Взгляд
2 июня, пятница  |  Последнее обновление — 23:57  |  vz.ru
Разделы

Сербии надо брать пример с России

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Да, это может кончиться большой войной – но может и не кончиться. Может привести к очередному военному поражению Сербии – а может завершиться и компромиссом, где страны-члены НАТО, завязшие в украинском конфликте, предпочтут избежать войны на втором фронте и договорятся, например, о разделе Косова. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Или твой ребенок потенциальный трансгендер, или беги обратно в Россию

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Если ты живешь в Европе и собрал фулл-хаус: ты и чеченец, и мусульманин, и семья у тебя большая, и ты учишь детей жить, как жили родители – ты под прицелом со всех сторон. И один выход – бежать обратно на родину. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Рожают за себя и за ту семью

Алексей Ярошенко
Алексей Ярошенко, политолог
Сценарий всегда один: сначала агония стареющего общества с привлечением мигрантов, количество которых каждый год растет. Затем бывшие мигранты попадают во власть, и когда их там станет большинство – начнут проводить политику по ускорению вымирания некогда коренного населения. Подробности...
Обсуждение: 58 комментариев

Москву атаковали восемь украинских беспилотников

Во вторник ранним утром в Москве и Подмосковье были сбиты восемь украинских беспилотников. При этом часть аппаратов при падении повредила жилые дома. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, пострадавших нет. В Кремле похвалили работу ПВО Москвы при отражении атаки украинских дронов
Подробности...

Санкт-Петербург с размахом отмечает 320-летие

В субботу Санкт-Петербург отмечает 320-летие. За выходные в городе пройдут праздничные мероприятия, центром которых станут Петропавловская крепость на Заячьем острове, где начинался город, а также Сенатская и Дворцовая площади
Подробности...

Разведывательный корабль «Иван Хурс» вернулся в Севастопольскую бухту

Разведывательный корабль «Иван Хурс» вернулся в Севастополь для пополнения запасов. Ранее корабль отразил атаку беспилотными катерами вооруженных сил Украины примерно в 140 км к северо-востоку от пролива Босфор. На Украине утверждали, что «Иван Хурс» якобы сильно поврежден, но эти утверждения оказались ложными
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Зеленский признал невозможность вступления Украины в НАТО

    Главная тема


    Президент Украины и мэр Киева схватились из-за бомбоубежищ

    Повышение обороноспособности


    В Белоруссии сообщили о прибытии из России танковых соединений

    « будут их искать»


    Зеленский пожаловался на стояние Украины в очереди за ЗРК Patriot

    запрет эксплуатации


    В России запретили ездить летом на шипованной резине

    Видео

    битва за Киев


    Зеленский начал травлю одного из главных своих конкурентов

    «партия мира»


    Украинское контрнаступление раскалывает Европу

    саммит в Кишиневе


    Зеленский получил от ЕС и НАТО пощечину

    «Арктик СПГ – 2»


    Как Запад мешает российским газовым проектам

    Новый кризис


    В Косово показали будущее Украины

    один выход


    Игорь Мальцев: Или твой ребенок потенциальный трансгендер, или беги обратно в Россию

    все ради победы


    Геворг Мирзаян: Сербии надо брать пример с России

    вклад в будущее


    Алексей Ярошенко: Рожают за себя и за ту семью

    карикатура


    Байден вымолил для себя спасительный глоток

    Классик и современник

    Сегодня юбилей Джона Апдайка
      
    19 марта 2007, 18:36
    Фото: peoples.ru
    Текст: Олег Рогов

    У американцев на удивление много писателей. Среди них на удивление много хороших писателей. И даже есть живые классики. Джон Апдайк уверенно входит в первую десятку. Он памятен нам еще по университетам, его произведения были в обязательном списке чтения. Герой его романа «Кролик, беги» Гарри Энгстром рос вместе с нами, вот только следить за перипетиями его биографии не получалось.

    Продолжение «эпопеи среднего человека», романы «Кролик возвращается», «Кролик разбогател» и «Кролик на покое» вышли по-русски не так давно, и теперь мы можем сравнить наши жизненные пути. При чтении этих книг возникает впечатление, что встречаешься с человеком, которого не видел несколько десятилетий, хотя жизнь должна была вести вас рука об руку все эти годы.

    Апдайк признавался, что «работает» писателем, как другие работают клерками – пишу, мол, с девяти до двух ежедневно

    Собственно, краткое содержание романов о Кролике ёмко впрессовано в последние слова этих книг. По порядку: «Беги». «ОК?». «Его». «Радостно». Эскапизм, сомнение, собственность, умиротворение. Всё, как у нас. Осталось только сверить два последних состояния.

    Есть какая-то правота в том, что наши с Кроликом пути шли раздельно, и для нашего поколения актуальным оказалось только «Беги». А тут еще подоспел «Pink Floyd» со своей темной стороной Луны и пронзительной композицией «Run, rabbit, run», добавившей популярности первому роману тетралогии и убедившей нас в правильном решении Гарри Энгстрома.

    «Кролик, беги» подкупал читателей многим. Прежде всего – повествованием в настоящем времени, что создавало головокружительный эффект присутствия, придавало тексту какую-то особую нервность, держало в напряжении. Иногда создается впечатление, что ты не читаешь книгу, а смотришь кинофильм.

    Смутный поиск героя невесть чего вокруг себя – внутри искать тогда еще не приучились, ведь действие романа разворачивается в благополучные американские 50-е – придает этой книге мощный экзистенциальный импульс, причём без сухости Камю и идеологичности Сартра.

    Эту прозу нельзя назвать религиозной в привычном смысле, хотя пишутся исследования и на эту тему. В книге «Джон Апдайк и религия» Джеймс Йеркс удачно определяет его кредо как ощущение невероятного и неопределяемого сакрального присутствия в человеческой обыденности. Да и сам Апдпйк говорил, что в произведениях Джона Сэлинджера его неизменно восхищает именно неявный поиск духовности посреди двадцатого столетия.

    Эффект остранения, воспетый русскими формалистами, удачно работает и на метафизическом плане. Кролик, средний американец, вдруг чувствует, что надо что-то изменить. Семья, дом, работа, увиденные со стороны – или внутренним зрением – оказываются, не утоляют какой-то смутной жажды. Оказывается, существование требует смысла, а вот где его взять, на какую валюту купить и у кого украсть – спросить не у кого, да никто и не поймет.

    Типично русская, надо сказать, ситуация. Чацкий, Онегин, Печорин. В недавнем прошлом – герой фильма «Полеты во сне и наяву», например. Традиция, однако.

    Как и все вышеуказанные персонажи, Кролик решает невыговариеваемую проблему самым простым способом – уезжает, куда глаза глядят. Это интернациональный способ, ведь именно таким же образом ведут себя герои Мураками, на этом же экстенсиве замешаны почти все фильмы «роад-муви».

    И это самое простое решение всегда оказывается правильным. В конце концов, чтобы вернуться, нужно уехать.

    В юности Апдайк хотел стать художником, но судьба вела его к писательству прихотливым путем. Он блестяще сдает экзамены в Оскфордской школе искусств и устраивается в журнал «Нью-Йоркер» карикатуристом, намеревается рано или поздно попасть в клан художников компании Уолта Диснея. Но карикатуры плавно перешли в стихописание, а затем и в сочинение рассказов.

    Талант художника переплавился в способность живописать словом, проза Апдайка иногда удивительно лирична и прихотлива, хотя сюжет его произведений не отличается какой-то из ряда вон выходящей оригинальностью. «Средний американец» – Апдайк работал с этим стереотипным персонажем всю жизнь, начиная с первого романа «Ярмарка и богадельня». «Маленький американский городок, протестантский средний класс», -- так определил сам писатель круг своих интересов.

    Эта непритязательная публика движется сквозь поток времени. Социальные и политические изменения американской жизни, экономические новшества и зарождение новых общественных движений, поп-культура и криминальные новости текут вместе с жизнью, обозначая вехи, за которые можно уцепиться, окидывая взглядом огромные временные расстояния.

    И способ письма у Апдайка вполне адекватен – он признавался, что «работает» писателем,

    Как другие работают клерками – пишу, мол, с девяти до двух ежедневно.

    Не чуждается он и актуальных тем. Сексуальная революция породила романы «Супружеские пары» и «Давай поженимся», очень удачными были «Иствикские ведьмы», тут помог знаменитый кинофильм с незабываемым Николсоном. Но в контексте творчества Апдайка этот роман – всё о том же -- медленном и неизбежном протекании времени и смехотворности попыток его остановить.

    Одна из последних книг Апдайка – «Террорист». В этом романе писатель смотрит на современную Америку глазами экстремиста, человека, не приемлющего нормы жизни страны, в которой он обитает. Опыт чужого зрения – тот же эффект остранения, но уже с точки зрения культурной парадигмы.

    Длинное дыхание романиста, медленный марафон его романов – зависть для отечественной словесности. Перманентное существование на изломе не способствует возникновению плавных эпопей. Но всё время ловишь себя на мысли отсутствия «русского Апдайка». Может, ещё будет такой? Вряд ли, ведь сам Апдайк полушутливо именует себя анахронизмом в современной американской литературе.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •