Взгляд
27 января, пятница  |  Последнее обновление — 05:59  |  vz.ru
Разделы

Уехали не только предатели

Виталий Трофимов-Трофимов
Виталий Трофимов-Трофимов, политический аналитик
Чем раньше мы откажемся уже от своих стереотипов в отношении нерусофобской части эмиграции, тем лучше сможем выстроить с ней работу. Например, Китай эту работу со своей диаспорой выстроил, и она приносит ощутимые плоды. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Максимум, что светит дикарям – умереть за интересы белого господина

Дмитрий Орехов
Дмитрий Орехов, писатель
Сейчас западная пропаганда рисует украинцев свободными и гордыми людьми с величественной осанкой, всей душой возлюбившими демократию. Но так будет не всегда. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

За что мы боремся

Андрей Полонский
Андрей Полонский, писатель, историк
У тех, кто против нас, судьбы точно не будет. Враг использует их и отбросит, как испорченную деталь ставшего ненужным механизма. Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

Какие танки Запад может отправить Украине

На этой неделе Германия и США пообещали Украине поставить свои главные тяжелые танки – Leopard 2A5s и M1A2 Abrams. Ранее о поставке своих тяжелых танков Challenger 2 объявила Великобритания. К вооружению Киева подключатся и другие страны Европы, на вооружении которых тоже есть «Леопарды» и «Абрамсы». Что представляют из себя эти машины
Подробности...

Россияне окунулись в прорубь на Крещение

Крещение Господне – один из главный праздников христиан. В 2023 году в Москве для желающих окунуться было оборудовано 46 площадок. На каждой из них оборудовали майны, пункты обогрева и теплые раздевалки. Безопасность граждан обеспечивали медперсонал и сотрудники пожарно-спасательного гарнизона
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Япония ввела санкции против 36 россиян и ряда российских организаций

    Главная тема


    Украине для F-16 потребуются наемники и время

    стратегические объекты


    Рябков назвал странными требования США о возобновлении инспекции ядерного оружия РФ

    «неизбежность утраты»


    В Госдуме рассказали о политической подоплеке включения Одессы в список ЮНЕСКО

    в семи странах


    Индийский сироп от кашля убил более 300 человек

    Видео

    азартная игра


    Украинская мобилизация потребовала особых изобретений и хитростей

    необъявленная война


    Германия призналась в войне Европы против России

    спецоперация на украине


    Киев готовит немецкие «Леопарды» для удара на юге

    «регулярное вредительство»


    Украинский дипломат в Грузии разозлил власть и расколол оппозицию

    поставки дизеля


    Чем обернется запрет на топливо для Европы и России

    паневропейская идентичность


    Дмитрий Винник: Европа делает неправильные выводы из истории войн с Россией

    вождь и племя


    Тимофей Бордачёв: Коллективный Запад – это иллюзия

    замороженные госактивы


    Геворг Мирзаян: Запад будет шантажировать Россию ее деньгами

    на ваш взгляд


    Какая из стран Прибалтики ведет наиболее русофобскую политику?

    Ай да Пушкин…

    Ай да Пушкин…
    Сцена из спектакля «Боксирующий Пушкин»
       26 июня 2007, 11:48
    Фото: Светлана Храмова
    Текст: Светлана Храмова, Амстердам

    Шоу, синтезирующее танцевальный перформанс, вокальную и оркестровую музыку, специально написанную для уникального спектакля, называлось «Боксирующий Пушкин». Представление вполне могло бы стать поводом для специальных исследований, посвященных экспериментам в современном искусстве. На ринге, огороженном канатами, как и положено в боксе, отточенно владеющие мастерством танцоры и певцы, числом этак до 20, а одну из трибун, предназначенных для зрителей, занимают музыканты оркестра. «Коллектив XXI века» – так охарактеризовал состав оркестра руководитель Вим Бурман.

    Корреспондент газеты ВЗГЛЯД Светлана Храмова спросила его о том, как возникла идея спектакля.

    Вим Бурман: О, для меня проще рассказать, как появилась музыка. Ведь мы специально ездили в Москву. Встретились с Игорем Дроновым, дирижером Большого театра и руководителем Студии новой музыки. В результате пять российских композиторов объединили усилия, появилась партитура, посвященная жизни и творчеству Александра Пушкина и вдохновленная сочинениями Абрама Терца, Юрия Лотмана, Даниила Хармса и Андрея Битова.

    Выбор литературной основы может показаться неожиданным. Произведения сложны, даже таинственны – но в них живое, не наигранное восхищение личностью Александра Пушкина.

