Взгляд
25 февраля, четверг  |  Последнее обновление — 17:00  |  vz.ru
Разделы

США будут управлять Украиной в ручном режиме

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Зеленский, который начинал, как кукла Игоря Коломойского, сделав пару неудачных попыток выстроить новые отношения с олигархами, понял, что ни компетентности, ни ресурсов его команды не хватит. А если уж и ложиться, то под самого главного, глобального олигарха, то есть США. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

С беззаконием нельзя бороться беззаконием

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Обливать человека мочой – крайне позорно и унизительно для того, кто обливает. У человека, который так поступает, нет представления о своем – не только о чужом – достоинстве. Подробности...
Обсуждение: 34 комментария

Варшава и Киев берут Джо Байдена «на слабо»

Олег Хавич
Олег Хавич, политический аналитик
Главы МИД Польши и Украины призвали Джо Байдена помешать завершению строительства «Северного потока – 2». В обращении Варшава и Киев доказывают свою нужность США, но на самом деле преследуют свои интересы. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Планетоход Perseverance прислал первые фотографии с Марса

НАСА опубликовало фотографии, снятые исследовательским аппаратом Perseverance на Марсе. Миссия Mars 2020 стартовала с Земли в июле 2020 года, а 18 февраля планетоход приземлился в районе кратера Езеро. Главная задача миссии – забор образцов марсианского грунта, которые будут доставлены на Землю
Подробности...
Обсуждение: 80 комментариев

Мощнейшая метель заставила закрыть Крымский мост

Впервые в истории открытый в 2018 году мост через Керченский пролив оказался закрыт. В ночь на пятницу на Крым обрушился рекордный снегопад, вынудивший власти остановить движение по мосту. Для борьбы с непогодой мобилизовали бронетехнику и части Минобороны, Росгвардии и МЧС
Подробности...

Умер Андрей Мягков

В четверг в возрасте 82 лет от острой сердечной недостаточности скончался народный артист РСФСР Андрей Мягков. Актер запомнился зрителю по ролям в фильмах «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Гараж» и «Служебный роман». Коллеги называют Мягкова изумительным артистом, которому были доступны и сентимент, и драма, и трагедия, и философия
Подробности...
17:52
собственная новость

Девять школ искусств Якутии оснастят в 2021 году в рамках нацпроекта «Культура»

Более 47,8 млн рублей получат девять районных детских школ искусств Якутии на оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» в 2021 году, сообщила пресс-служба Минкультуры Якутии.
Подробности...
11:55

В Якутии по нацпроекту решили открыть девять модельных библиотек

В Якутии выбрали девять библиотек, которые в этому году приобретут статус модельных по национальному проекту «Культура».
Подробности...
17:54

В шести горных селах Дагестана отремонтировали дома культуры

Дома культуры в шести горных селах Дагестана капитально отремонтировали в 2020 году по нацпроекту «Культура». Два из них уже открылись после капремонта, остальные планируется открыть до конца декабря, сообщила врио министра культуры Дагестана Зарема Бутаева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: ЧФ взял под наблюдение тральщики ВМС Испании и Греции в Черном море

    Главная тема


    Всемогущество КГБ свело с ума бывшего директора ЦРУ

    «плачевное положение»


    Алиев заявил о глубоком кризисе в Армении

    общественное мнение


    В голосовании по памятнику на Лубянке Александр Невский лидирует с небольшим перевесом

    «просто непродуктивно»


    Сванидзе ответил на слова Познера о трагедии России из-за принятия православия

    Видео

    война с Азербайджаном


    Пашинян обвинил «Искандеры» в потере Карабаха

    новая повестка


    Почему политические экологи призывают россиян забыть про Сталина

    чрезвычайные холода


    Как американская энергетика оказалась бессильна перед морозами

    новые санкции


    ЕС вынуждает Россию реализовать ультиматум Лаврова

    глобальный подход


    Игорь Мальцев: Эта зима доказала бессмысленность зеленой энергетики

    новый законопроект


    Андрей Сорокин: Как победить мертвого Гитлера

    Северный поток – 2


    Олег Хавич: Варшава и Киев берут Джо Байдена «на слабо»

    голубое топливо


    Российскому газу не страшна зеленая энергетика

    на ваш взгляд


    Каким праздником для вас в первую очередь является День защитников Отечества 23 февраля?

    Сопоставление смыслов

    Маурицио Поллини    20 марта 2007, 16:28
    Фото: www.klassikakzente.de
    Текст: Светлана Храмова, Амстердам

    Недавний концерт выдающегося итальянского пианиста Маурицио Поллини стал истинным событием в музыкальной жизни Амстердама. Вряд ли стоит упоминания факт, что все билеты загодя распроданы, а на сцене, что делается только в случаях перформансов исключительной важности, выставлены дополнительные ряды кресел.

    Зрители воодушевлены, как именинники в предчувствии праздника. Хотя настоящим именинником является Маурицио Поллини – главный виновник торжества, к юбилею которого и приурочено почтенное собрание.

    Публика переполненного Большого зала Concertgebouw по окончании сонаты аплодировала стоя. Музыкант появился снова, сошел вниз по сценической лестнице и сыграл две небольшие пьесы на бис.

    Лучший пианист современности

    В результате опроса 34-летнего исполнителя авторитетные музыкальные критики мира признали лучшим пианистом современности

    Последний визит маэстро в Россию и концерт в Большом зале Петербургской филармонии в рамках культурной программы по поводу 300-летия Северной столицы состоялся спустя двадцать лет после визита предыдущего. Не частит, прямо скажем.

    Но с творчеством Поллини прекрасно знакомы во всем мире благодаря уникальному 30-летнему творческому союзу с компанией Deutsche Grammophone.

    Прелюдии и фуги первой части баховского «Хорошо темперированного клавира». Записи романтической и классической современной музыки, все фортепианные сочинения Шенберга, а также множество произведений Берга, Веберна, Ноно, Булеза и Штокхаузена.

    А концерты Бетховена в интерпретации Поллини вызвали беспрецедентную реакцию – в 1976 году в результате опроса 34-летнего исполнителя авторитетные музыкальные критики мира признали лучшим пианистом современности.

    В ответ на недоумение маститых последовало уточнение: его договорились считать удачнее всех записывающимся пианистом, что существенно меняет дело, но так или иначе Поллини возглавил список корифеев.

    Количество разнообразнейших наград и званий, полученных маэстро, потрясает, давая повод для исторических экскурсов. В 1987 году в Нью-Йорке он играет все фортепианные концерты Бетховена под управлением Клаудио Аббадо и получает особую награду Венского филармонического оркестра «Почетный перстень». Нечто вроде посвящения в рыцари.

    Хотя подлинное посвящение в мастера почетного пианистического ордена состоялось много раньше, когда в 1960 году 18-летний студент Миланской консерватории Поллини победил на престижнейшем шопеновском конкурсе в Варшаве, опередив 80 пианистов. Никогда публика не была столь единодушной в симпатиях, а Артур Рубинштейн, по слухам, воскликнул: «Он уже сейчас играет лучше любого из нас, членов жюри!»

    Взаимосвязи в действии

    Маурицио Поллини
    Маурицио Поллини
    Самокритичность молодого пианиста заставила его на несколько лет – сразу же после победы на конкурсе – прекратить публичные концерты и совершенствоваться у самого Бенедетти Микеланджели.

    Несколько лет Поллини не появлялся на эстраде, не записывался. Но когда в середине 60-х артист возобновил концерты, перед слушателями предстал зрелый художник. Не только в совершенстве владеющий ремеслом, но и знающий, что и как он должен сказать аудитории.

    Связь времен в музыке он считает важным аспектом, определяющим не только характер репертуара и построение программ, но и стиль исполнения. Тема отдельного разговора – отношение Поллини к современной музыке.

    Артист не просто обращается к новым сочинениям – он считает, что обязан это делать. И выбирает то, что считается трудным и непривычным для слушателя. «Для меня Шёнберг не имеет ничего общего с тем, как его принято исполнять», – говорит Поллини о композиторе, ставшем ключевой фигурой атонального переворота в музыке.

    Однажды он обозначил исполнительское кредо: «Мы, интерпретаторы, должны приблизить сочинения классиков и романтиков к сознанию современного человека. Мы обязаны понять, что означала классическая музыка для своего времени. Нам нужно исполнять музыку так же злободневно, как она звучала тогда. Мы должны «переводить» ее».

    Такая постановка вопроса начисто исключает музейность и отвлеченность интерпретаций. Поллини философски осмысливает исторические процессы, а его техническое совершенство вошло в легенду.

    На Зальцбургском фестивале в 1995 году он представил «Проект Поллини» – серию концертов, в которых сопоставлялись произведения традиционной и современной классической музыки.

    Аналогичный эксперимент он проводит и в зале Карнеги-холла в 2000–2001 годах в серии «Перспективы: Маурицио Поллини». «Движение музыки вечно, и достижение – не в званиях, а в неутомимом разгадывании перекликающихся смыслов», – говорит Поллини.

    Это код творческого метода мастера, что и иллюстрирует ярчайшим образом концерт по поводу юбилея.

    Моление о сонате

    Французский кларнетист Ален Дамьен
    Французский кларнетист Ален Дамьен
    Полная тишина и темнота в зале. Концерт начинают динамики. Звучит «Дуэт двух теней» Пьера Булеза, написанный в 1985 году для кларнета и магнитофонной ленты.

