Взгляд
6 июня, вторник  |  Последнее обновление — 06:27  |  vz.ru
Разделы

Экономика угля и стали оказалась живучей

Максим Соколов
Максим Соколов, публицист
Стал общим местом тезис, что промышленная экономика безнадежно устаревает, на смену ей идет экономика знаний, услуг и еще чего-то нематериального. Логично было думать, что и угледобыча, черная металлургия, тяжелая оборонка, выросшие на востоке УССР, уже теряют свое прежнее главенствующее значение. Но не теряют. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Средневековья и феодализма не будет – их еще надо заслужить

Илья Крамник
Илья Крамник, военный обозреватель
Многим кажется, что делов-то, взять и повторить, просто надо правильно приказать нужным людям – и они все сделают. Как тогда, в ХХ веке. А как тогда не будет. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Варшава может предъявить волынский счет Киеву

Олег Хавич
Олег Хавич, политический аналитик
Накануне 80-й годовщины начала Волынской резни в Варшаве опять заговорили об извинениях Киева за действия украинских националистов. Но странно ожидать этого от духовных наследников Бандеры. Подробности...

Москву атаковали восемь украинских беспилотников

Во вторник ранним утром в Москве и Подмосковье были сбиты восемь украинских беспилотников. При этом часть аппаратов при падении повредила жилые дома. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, пострадавших нет. В Кремле похвалили работу ПВО Москвы при отражении атаки украинских дронов
Подробности...

Санкт-Петербург с размахом отмечает 320-летие

В субботу Санкт-Петербург отмечает 320-летие. За выходные в городе пройдут праздничные мероприятия, центром которых станут Петропавловская крепость на Заячьем острове, где начинался город, а также Сенатская и Дворцовая площади
Подробности...

Разведывательный корабль «Иван Хурс» вернулся в Севастопольскую бухту

Разведывательный корабль «Иван Хурс» вернулся в Севастополь для пополнения запасов. Ранее корабль отразил атаку беспилотными катерами вооруженных сил Украины примерно в 140 км к северо-востоку от пролива Босфор. На Украине утверждали, что «Иван Хурс» якобы сильно поврежден, но эти утверждения оказались ложными
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Взрывы прогремели в Киеве и Киевской области

    Главная тема


    Эксперты объяснили создание Россией новых армий и военно-морского района

    «на некоторых направлениях»


    Минобороны Украины признало начало наступления

    потеря диверсанта


    У места взрывов «Северных потоков» обнаружен ботинок боевых дайверов

    «абсолютный фейк»


    Правозащитница назвала завышенными новые данные о численности населения Украины

    Видео

    цены на нефть


    Дружба с арабами спасает бюджет России

    наступательные действия


    Первые попытки масштабного наступления ВСУ провалились

    балтийское море


    Польша грозит России подводным оружием

    структурные проблемы


    Китай борется за сохранение экономического чуда

    экспорт зерна


    Украина подставила своих польских союзников

    реальное и виртуальное


    Максим Соколов: Экономика угля и стали оказалась живучей

    роль иконы


    Роман Лункин: «Троица» Андрея Рублева как символ сакральной победы

    украинские националисты


    Олег Хавич: Варшава может предъявить волынский счет Киеву

    карикатура


    Байден вымолил для себя спасительный глоток

    Земляничные поляны навсегда

    Ингмар Бергман
      
    30 июля 2007, 15:05
    Фото: ilovecinema.ru
    Текст: Дмитрий Бавильский

    Ингмар Бергман – это не просто эпоха в театре и в кино, это, собственно, кино, это, собственно, театр и есть. Любые слова и определения по отношению к Бергману будут неполными. Эпоха. Бренд. Патриарх. Небожитель. Национальный герой. Всемирное достояние. Бергман - последний великий режиссер (есть, правда, еще в живых ослепший и онемевший Микеланджело Антониони), связывающий, связывавший искусство двух веков, на границе которых выпало жить.

    Гений Бергмана универсален, подобно талантам титанов Возрождения. Ингмар Бергман - создатель собственного мира и собственного мифа; подобно богам Олимпа, эта бездонная фабрика по производству образов и смыслов, кажется, существовала всегда, ведь "литература, живопись, музыка, кино и театр зачинают сами себя и сами себя производят на свет..."

    Бергман превращал в легенду всё, к чему бы не прикасался – от собственной жизни, многократно описанной и экранизированной учениками, последователями – до места своего добровольного заточения, острова Форе, куда Андрей Тарковский приехал снимать предсмертное «Жертвоприношение».

    Фильмы его похожи на умные и глубокие книги, пухлые романы, которые тянет постоянно перечитывать

    Свою творческую жизнь Ингмар Бергман начал в суровом 1944 году, получив в 26 лет назначение на должность художественного руководителя Хельсингборгского городского театра. Уже в первый сезон молодой худрук поставил три спектакля – народную комедию «Графиня Ашеберг в Видшевле», фрейдистскую сатиру «Кто я?» и понятого как антифашистская драма шекспировского «Макбета».

    Символическое и показательное начало – всю свою дальнейшую жизнь, разделенную примерно в равных пропорциях между театром и кино, Бергмана будет мотать по всему мировому репертуару. Фрейдистские фильмы («Осенняя соната», «Шепоты и крики») он будет совмещать с "народными" спектаклями («Войцек»), тончайшими интерпретациями классики («Волшебная флейта»).

    Свой первый фильм Ингмар Бергман поставил в 1946 году и он назывался «Кризис». Премьера «Кризиса» состоялась в феврале, а уже в начале ноября Бергман выпускает свой второй фильм «Дождь над нашей любовью». В таком безудержном темпе – выпуская по несколько фильмов и спектаклей в год – Бергман прожил всю свою жизнь.

    "С долго сдерживаемой детской жадностью я набросился на своего медиума и двадцать лет без устали, в каком-то неистовстве передавал сны, чувственные переживания, фантазии, приступы безумия, неврозы, судороги веры и беззастенчивую ложь. Мой голод был неутолим. Деньги, известность и успех были поразительными, но в основе своей безразличными для меня результатами этого буйства..."

    Фильмография Ингмара Бергмана включает несколько десятков (!) первоклассных шедевров, каждый из которых стал событием и эпохой в мировом кинематографе. Фильмы его похожи на умные и глубокие книги, пухлые романы, которые тянет постоянно перечитывать. Действительно, это уже и не кино вовсе и не звучащая литература или ожившие картины, но какой-то совершенно особый, оригинальный, сугубо бергмановский жанр или даже вид искусства.

    «Седьмая печать», «Земляничная поляна», «Час волка», «Персона», «Лицом к лицу», «Шепоты и крики», «Молчание», «Тюрьма», «Жажда», «Лицо», «Ритуал», «Вечер шутов», «Змеиное лицо», «Из жизни марионеток», «После репетиции», «Как в зеркале», «Причастие», «Лето с Моникой», «Стыд», «Страсть», «На пороге жизни», «Осенняя соната», «Улыбки летней ночи», «Сцены из супружеской жизни», «Фанни и Александр».

    Не менее внушителен список и театральных работ Ингмара Бергмана. «Дикая утка» и «Двенадцатая ночь», «Соната призраков» и «Мизантроп», «Дон Жуан» и «Войцек», «Школа жен» и «Шесть персонажей в поисках автора», «Гедда Габлер» и «Крошка Алиса». К сожалению, в силу специфики театрального искусства, спектакли Бергмана (несмотря на то, что многие из них записаны на пленку) известны куда меньше его фильмов. Сам режиссер считал себя прежде всего театральным художником.

    «Ведь главное не результат, а атмосфера – атмосфера, возникающая во время работы над пьесой. Я в большей степени человек театра, чем кино, именно потому, что театр для меня всегда радость… Работа в театре – это то, чем я живу. Ставить фильм – тяжелый труд. Но идти утром в театр, заходить в репетиционную, быть с актерами, творить вместе с ними… Так можно жить. Да есть ли что-нибудь лучше?» – говорил он в интервью.

    Однако нельзя сказать, что Ингмар Бергман жил и творил в башне из слоновой кости. Это был живой и отзывчивый человек, большой женолюб (отношения с женщинами – еще одна важнейшая составляющая бергмановского мифа), постоянно находившийся в гуще общественной и политической жизни. Широкий резонанс получило добровольное изгнание Бергмана в Германию. В самом начале 1976 года его, маститого и заслуженного, допрашивают в полиции на предмет мнимой неуплаты налогов. Обвинения оказываются исчерпанными, но осадок остается и мешает жить. Весной того же года Бергман демонстративно переселяется в ФРГ. В августе во Франкфурте на церемонии вручения ему премии Гете Бергман сказал: «Я не могу дольше оставаться в стране, где публично и несправедливо оскорбляют мое достоинство…»

    Конечно, Бергман вернется в Швецию, однако отношения с родиной так и останутся драматическими. Новый скандинавский кинематограф во главе с Ларсом фон Триером увидел в Бергмане свою главную эстетическую противоположность, лозунги сбросить Бергмана с парохода современности раздаются чаще, чем возникают новые фильмы.

    Признанный и увенчанный всеми возможными титулами и наградами (от «Оскара» за «Фанни и Александра» до особой каннской Золотой ветви, присужденной за вклад в искусство), тем не менее, Бергман никогда не останавливался на достигнутом.

    Чуть позже, когда фильмы и театральные постановки самого известного шведа в мире получат признание, Ингмар Бергман засядет за книги. «Картины» (1970), «Латерна Магика» (1987), романная трилогия о родителях и детстве.

    Странно, что Нобелевский комитет не разглядел буквально у себя под носом одного из самых значительных писателей современности.

    Составители фильмографии и каталога театральных работ признаются, что невозможно собрать и описать все, что сделал Ингмар Бергман. Какая-то мощная, неведомая сила заставляла его работать каждый день, уставать и работать снова, невзирая на статус прижизненного классика.

    Страх перед смертью или, напротив, неизбывная жажда жизни?

    Сам Бергман лукаво говорил о «любопытстве»: «Безграничное, неутоляемое, постоянно обновляющееся, нестерпимое любопытство толкает меня вперед, ни на минуту не оставляя в покое, полностью заменяя жажду общности, которую я испытывал в иные времена. Я чувствую себя осужденным на длительный срок узником, внезапно выброшенным в грохот жизни, и меня охватывает неуемное любопытство...»

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •