Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
31 марта 2010, 18:50 • Культура

Пьянь с большой буквы

Интервью Чарльза Буковски: история Аутсайдера

Пьянь с большой буквы
@ bibliohead.com

Tекст: Кирилл Решетников

Эпоха проклятых поэтов закончилась. Но, насколько можно судить по некоторым отчетливым признакам, скоро она должна начаться опять. Чтобы встретить ее во всеоружии, рекомендуется внимательно изучить книгу «Солнце, вот он я» – сборник интервью Чарльза Буковски, главного анфан террибля если не всей американской литературы, то уж по крайней мере нескольких самых бурных ее десятилетий.

«Старый пузатый пьянчуга с пивом в руке шаркает по гостиной. К 67 годам он почти всю жизнь спустил на дешевое пойло и девок еще дешевле, растратил на потасовки в сомнительных барах… Для пропитого лауреата канавы известность – проклятие. И вот известность пришла», – писал журналист People в 1987 году.

Его благословили два других знаменитых возмутителя спокойствия: Генри Миллер и Жан-Поль Сартр

На протяжении всей своей жизни Чарльз Буковски с потрясающим упорством создавал альтернативного героя своего времени, причем материалом для этого ему служили собственная жизнь и, что не менее важно, собственные речевые навыки. Начав как изгой и аутсайдер, он постепенно превратился в Аутсайдера с большой буквы, а такой фигуре, как известно, прямая дорога в классики. И дорогу эту, что самое замечательное, Буковски успел почти полностью пройти еще при жизни, даже несмотря на то, что массового признания добился довольно поздно.

В начале 1960-х он еще почти не публиковался, но уже в 1970-х настолько внятно заявил о себе, что его успели благословить два других знаменитых возмутителя спокойствия: Генри Миллер и Жан-Поль Сартр, назвавший Буковски величайшим из современных американских поэтов. Романы, короткая проза и верлибры Буковски определили лицо американской литературы второй половины XX столетия в не меньшей, если не в большей степени, нежели творчество его более респектабельных современников. Одной из самых востребованных его работ оказалась литературная основа фильма «Пьянь» с Микки Рурком, снятого Барбетом Шредером в 1987 году.

В книге собраны интервью писателя (фото: prochtenie.ru)
В книге собраны интервью писателя (фото: prochtenie.ru)
Коллекция интервью и прочих журналистских текстов, анатомирующих личность Буковски пусть и несколько отстраненно, но подробно и пристально, хороша своей полноохватностью. Здесь запечатлены все периоды его литературной деятельности – с 1960-х по 1990-е. Образ возникает на редкость целостный, хотя, конечно, сколько пишущих – столько и портретов.

«Больше всего меня поражают его абсолютная ясность и дисциплинированность ума, – делится своими впечатлениями Хью Фокс в одном из номеров журнала The North American Review за 1969 год. – Не пропускает ни единой уловки, в любой миг знает, где он, с кем и почему, никогда не отвлекается и не заговаривается… «по пьяни». Он всегда с тобой, его глаза старого льва всегда настороже».

Разумеется, интереснее всего речи самого Буковски. В разговорах с интервьюерами андеграундный кумир успел высказаться едва ли не на все мыслимые темы, хотя все сказанное им в итоге выглядит одним огромным автокомментарием, чередой сносок на собственные произведения.

В случае такого автобиографичного писателя, как Буковски, издание подобной книги могло бы показаться избыточным: к чему собирать высказывания автора о самом себе, если он и так все время говорил о себе в своих романах, рассказах и стихах? Но благодаря общению с реальным человеком, а не его персонажем как раз и становится очевидной мнимость их тождества, высвечивается зазор между Буковски и его альтер эго, действующим в книгах.

Читателю, всегда легко ведущемуся на игру проклятых поэтов в самих себя, такая экскурсия за кулисы литературного театра очень даже полезна. Без разрушения некоторых иллюзий тут не обойтись, но это вполне в духе самого Буковски – ведь главный смысл его писательства заключался в том, чтобы говорить правду, пусть он и склонен был ее обобщать и гипертрофировать.

Еще одну проблему можно усмотреть в том, что в России Буковски многим просто неизвестен, следовательно, сборник его интервью обречен на то, чтобы стать достоянием весьма ограниченной аудитории. Но, во-первых, усилиями переводчиков и издателей-энтузиастов присутствие Буковски в русском культурном пространстве становится все более заметным. А во-вторых, кто сказал, что подборка интервью не годится для первого знакомства с писателем?

Читая эту увлекательнейшую книгу, невольно задумываешься о том, как все-таки повезло Буковски со временем. Он страдал и нищенствовал в ту эпоху, когда после погружения на дно жизни можно было вынырнуть если не просветленным, то обретшим мудрость и творческие силы. К тому же слово было еще в большой цене, и не только автор остросюжетных или эзотерических романов, но и поэт мог обрести славу рок-звезды.

Ныне человек с задатками Буковски имеет высокие шансы не стать Буковски, потерявшись в бескрайних просторах сетевой литературы. Дай Бог, чтобы это было не так.

..............