    Творческим импульсом послужила театральная постановка по одноименной пьесе Поля Клоделя, где диалог мужчины и женщины воплощен средствами театра теней.

    Отношения героев сложны и эмоционально насыщены, но фигуры актеров представлены в виде настенных проекций. Так спектакль дал толчок к появлению необычной музыки, открывающей юбилейный концерт пианиста в отсутствие рояля.

    Сагу о творческом пути начинает французский кларнетист Ален Дамьен, для которого, кстати, «Дуэт двух теней» и написан – других исполнителей для премьеры Булез не предполагал.

    Именно А. Дамьен, ныне профессор Парижской консерватории, и приглашен для участия в этом концерте – как маститый интерпретатор современных сочинений. Музыка – диалог живого кларнета с эхом из шести динамиков как нельзя лучше вводит в атмосферу шоу, задуманного Поллини.

    В дуэте слышатся цитаты из музыки других композиторов, единомышленников П. Булеза – Альбана Берга и Карлхайнца Штокхаузена. Это концептуальная интродукция к концерту, что еще раз подтверждает открытый финал произведения, где звучание динамиков и кларнета сливается, продолжаясь и угасая в чуть слышном высоком си.

    «Вы слышите дальше и дольше каждого звука, фантазия уносит вас за рубежи того, что написано автором», – сказал Пьер Булез об атональном сочинении Альбана Берга «Четыре пьесы для кларнета и фортепиано», которое продолжает концерт.

    Переклички рояля и кларнета демонстрируют ансамблевое совершенство, артисты объединены не просто общим ритмом и тембром – общим дыханием. Чередование звука и молчания, смена темпов отдельных пьес сообщают особую экспрессию. Отголоски сонатности лежат в основе замысла композитора. Это трансформация сонаты – иное понимание формы, но никак не отказ от нее. «Пьесы могут исполняться по отдельности. Но паузы между ними необходимы. Части не перетекают одна в другую», – гласит авторская надпись на клавире.

    Две пьесы К. Штокхаузена, написанные между 1952–1961 годами, завершают первое отделение и открывают сольную программу пианиста.

    Выбор неслучаен. К. Штокхаузен, находившийся в постоянном поиске новой функции известных инструментов, декларировал в то же самое время право исполнителя на полную свободу трактовки. Подчеркивая, что иррациональность, заложенная в сознании музыканта, способствует выявлению подтекста музыки лучше, чем слепое следование предполагаемой идее композитора.

    Служение новым творческим идеалам для разрушителя-додекафониста выходило на первый план, заслоняя изыски и трюки звуковых сочетаний, которые часто остаются единственным, что слышат в атональной и серийной музыке. И снова не так уж сильны разрушения – тематические сегменты и резонирующие отголоски, периоды тишины, сменяющиеся экспрессивным взрывом эмоций, обнаруживают присутствие сонатности.

    Воспоминания о будущем

    Поздний Лист редко исполняется. Четыре пьесы позднего периода, открывшие второе отделение концерта, говорили скорее о глубоких раздумьях композитора-виртуоза и поисках новой выразительности. Потому звучали как естественное продолжение сочинений мастеров атональной музыки, что вызвало некоторое изумление.

    И Поллини, который так изощренно «очеловечивал» современную музыку, играя подчеркнуто выразительно – скорее в романтической манере, близкой к исполнению Шопена (богатство тембров и красок, звуковое мастерство и разнообразие), – счел возможным подойти к трактовкам Листа совсем иначе.

    Поэтому завершающая концерт листовская же Соната си минор, созданная в Веймаре тридцатью годами ранее, не вызвала удивления тем, что трактовалась прежде всего как произведение, написанное мыслителем и философом. Это финальная точка в разговоре со зрителем, подтверждение, что атональные эксперименты не падают как снег на голову. Они подготовлены долгой эволюцией музыкальных процессов.

    Ференц Лист вошел в историю исполнительства как непревзойденный виртуоз, которому иногда пеняли на то, что внешние эффекты превалируют над глубиной музыки. Технически непогрешимого Маурицио Поллини иногда упрекают в чрезмерной сдержанности.

    Во время концерта многое казалось непривычным, неожиданным. Но если пианист, десятилетиями на ура исполняющий романтиков и, кроме всего прочего, воспринимающий музыку как процесс, развивающийся во времени, сознательно избирает такую манеру игры, то напрашивается преступная мысль, что сам Лист, возможно, сегодня бы многое исполнял иначе. Он тонко чувствовал дыхание времени. Как, впрочем, и маэстро Поллини.


     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •