Андрей Полонский Андрей Полонский Почему России не быть колониальной империей

Запад справедливо видел в разрушении своих колониальных империй «руку Москвы» – и не может простить нам этого до сих пор. Обращая на нас современные леволиберальные концепции «деколонизации», он передергивает, просто шулерит, пытаясь задеть нас нашим же оружием.

13 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Алексей Лосев – строитель империи

Православный монах, идеалист, реакционер, «черносотенец»… И при этом – лауреат Государственной премии СССР. Как такое возможно?

39 комментариев
Максим Соколов Максим Соколов Шольц мечтает о 1918 годе

Когда рейхсканцлер Шольц предлагает российскому руководству зараз сгубить и себя, и жителей Новороссии, причем сгубить ни за понюх табаку, это очень сомнительная рекомендация не только его сердцу – уж какое там сердце! – но и уму.

7 комментариев
12 августа 2008, 08:54

Предчувствие гражданской войны–2

Предчувствие гражданской войны–2
@ anonim-from-rus.livejournal.com

Tекст: Роман Арбитман

Недалекое будущее. По всей России прокатывается волна грабежей и погромов. Обыватель трепещет. Армия и милиция, разоруженные властями – «с целью избежать провокаций», – бессильны против многотысячной армии мародеров. Те же, чувствуя безнаказанность, грабят, убивают и насилуют. Вся провинция уже подмята хищниками, которые движутся на Москву – точь-в-точь как нечисть из булгаковских «Роковых яиц».

Последний рубеж обороны вот-вот будет прорван. И что же будет с Родиной и с нами?..

Возвращение к «Невозвращенцу»

Увы, в нашей стране демократия даже толком не переночевала

Роман журналиста и фантаста Евгения Зубарева «2012. Хроники смутного времени» (М.: АСТ; СПб, Астрель-СПб, 2008), с пересказа сюжета которого мы начали эти заметки, вышел в свет совсем недавно.

Хотя автор – не из числа «раскрученных», а книга его не обладает большими художественными достоинствами (хотя и не скатывается к безусловному трэшу), роман был замечен и критиками, и, что существенно, обычными читателями.

В чем секрет внимания к этой книге?

Конечно же, сыграло роль перенесение времени действия романа в совсем близкое будущее (реалии – почти сегодняшние, а события – уже нет), и, разумеется, не могла не зацепить тема грядущей гражданской войны, более похожей на «бессмысленный и беспощадный бунт» всех против всех...

Ровно двадцать лет назад Александр Кабаков написал (и годом позже издал в перестроечном «Искусстве кино») прогремевшую на всю страну повесть «Невозвращенец» – о печальном грядущем, ожидающем страну с названьем кратким СССР.

По сценарию Кабакова, советскую державу подточил экономический коллапс, а обрушила военная диктатура. Генерал Панаев, взявши власть, не смог ее удержать, и изо всех щелей посыпалась всякая мразь: вооруженные бандиты с убеждениями, отвязавшиеся борцы за социальную справедливость и просто громилы. Право силы победило силу права, началось дробление империи на княжества, процесс стал неуправляемым.

Вплоть до августа 1991 года о грядущем хаосе и кровавых попытках его упорядочивания было написано довольно много книг – в жанре антиутопии отметились Э. Тополь, М. Веллер, В. Рыбаков и другие социально озабоченные фантасты.

Когда же воздвигся и рухнул ГКЧП и не оправдались наиболее пессимистические сценарии (югославского варианта, хоть и не без издержек, так или иначе удалось избежать), жанр романа – предупреждения о близком будущем скукожился и увял. И вот, похоже, он возвращается к читателю снова.

Всего за несколько месяцев до выхода зубаревского «2012» увидел свет роман Вадима Еловенко «Мы – силы» (СПб., «Крылов»), где смута, разруха и гражданская война на территории России тоже становились основным двигателем сюжета.

Хаосу и беспределу, правда, предшествовали природные катаклизмы: из-за внезапных вспышек на Солнце резко усилилось таяние льдов на полюсах; уровень мирового океана поднялся разом на полтора метра.

От Японии мало что осталось, а Россию (которая территориально и не сильно уменьшилась) захлестнула волна насилия. Кубань заполнена беженцами, Москву накрыло ураганом, Санкт-Петербург превратился в огромную лужу с торчащим шпилем Адмиралтейства.

Электричества нет, связи нет, федеральная власть бессильна. Паника, разброд и шатание, бандиты и людоеды делят территории, а у нормальных людей так мало шансов выжить и остаться людьми.

Если бы Еловенко сосредоточился только на описании предстоящих ужасов, книга его едва ли бы заслуживала подробного разговора. К чести автора, он сосредоточивается не столько на негативе, сколько на попытках (да, поначалу тоже хаотических) вменяемых людей остановить энтропию и общими усилиями выкарабкаться из ужаса.

Кроме нелюдей, есть и герои: метеоролог Рухлов, ставший спасателем, и старший лейтенант ВМФ Ханин, пытающийся наладить человеческую жизнь в нечеловеческих условиях.

«Очень просто – стрелять!»

В книге Зубарева стихийные бедствия как первотолчок отсутствуют, а о первопричине всероссийского хаоса сказано довольно скупо: похоже, автор сам не очень понимает, отчего люди превращаются в толпу.

«Это был совершенно загадочный феномен массового помешательства миллионов доселе вроде бы нормальных людей, впадающих в какое-то революционное неистовство от одного вида представителей власти». Понятно, что власть предержащие предпочитают спасаться бегством, а образовавшиеся экологические ниши занимают герои.

«Да что там обсуждать, как я буду защищать свой подъезд? Очень просто – буду стрелять во всё, что движется. Кто-то знает другой способ?» Процитированная сентенция принадлежит главному положительному персонажу книги «2012».

Согласно сюжету, не оскудела еще Земля Русская и в состоянии родить новых Пожарских. Один из них, сотрудник охранной фирмы Антон (бывший студент, бывший солдат-срочник и, быть может, потомок того самого героя 1612 года), волею судеб вынесен в первые ряды борцов с беспределом.

Герой не хочет ждать милостей от власти и лично встает на защиту Родины. У него есть два друга-милиционера, несколько помповых ружей и горячее убеждение, что можно и нужно мочить ублюдков, не зачитывая им их гражданские права.

«Вы готовы ждать, а я – нет, – объясняет Пожарский свою позицию психиатру Ароновичу (хорошему человеку, но мягкотелому либералу). – В этом между нами и разница. Вы ждете, когда вас ударят, чтобы не обидеть невинного, а я уже знаю, кто тот урод, поэтому стреляю первым».

Развитие событий в книге доказывает правоту сторонника превентивной стрельбы. С оружием в руках Антон спасает беспризорных детей, брошенных взрослыми, и благодаря телевидению становится кумиром граждан; под его знамена встает всё больше и больше людей.

В финале именно движение Пожарского «Восточные медведи» (не путать этих гризли с медведями из «Единой России»!) спасает дряблую, выродившуюся, гламурную, но всё-таки Москву от орд мародеров. Предводитель беспредельщиков Дмитрий Рогозин получает две пули в лоб прямо на Красной площади. Хэппи-энд.

Мысль о том, что в некоторых ситуациях толпа нуждается не в Конституции, а в картечи, хоть в раз в жизни стучится даже в самую демократическую голову.

Чаще всего подобные суждения находят отклик в сердцах граждан из стран с развитой демократией, где, чтобы засадить монстра пожизненно, надо стереть не одну пару железных башмаков. В этих случаях, конечно, велик соблазн призвать Грязного Гарри с его магнумом 45 калибра и решить проблему за несколько секунд – эффективно и без излишних церемоний.

Увы, в нашей стране демократия даже толком не переночевала, а автор уже сладострастно рисует новую чрезвычайку и реализует позитивную программу в духе хрестоматийного «Винтовка рождает власть».

При этом автор – вовсе не противник разумного-доброго-вечного; он из тех жванецких интеллигентов, которые раньше мечтали приехать на рынок на танке, высунуться из люка и спросить у оборзевших спекулянтов: «Скока-скока?» Правда, раньше у них не было танка, а сейчас – есть. Да еще с боекомплектом.

Автор «2012», конечно, не считает, что чрезвычайка должна стать нормой повседневной жизни. Мол, гуманизм должен немного подождать в шкафу – до тех пор, пока уберут трупы расстрелянных без суда. А там уж он снова воссияет.

Однако не факт, что скоро его опять не запихнут в шкаф: пагуба простых решений в том и состоит, что к ним хочется прибегать снова, и снова, и снова...

..............