    Пушкинский фестиваль, проходящий в трех больших городах Гелдерланда, провинции в центре Голландии, – это абсолютно стихийно возникшее событие, которое трудно переоценить

    Интернациональной творческой группой овладела сумасшедшая идея – сделать стопроцентно созвучный современности спектакль о Пушкине. О национальном герое, потому что нет человека в России, который бы не гордился поэтом. А раз Пушкин – предмет поклонения целой нации, то он, безусловно, современен. Созвучен национальному характеру.

    Характер самого Пушкина так загадочен и многогранен, что фантазии на тему будущего спектакля возникали самые смелые. Но когда определилась кандидатура хореографа – это Андреа Болл, постоянно работающая с Hans Hof Ensemble, – все стало на место.

    Андреа – виртуозный мастер, она фонтанирует озарениями, основанными на бесспорном знании возможностей и требований современного театра. Сомнений не осталось – началась работа.

    По ходу действия

    Сцена из спектакля «Боксирующий Пушкин»
    Сцена из спектакля «Боксирующий Пушкин»
    Интерактивность представления не дань моде, зрители поневоле становятся участниками происходящего. На ринг их, конечно, не приглашают – но к публике постоянно обращаются с неожиданными просьбами.

    Во время действия ко мне приблизился молодой танцор в гриме Пушкина с раскрытой маленькой книжкой стихов. Он сосредоточенно читал. Другой рукой он проворачивал рукоятку устройства, производящего рассыпающиеся вокруг белые хлопья. Лишь на миг оторвал глаза от книги и сказал: «Я немного занят со снегом. Не могли бы вы перевернуть страницу?» Я перевернула. Он уселся на край ринга и продолжал читать. Снегу навалило – холодно стало на него смотреть. Белый цвет – волшебный цвет. Это лейтмотив спектакля. Он может быть морозным, если это зима. И жарким, если это цвет волос любимой поэта. Может быть игривым, если это мех наивного и смешного кролика.

    Почему кролика? Непонятно.

    Просто белый цвет символизирует Россию. Об этом рассказывает одна из танцовщиц, на некоторое время превратившаяся в гида и пригласившая публику на экскурсию вокруг ринга, напоминая о некоторых перипетиях биографии поэта. О том, что «покой и воля» так и не были обретены Александром Пушкиным, вследствие чего он постоянно пребывал в схватке с обстоятельствами. То есть, по сути, на ринге, боксируя беспрерывно и на износ. Окруженный любопытными зрителями и соглядатаями.

    Что не мешало ему любить женщин и жизнь, воспевать радости бытия и размышлять на философские темы, создавая бессмертные творения. Экскурсия проводится в манере, типичной для скоростного приобщения западных туристов к сокровищам российской культуры.

    Закончив краткий курс ознакомления с историей декабристов, настроениями русского царя и поведением поэта в ссылке, танцовщица-гид усаживается на канаты ринга. Старательно разворачивает фольгу с заранее припасенным бутербродом, который и съедает на глазах у публики с видимым удовольствием. Демонстрируя полную отрешенность от истории, которую излагала минуту назад.

    С автором концептуального перформанса Андреа Болл мы беседуем после спектакля. Хореограф и либреттист в одном улыбчивом и открытом лице, она, несомненно, испытывает потрясение от материала, с которым столкнулась.

    Говорит с волнением, которое даже не пытается скрыть – процесс творческого осмысления тайны Александра Пушкина бесконечен.

    – Андреа, на сцене-ринге появляются по меньшей мере 15 актеров, воплощающих образ поэта. Один из них – молодая женщина с длинными светлыми волосами, небрежно заколотыми в пучок. Объединяющая деталь – разве что знаменитый пушкинский сюртук на каждом из исполнителей. Это дань моде? Я не о сюртуке, конечно. О количестве воплощенных ипостасей.

    Андреа Болл: В данном случае я столкнулась с личностью Поэта – настолько многоликой, что решение возникло само собой. Можете считать, что это моя личностная реакция на явление, именуемое Александр Пушкин, но одновременно – реакция европейского человека, который не знает о нем с рождения, как любой в России. Я поняла, что надо не просто сделать интересную трактовку задуманного, но обнажением приема показать внутренний конфликт мощной натуры гения. Средствами театра современного танца. И не только.

    Певцы, оркестр – придают глобальность постановке. Масштабность неизбежна, когда мы говорим о гиганте, поэзия которого стала основой для прекрасной музыки, написанной Михаилом Глинкой, Модестом Мусоргским, Сергеем Прокофьевым, для создания кинематографических шедевров. Пушкин – неиссякаемый источник вдохновения, это явление космического масштаба! Но поверьте, для широкого зрителя Западной Европы его имя почти ни о чем не говорит!

    Потому я ввела функцию экскурсовода – пусть пародийную. Обозначить, что жизнь и трагедия поэта, как и его творчество – повод для изучения. Я сделала постановку языком сегодняшнего театра, это главное. Линия, протянутая через столетия. Современность прочтения символична. Это означает, что живая вода источника не исчерпана. Мы не смотрим издали, сквозь призму времени. Пушкин органичен в дне сегодняшнем. Он продолжается.

    Фестиваль нестандартных решений

    Андреа Болл, хореограф и либреттист постановки
    Андреа Болл, хореограф и либреттист постановки
    В конце спектакля на ринге появляются все исполнители, задействованные в перформансе, включая оркестр. И все они в пушкинских черных сюртуках, все с белыми перышками в руках пишут на невидимой взору бумаге. После всех перипетий с бунтами, влюбленностями, разгулами, клятвами, размножениями личности и дуэлями. Художник ищет вдохновения. Это жизнь. Художник становится вдохновением. Это дар.

    – Андреа, вам хотелось бы показать постановку в Москве?
    Андреа Болл: О, несомненно! Уверена, трактовка образа и концепция покажутся неожиданными, но с профессиональной точки зрения, конечно, это вызовет интерес и, несомненно, даже среди широкой публики. Делался спектакль для Пушкинского фестиваля, но обидно показать раз или два – и забыть, как о проходном эпизоде. Работа получилась значительная – еще и потому, что мы сознательно акцентировали разницу в восприятии поэта в России и на Западе.

    Вим Бурман уже освободился от обязанностей артистического директора: музыканты собрали инструменты и удалились, публика, долго обменивавшаяся мнениями, нехотя потянулась к выходу. Он присоединился к нам и заговорил с неожиданной горячностью:

    Вим Бурман: Отметьте особо, что Пушкинский фестиваль, проходящий в трех больших городах Гелдерланда, провинции в центре Голландии, – это абсолютно стихийно возникшее событие, которое, кстати, по значимости и широчайшему охвату темы трудно переоценить.

    По инициативе регионального руководства три года назад проводился масштабный фестиваль Игоря Стравинского. Успех необычайный! Появился опыт проведения, стиль, почерк.

    Мы делали фестиваль об эпохе в музыкальной культуре под названием «Стравинский» – с историческими параллелями, представлением различных жанров. Дорого, сами понимаете, и организационно трудноподъемно.

    Новых планов не предвиделась, даже думать боялись. И вдруг – Nationale Reisopera в этом сезоне ставит на русском языке пушкинский текст, оперу «Борис Годунов» – бессмертное творение русского композитора XIX века Модеста Мусоргского. С приглашением молодого санкт-петербургского дирижера Василия Петренко.

    Фундаментальный подход к постановке известного немецкого режиссера Роберта Лехмейера. С историческими параллелями, интереснейшей сценографией – опять-таки, «русская опера глазами европейца». Акцентирована просветительская функция постановки. Даже буклет издан с кратким изложением истории государства российского от царя Ивана Грозного до ленинского переворота. С подчеркиванием неоднозначности всего, в России происходящего.

    Пошла цепная реакция. Альберт Адамс, председатель регионального Культурного совета, увидел в готовящейся постановке отправную точку для проведения Пушкинского фестиваля. С доминантной просветительской функцией. Представить иную Россию, отличную от сегодняшних массмедийных трактовок.

    Нет никакой специальной даты или юбилея. Глубокое погружение в историю русской культуры – идея фестиваля. Состоялись уникальные представления при участии Het Gelders Orkest, симфонического оркестра провинции Гелдерланд: Paradjis Poesjkin – музыкальные чтения с исполнением вокальных арий и оркестровых эпизодов из музыки, созданной по произведениям Пушкина, концерты симфонической музыки «Ода Пушкину», где звучали Сергей Прокофьев и Михаил Глинка, Игорь Стравинский и Петр Чайковский.

    Не осталась позабытой и «Сказка о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова. Показана в зале Музея кино художественная лента «Онегин», снятая в Великобритании режиссером Мартой Фиенс в 1999 году. Юмор и художественный вкус сочетаются с безупречным чувством меры в оформлении каталогов, на страницах фестивальных справочников – переводы популярнейших стихотворений и знаменитые рисунки поэта.

    Фестиваль превратился в оду российской культуре, стал самоценным творческим актом. И, как точно заметил Ганс Ейсмер, один из продюсеров фестиваля: «Во главу угла мы поставили выявление связей между разными видами искусств с помощью тех художественных актов, которые стали результатом влияния творчества российского поэта. Изумляет, насколько синтетическим является воплощение пушкинского наследия в искусстве. Произведения совершенно разных жанров вдохновлены литературными трудами Александра Пушкина».

    А шоу «Boxing Pushkin» убедило, что даже на изломанном языке новой музыки и театра современного танца, после соприкосновения с гением великого поэта, можно изъясняться легко и непринужденно. Как того и требует бессмертный стиль пушкинских творений.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •