, известный также как писатель-фантаст Василий Орехов. Однако Громов и Ладыженский не стали фанатично защищать светлые идеалы «чистого» творчества и непримиримо атаковать циничные принципы коммерческого литературного производства, поэтому дискуссия вылилась в мирное обсуждение сильных и слабых сторон как коллективной, так и независимой работы.

        Острое неприятие проектов – тема действительно устаревшая. Более того, взгляд на них как на неизбежное явление рыночной эпохи, с которым впору мириться скрепя сердце, тоже вряд ли верен. Скорее всего, мы еще узнаем вполне самостоятельных фантастов, чье творчество начиналось с работы в команде.

        Другими главными событиями «Роскона-2010» были мастер-классы мэтров фантастики и фэнтези Сергея Лукьяненко и Ника Перумова, а также круглый стол, посвященный, как бы амбициозно это ни звучало, феномену человеческого сознания. Эта необычная полемика, инициированная автором альтернативно-исторического хита «Малая Глуша» Марией Галиной, была начата под впечатлением от романа Питера Уоттса «Ложная слепота», ставшего сенсацией прошлого года. В романе Уоттса рассказывается о том, как человечество столкнулось с цивилизацией, руководствующейся не разумом, но сложными инстинктами, и неожиданно оказалось в проигрышном положении. Дискуссия окончилась несколько невнятно из-за слишком большого количества участников, но сам факт подобной философской беседы уже выделяет «Роскон-2010» из числа всех прочих: не каждый день люди ставят под вопрос ценность сознания как базовой человеческой черты.

        Как всегда, на «Росконе» вручили несколько премий. «Большой Роскон» за вклад в развитие фантастики достался меценату Арсену Авакову и старейшему переводчику фантастической литературы Ирине Гуровой. Мемориальной премией имени Кира Булычева за продолжение гуманистических традиций в фантастике отметили книгу Михаила Успенского «Райская машина». А лучшим романом признали «Кубатуру сферы» Сергея Слюсаренко, что выглядело особенно концептуально в свете полемики о проектах и творчестве, ведь это произведение как раз входит в серию S.T.A.L.K.E.R. Две новые награды – «Час быка» за лучшую остросоциальную фантастику и «Интернет-Роскон» − получили соответственно Александр Громов с романом «Шанс для динозавра» и сетевой ресурс «Лаборатория фантастики».

        Отдельная интрига сложилась вокруг финала сетевого конкурса «Роскон-грелка», в рамках которого соревнуются авторы рассказов на одну заданную тему. Тема нынешнего соревнования, в котором победила Анна Игнатенко, звучала так: «Завтра не будет Луны».

        «На «Росконе» появляются новые люди, и это самое главное, – считает один из наиболее востребованных участников форума Ник Перумов, по-прежнему живущий в США, но ежегодно посещающий российский конвент. – Хотя вообще-то «Роскон» − довольно консервативное мероприятие, здесь важна традиция».

        «Роскон», как всегда, не обошелся без музыкальной программы – на этот раз ее хедлайнером стала группа «Бах. компот» во главе с Вадимом Степанцовым − и закончился фейерверком на берегу Москвы-реки. И, тем не менее, в отличие от того, как порой бывало раньше, съезд прошел в сугубо рабочей обстановке, без эксцессов и чьих-либо неожиданных тусовочных эскапад.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............