21 января, вторник  |  Последнее обновление — 14:36  |  vz.ru
Разделы

Европейский восток забурлит не меньше Ближнего

Алексей Токарев, к.п.н., старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России
Москва выступает промоутером суверенитетов, сохраняя право несогласных становиться непослушными. Россия напомнит им про национальные интересы. Их удобно отстаивать при помощи наших самолетов, систем ПРО, атомных электростанций, газопроводов и консервативных ценностей. Подробности...

Интернет становится безусловным правом

Сергей Мардан, публицист
У российского государства абсолютно прагматичные мотивы развивать Сеть. Интернет-технологии обеспечивают уровень информированности о каждом отдельном гражданине или компании, ранее недостижимый. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Чиновников переведут из разряда «бизнес» в разряд «служение»

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Надоело не только Путину. Надоело простому народу смотреть на этот бесконечный фестиваль компрадорства. Что тебя, болезный, так тянет в Европу? Ответа всего два: или ты более лоялен к стране – потенциальному противнику, или прячешь наворованное там же. Подробности...
Обсуждение: 90 комментариев

    Новый терминал в стиле конструктивизма открылся в Шереметьево

    В крупнейшем московском аэропорту Шереметьево открылся пятый по счету терминал – C1. Он пристроен к терминалу В и способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год. В итоге пропускная способность аэропорта вырастет до 80 млн человек
    Подробности...

    Извержение вулкана Тааль на Филиппинах

    12 января на Филиппинах начал извергаться вулкан Тааль, расположенный посреди одноименного озера в 100 километрах от столицы страны Манилы. В результате местные сейсмологи объявили четвертый, предпоследний, уровень опасности
    Подробности...

    Австралию охватили неукротимые лесные пожары

    Австралию охватили самые мощные за всю историю страны лесные пожары – их площадь составляет уже 10 миллионов гектаров. Это стало результатом рекордной засухи, притом что обычно этот сезон приходится на декабрь – март. 28 человек погибли, среди них трое пожарных, разрушено около шести тысяч зданий. Ущерб экономике страны оценивается в 3 млрд долларов США
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Лукашенко заявил об отказе России на поставки Минску нефти из Казахстана

        Главная тема


        Как Нурмагомедов побил Шарапову и Овечкина

        «оскорбила людей»


        Володин предложил наказать Водонаеву

        Банк России


        Россия увеличила отрыв от Китая по запасам золота

        «чисто хозяйственные резоны»


        Кокорин сменил клуб

        Видео

        исторические споры


        Израиль подставил России плечо в конфликте с Украиной и Польшей

        учения НАТО


        Для нападения на Россию США подготовят «смертника»

        демографическая катастрофа


        Почему вымирает Прибалтика

        замена Чайки


        Генпрокуратуру возглавит охотник на серийных убийц

        Общечеловеческая практика


        Герман Садулаев: Поправка в Конституцию исправляет последствия холодной войны

        Еврейская проблема


        Алексей Алешковский: Память о Второй мировой работает только по-честному

        Всем надоело


        Игорь Мальцев: Чиновников переведут из разряда «бизнес» в разряд «служение»

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        Готовы ли вы участвовать во всероссийском голосовании по внесению поправок в Конституцию?

        Спаси кино – выбрось мобильник!

        В российский прокат вышел фильм каннского призера Нури Бильге Джейлана «Три обезьяны»

        5 июня 2009, 18:20

        Текст: Денис Шлянцев

        Версия для печати

        4 июня, спустя год после мировой премьеры, в российском прокате появилась экзистенциальная драма турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана («Отчуждение», «Времена года») «Три обезьяны». Эта картина рассказывает о том, как из мелкой лжи и адюльтера вырастает огромная семейная трагедия. У фильма внушительный список фестивальных призов, который венчает приз за лучшую режиссуру, полученный Джейланом в Каннах в прошлом году.

        В сознании обывателя словосочетание «турецкий артхаус» ассоциируется со столь же нелепыми небылицами, как финский хип-хоп или эскимосский боевик.

        Между тем – откроем страшную тайну – все эти явления мало того что существуют, так еще и довольно интересны, если отбросить в сторону предрассудки.

        Нури Бильге Джейлан – один из корифеев турецкого кинематографа, эдакий «недотарковский», «перезвягинцев» и «Антониони с отчетливым турецким акцентом», если мыслить привычными критикам категориями.

        В его фильмографии пять полнометражных картин, а за «Три обезьяны» – «шедевр трансцедентального кинематографа», что бы это определение ни значило, – ему в прошлом году перепал каннский приз «За режиссуру». Короче, фестивальный режиссер с богатым списком наград и внушительного размера положительной прессой.

        Откуда взялось название «Три обезьяны», без пресс-релиза разобраться сложно. В кадре никаких животных нет, только птичка чирикает. Если даже предположить, что обезьянами режиссер считает трех главных персонажей, то это получается как-то совсем не комильфо…

        Дело в том, что в основу своего фильма турецкий режиссер положил не абы чего, а японскую притчу о трех обезьянах. (По другим данным, эта басня принадлежит авторству Конфуция.) Одна из них закрывает лапками свои глаза, другая – уши, а третья – рот. Своим жестом первая обезьянка говорит: «Я не вижу зло и глупость». Вторая говорит: «Я не слышу зло и глупость». Третья: «Я не разговариваю со злом и глупостью». Спасибо за предоставленную информацию пресс-релизу.

        Э-э-э. М-м-м. Вот как? И как теперь жить с этим сакральным знанием? Попробуем отвлечься и некоторое время не думать о трех обезьянах.

        Имеется простая турецкая семья. Отец работает шофером у крупного бизнесмена, пытающегося вырваться в большую политику, мать трудится, кажется, в больнице, а сын закончил школу, провалил экзамены в университет и нигде не работает, потому что ему все опостылело. Все как бы знакомо и понятно.

        Однако в самом же начале происходит трагедия: бизнесмен накануне собственных выборов куда-то в эшелоны власти сбивает пешехода, номера его машины записывают свидетели, и он просит своего шофера взять вину на себя. За деньги, само собой. За то время (по турецким гуманным законам – всего год), которое наш отец семейства проводит в тюрьме, в его семье происходит много событий.

        Сын требует, чтобы мать срочно забрала все деньги, причитающиеся отцу, иначе случится экзистенциальная катастрофа. На эту сумму он собирается купить автомобиль. Но в процессе просьбы денег мать понимает, что влюбилась в бизнесмена, и отдается ему, что, безусловно, ускоряет покупку машины.

        Выйдя из тюрьмы, отец понимает – по взглядам, неуловимому дрожанию подбородка и рук, экивокам, недомолвкам – что-то произошло. Они пытаются жить, как раньше, игнорировать «зло и глупость» (как, вы все еще думаете о трех обезьянах?), но случилось страшное: дезинтеграция, казалось бы, здоровой ячейки общества, которая приводит к очередной трагедии. Да, машину тоже взяли не по дешевке. Понятно, что добром эта почти двухчасовая драма не кончится.

        Никто не спорит с тем, что визуально фильм выполнен на высоком уровне – дли-и-и-инные медитативные планы, каждая травинка на своем месте, капельки воды, срываясь, веско падают с ощутимым восклицанием «Кап!», морской бриз раздувает тюль, подчеркивая трагизм ситуации. Да, кадры из фильма можно распечатывать и вешать на стенку – только не в детской, чтобы ребенок не впал в депрессию, и не в кухне, чтобы не портить аппетит.

        Да, непрофессиональные актеры играют по-непрофессиональному ярко и выпукло. Но почему тогда эта история – при всем ее формальном совершенстве – не трогает ни единого рецептора? Где то самое волшебство, присущее великим auters, которое заставляет погружаться в картину, сопереживать ее героям, без которого сценарий выглядит очередной байкой газеты «Жизнь»?

        Возможно, причина в самом Джейлане, ведь это он сказал: «Я считаю семью весьма трагическим явлением жизни, это одна из самых трагических вещей в жизни. Я много страдал от этого». Что же, пострадал сам – дай пострадать другим. Неплохое кредо для режиссера.

        Кстати говоря, как замечательно, что и Тарковский, и Антониони в свое время были лишены возможности использовать в своих картинах мобильные телефоны с идиотскими рингтонами! В качестве символа отчуждения, разумеется.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............