1 апреля, среда  |  Последнее обновление — 20:59  |  vz.ru
Разделы

Время сыграет в интересах Конституции

Максим Григорьев, член Общественной палаты, президент Фонда исследования проблем демократии
Что означает перенос даты всероссийского голосования? Это значит, что наблюдателей станет больше, сама процедура прозрачней, а общественный контроль за голосованием сильнее. Подробности...

Россия не бросает даже русофобов

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Россия не бросает своих. А значит, все в конце концов будут вывезены, даже из самых экзотических мест, а самые радикальные русофобы останутся нашими согражданами. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Как США спасаются от экономического цунами

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Дональд Трамп – один из немногих западных лидеров, который понимает, что страшен не столько сам коронавирус, сколько те последствия, которые могут быть из-за чрезмерной реакции государства на распространение болезни. Подробности...

    Как полиция следит за соблюдением карантина по коронавирусу в разных странах

    Полиция по всему миру несет службу в особом режиме из-за коронавируса. В то время, как в странах Европы, Азии и Латинской Америки обычные люди обязаны сидеть на карантине, стражи порядка следят за его исполнением. В Италии полицейским помогают дроны
    Подробности...

    Коронавирус увеличил социальную дистанцию между людьми

    В числе основных мер борьбы с распространением нового коронавируса специалисты Всемирной организации здравоохранения назвали увеличение социальной дистанции. Риск заражения сильно снижается, если между людьми сохраняется расстояние более метра. Власти большинства стран прислушались – и призвали граждан сделать так же
    Подробности...

    Путин посетил больницу в Коммунарке

    Путин приехал в больницу в Коммунарке, где находятся зараженные коронавирусом. Президент оделся в защитный костюм и осмотрел здание в сопровождении главврача Дениса Проценко. Как считают эксперты, своим визитом в больницу Путин демонстрирует, что власть уверена в своих силах и спокойна
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Путин анонсировал заявление по новым мерам поддержки экономики

        Главная тема


        Прибалтика назначена ответственной за битву с «русскими хакерами»

        нарушение режима


        Из-за скрывшего заражение коронавирусом москвича закрыли подмосковную больницу

        конфликт в Сирии


        США назвали условие помощи Турции в конфликте с Сирией

        энергетический рынок


        Трамп придумал новый план помощи нефтяникам

        Видео

        крестьянская реформа


        Чем отмена крепостного права навредила России

        подрыв единства


        Россию обвинили в попытке развалить ЕС коронавирусом

        источник установлен


        Коронавирус стал наказанием за суеверия

        недооценка кризиса


        Почему американская медицина сдается перед коронавирусом

        В центре эпидемии


        Геворг Мирзаян: Как США спасаются от экономического цунами

        Трусы и крестик


        Алексей Алешковский: Бремя белого человека многим не по плечу

        Своих не бросаем


        Ирина Алкснис: Россия не бросает даже русофобов

        викторина


        В чем российские женщины опередили весь мир?

        на ваш взгляд


        Как долго вы психологически готовы соблюдать режим самоизоляции?

        Спаси кино – выбрось мобильник!

        В российский прокат вышел фильм каннского призера Нури Бильге Джейлана «Три обезьяны»

        5 июня 2009, 18:20

        Текст: Денис Шлянцев

        Версия для печати

        4 июня, спустя год после мировой премьеры, в российском прокате появилась экзистенциальная драма турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана («Отчуждение», «Времена года») «Три обезьяны». Эта картина рассказывает о том, как из мелкой лжи и адюльтера вырастает огромная семейная трагедия. У фильма внушительный список фестивальных призов, который венчает приз за лучшую режиссуру, полученный Джейланом в Каннах в прошлом году.

        В сознании обывателя словосочетание «турецкий артхаус» ассоциируется со столь же нелепыми небылицами, как финский хип-хоп или эскимосский боевик.

        Между тем – откроем страшную тайну – все эти явления мало того что существуют, так еще и довольно интересны, если отбросить в сторону предрассудки.

        Нури Бильге Джейлан – один из корифеев турецкого кинематографа, эдакий «недотарковский», «перезвягинцев» и «Антониони с отчетливым турецким акцентом», если мыслить привычными критикам категориями.

        В его фильмографии пять полнометражных картин, а за «Три обезьяны» – «шедевр трансцедентального кинематографа», что бы это определение ни значило, – ему в прошлом году перепал каннский приз «За режиссуру». Короче, фестивальный режиссер с богатым списком наград и внушительного размера положительной прессой.

        Откуда взялось название «Три обезьяны», без пресс-релиза разобраться сложно. В кадре никаких животных нет, только птичка чирикает. Если даже предположить, что обезьянами режиссер считает трех главных персонажей, то это получается как-то совсем не комильфо…

        Дело в том, что в основу своего фильма турецкий режиссер положил не абы чего, а японскую притчу о трех обезьянах. (По другим данным, эта басня принадлежит авторству Конфуция.) Одна из них закрывает лапками свои глаза, другая – уши, а третья – рот. Своим жестом первая обезьянка говорит: «Я не вижу зло и глупость». Вторая говорит: «Я не слышу зло и глупость». Третья: «Я не разговариваю со злом и глупостью». Спасибо за предоставленную информацию пресс-релизу.

        Э-э-э. М-м-м. Вот как? И как теперь жить с этим сакральным знанием? Попробуем отвлечься и некоторое время не думать о трех обезьянах.

        Имеется простая турецкая семья. Отец работает шофером у крупного бизнесмена, пытающегося вырваться в большую политику, мать трудится, кажется, в больнице, а сын закончил школу, провалил экзамены в университет и нигде не работает, потому что ему все опостылело. Все как бы знакомо и понятно.

        Однако в самом же начале происходит трагедия: бизнесмен накануне собственных выборов куда-то в эшелоны власти сбивает пешехода, номера его машины записывают свидетели, и он просит своего шофера взять вину на себя. За деньги, само собой. За то время (по турецким гуманным законам – всего год), которое наш отец семейства проводит в тюрьме, в его семье происходит много событий.

        Сын требует, чтобы мать срочно забрала все деньги, причитающиеся отцу, иначе случится экзистенциальная катастрофа. На эту сумму он собирается купить автомобиль. Но в процессе просьбы денег мать понимает, что влюбилась в бизнесмена, и отдается ему, что, безусловно, ускоряет покупку машины.

        Выйдя из тюрьмы, отец понимает – по взглядам, неуловимому дрожанию подбородка и рук, экивокам, недомолвкам – что-то произошло. Они пытаются жить, как раньше, игнорировать «зло и глупость» (как, вы все еще думаете о трех обезьянах?), но случилось страшное: дезинтеграция, казалось бы, здоровой ячейки общества, которая приводит к очередной трагедии. Да, машину тоже взяли не по дешевке. Понятно, что добром эта почти двухчасовая драма не кончится.

        Никто не спорит с тем, что визуально фильм выполнен на высоком уровне – дли-и-и-инные медитативные планы, каждая травинка на своем месте, капельки воды, срываясь, веско падают с ощутимым восклицанием «Кап!», морской бриз раздувает тюль, подчеркивая трагизм ситуации. Да, кадры из фильма можно распечатывать и вешать на стенку – только не в детской, чтобы ребенок не впал в депрессию, и не в кухне, чтобы не портить аппетит.

        Да, непрофессиональные актеры играют по-непрофессиональному ярко и выпукло. Но почему тогда эта история – при всем ее формальном совершенстве – не трогает ни единого рецептора? Где то самое волшебство, присущее великим auters, которое заставляет погружаться в картину, сопереживать ее героям, без которого сценарий выглядит очередной байкой газеты «Жизнь»?

        Возможно, причина в самом Джейлане, ведь это он сказал: «Я считаю семью весьма трагическим явлением жизни, это одна из самых трагических вещей в жизни. Я много страдал от этого». Что же, пострадал сам – дай пострадать другим. Неплохое кредо для режиссера.

        Кстати говоря, как замечательно, что и Тарковский, и Антониони в свое время были лишены возможности использовать в своих картинах мобильные телефоны с идиотскими рингтонами! В качестве символа отчуждения, разумеется.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............