Взгляд
29 января, суббота  |  Последнее обновление — 01:00  |  vz.ru
Разделы

Кризис вокруг Украины остановил расширение НАТО

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Европа не проголосует за возможное вступление Украины в НАТО – причем, вероятно, такую позицию займут уже не одна–две страны, а большинство европейских государств. Аналогичным голосование будет по Молдавии и Грузии. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Либералы тащат в политику педофилию

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
У либерально-левой общественности весьма популярны идеи декриминализации секса с несовершеннолетними. Газета USA Today объяснила, что кто-то рождается женщиной, кто-то геем, а кто-то негром или педофилом. Что тут поделаешь. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Десять причин читать Валентина Катаева

Захар Прилепин
Захар Прилепин, писатель, председатель партии «За правду»
28 февраля (1897) родился Валентин Катаев. Безусловно великий писатель. Белогвардеец, депутат Верховного совета, полковник Красной армии, человек с уникальной биографией. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Аэромобиль AirCar получил разрешение на полеты в Евросоюзе

Словацкая компания Klein Vision завершила сертификацию в ЕС летной годности своего первого аэромобиля AirCar и может приступать к массовому производству новинки. Особенностью автомобиля являются складывающиеся крылья, которые позволяют ему передвигаться не только по дорогам, но и по воздуху
Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Британия с помощью авиации завозит тонны оружия на Украину

Накануне на Украину прибыла очередная партия международной технической помощи от Великобритании. В этот раз ВС Украины были предоставлены новые легкие противотанковые средства. Стороны указывают на исключительно оборонительное предназначение оружия
Подробности...

Обвиняемый в терроризме Порошенко вернулся в Киев

Экс-президент Украины Петр Порошенко вернулся в Киев из-за границы. Ожидалось, что бывший глава государства, которого подозревают в госизмене, будет арестован прямо в аэропорту. Но Порошенко прошел через погранкордоны, хотя и не без инцидентов
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Британия увидела угрозу кибератак и компромата со стороны России

    Главная тема


    Великий советский разведчик нервирует Японию даже в могиле

    разговор с Макроном


    Путин дал первую оценку ответам США и НАТО на предложения России по безопасности

    совсем один


    Зеленский: Ни одна страна не будет защищать Украину

    «их выгнали»


    В Африке начались репрессии против детей священников, перешедших в РПЦ

    Видео

    бродячие животные


    «Собачий холод». Откуда пошла эпидемия нападений собак

    война на украине


    Военную помощь Донбассу сдерживает «Минск»

    Митингующие в Буркина-Фасо


    Россию просят спасти еще одну страну в Африке

    рекордные показатели


    Дорогая нефть и слабый рубль принесут сверхдоходы

    Североатлантический альянс


    НАТО предложило России обменять мир на войну

    накачка оружием


    Вадим Трухачёв: Чертова дюжина стран, которые толкают Украину к войне

    идеи декриминализации


    Игорь Мальцев: Либералы тащат в политику педофилию

    на грани конфликта


    Геворг Мирзаян: Кризис вокруг Украины остановил расширение НАТО

    на ваш взгляд


    Где чаще сейчас вы совершаете покупки?

    Модильяни заново

    Выставка «Встреча с Модильяни»
       3 апреля 2007, 13:11
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Сергей Костырко

    Выставка названа «Встреча с Модильяни». Необходимо уточнение: встреча первая. Для нас, у которых само представление о живописи уже в нескольких поколениях формировалось во многом картинами Модильяни, звучит диковато. Но работ его мы не видели никогда. Только репродукции.

    Выставка сравнительно небольшая, около 60 работ. Живопись, графика, скульптура плюс фотографии, но экспозицию составила именно та живопись и графика, которую можно назвать визитной карточкой художника: широко известные портреты Хуана Гриса, Леопольда Зборовского, Жака Липшица с женой, Пикассо; женские портреты, в частности Жанны Эбютерн, и три, может быть, самых знаменитых полотна из цикла лежащих обнаженных.

    Все работы, естественно, привозные, предоставленные для выставки музеями Парижа, Нью-Йорка, Филадельфии, Лондона, Милана, Иерусалима, Берна и т. д.

    Организатор выставки – Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

    Изгой парижской школы

    И жизнь цвета и, соответственно, тела в этих работах приглушает в изобразительном строе картин остроту эротического чувства, замещая его нежностью

    Самое первое впечатление, точнее, удивление, возникающее после нескольких минут, проведенных у, казалось бы, знакомых работ, формулируется фразой: «Это не тот художник, которого я знаю». И ощущение это усиливается от работы к работе.

    В общем-то, реакция предсказуемая: ясно же, что репродукция – это инвентаризация того, что есть на картине: сюжет, композиция, принципы цветового разрешения, иногда обозначение фактуры.

    Репродукция не в состоянии передать того, что делает все это живописью, – жизни цвета, его дыхания. В частности, неизбежно аляповатые (пусть даже чуть-чуть, но это «чуть-чуть» как раз и выхолащивает живопись) репродукции со знаменитых «Обнаженных» Модильяни представляли фон плотным, декоративно-красочным, а оказывается, что на полотнах этих фон пористый, пульсирующий. Он активно взаимодействует с изображенным телом, заставляя его светиться.

    И жизнь цвета и, соответственно, тела в этих работах приглушает в изобразительном строе картин остроту эротического чувства, замещая его нежностью; той нежностью, которая рождается темпераментом, а не артистической впечатлительностью. Или невозможно было представить по репродукциям ту сложнейшую выстроенность чуть выбеленных цветов, которые и делают, например, портрет «Маленький крестьянин» шедевром.

    Как раз эти «мелочи» и «частности»: цвет, свет, фактура – заставляют смотреть на хорошо знакомые картины заново.

    Ну и второе, это, разумеется, контекст, который создает экспозиция и который уточняет наши представления о месте Модильяни в живописи ХХ века.

    Экспозиция демонстрирует ту степень включенности и одновременно самостоятельности Модильяни в живописных процессах своего времени, которая и определила достаточно сложные взаимоотношения художника с ближайшими современниками. В отношениях этих можно проследить даже элементы противостояния – слишком демонстративно игнорировалось его творчество тогдашними идеологами нового искусства.

    Причина, видимо, в том, как близко стоял Модильяни к лидерам своего поколения Пикассо и Матиссу и как при этом сохранял свою особость. Видно, как стремительно оформилась его индивидуальность и как делала она Модильяни внутренне неуязвимым для чужих влияний.

    Легко почувствовать, скажем, в работе 1909 года «Виолончелист» элементы ученичества у Сезанна, но уже в 1915 году в «Портрете Пинхуса Кременя» обращение Модильяни со стилистикой Сезанна следует назвать конгениальным. Он ничего не заимствовал, он брал только свое, и спектр этого творческого сотрудничества был необыкновенно широк – от египетского искусства и негритянского примитива, от Боттичелли до Пикассо и Матисса.

    Творческое противостояние Модильяни кубистам, о котором иногда упоминают критики, – миф, достаточно посмотреть, как органичны для его манеры приемы кубистов в знаменитом портрете Жанны Эбютерн «Голубые глаза».

    Отличия нужно искать не в приемах, не в языке, а в тех задачах, которые ставил перед собой Модильяни.

    Против китча

    Вполне уместной на такой выставке воспринимается ее «биографическая составная» – фотографии Модильяни и его окружения, автографы, книги, журналы.

    Знакомые фотографии становятся вдруг незнакомыми. Вот под стеклом оригинал одной из самых известных фотографий молодого Модильяни в пуловере, и фотография эта неожиданно цепляет странной для такого красивого, необыкновенно одаренного, полного сил и надежд молодого человека неуверенностью, почти смятенностью взгляда.

    Ничего похожего на фотографии Пикассо с яростным свечением его глаз, как бы прожигающих перед собой пространство (кстати, здесь же выставлен портрет Пикассо 1915 года, живописный сюжет которого строится как раз на пронзительности желтых почти кошачьих глаз).

    Глядя на фотографию молодого Модильяни, невозможно отделаться от мыслей не только о его драматичной судьбе, но и о двусмысленной посмертной славе. Слишком быстро он стал превращаться в фигуру культовую, а живопись его, поначалу шокировавшая публику, постепенно становилась элементом массовой культуры.

    К середине века Модильяни стал фигурой почти китчевой, с обязательным набором шлягерных атрибутов непризнанного гения: молодость, красота, талант, богемность, нищета, яркие возлюбленные, гашиш, алкоголь и грядущая – разумеется, мировая – посмертная слава.

    Для русского зрителя было еще и интригующее дополнение: история его взаимоотношений с юной Ахматовой, изложенная в поздних воспоминаниях поэтессы с их тщательно выстроенной недоговоренностью (сюжет этот также представлен на выставке).

    И вот только одна – но какая! – акция Пушкинского музея ставит все на свои места. Перед нами предстает замечательный художник, по-прежнему требующий для своего восприятия достаточно развитой эстетической культуры, а также душевной и интеллектуальной работы.

    Экспозиция не опровергает ни одного факта из мифа о Модильяни, но возвращает им изначальный смысл.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •