8 апреля, среда  |  Последнее обновление — 08:18  |  vz.ru
Разделы

Самое честное кино о революции снимали в СССР

Владимир Веретенников, Журналист
Если человек придерживается просоветских убеждений, вряд ли фильм о красных демонах заставит его пересмотреть свою личную идеологию. Зато этот же фильм внесет вклад в миропонимание недалеких фанатиков, которые искренне уверены, что все зло от коммунистов. Подробности...
Обсуждение: 63 комментария

Не стоит бояться «цифрового тоталитаризма»

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
Государство может в результате коронакризиса стать сильнее, но не потому, что придумает приложения total control и внедрит его, а потому, что обеспечит эффективный и быстрый рост уровня жизни своих граждан или продемонстрирует зримые символы справедливости распределения благ. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Карантин посеял очередные споры о свободе

Алексей Алешковский, сценарист
Оказалось, что наши свободы весьма хрупки, и угроза им может исходить оттуда, откуда и не ждали. Вопрос не в том, что мы имеем, а как мы сумеем этим распорядиться. Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

    Лучшие образцы флешмоба «Изоизоляция»

    Более двухсот тысяч россиян приняли участие во флешмобе «Изоизоляция» в соцсетях. Участники акции, коротая время в самоизоляции, позируют как герои картин известных художников. К примеру, эта девушка изобразила Офелию с полотна Джона Эверетта Милле
    Подробности...

    Как полиция следит за соблюдением карантина по коронавирусу в разных странах

    Полиция по всему миру несет службу в особом режиме из-за коронавируса. В то время, как в странах Европы, Азии и Латинской Америки обычные люди обязаны сидеть на карантине, стражи порядка следят за его исполнением. В Италии полицейским помогают дроны
    Подробности...

    Коронавирус увеличил социальную дистанцию между людьми

    В числе основных мер борьбы с распространением нового коронавируса специалисты Всемирной организации здравоохранения назвали увеличение социальной дистанции. Риск заражения сильно снижается, если между людьми сохраняется расстояние более метра. Власти большинства стран прислушались – и призвали граждан сделать так же
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Россияне вылетели из Нью-Йорка в Москву рейсом «Аэрофлота»
         |  vz.ru

        Читайте также

        Происхождение Курбе

        Большая ретроспектива Густава Курбе в парижском Гран Пале – главный выставочный проект конца года
        У Курбе внимание зрителя сосредоточивается на психологической значимости персонажей    15 декабря 2007, 11:38
        Фото: flickr.com
        Текст: Татьяна Матанцева,
        Париж

        Оказавшись на выставке Густава Курбе, которая проходит сейчас в просторных залах Гран Пале, сразу ощущаешь некую растерянность, не зная, где остановить взгляд: куда ни посмотришь, почти повсюду картины, ставшие этапными в истории мировой живописи.

        Сначала мы попадаем в окружение многочисленных портретов молодого красавчика с пронзительным взором: это сам Курбе в молодости. Чуть дальше на нас смотрят с картин современники художника: его родные, друзья и просто заказчики портретов.

        «Происхождение мира» было заказано Халил-Беем, турецким дипломатом, для его знаменитой коллекции эротических полотен...» За их яркий психологизм эти полотна часто сравнивают с рембрандтовскими, но это отнюдь не подражательские работы. Уже в этой ранней портретной живописи Курбе настойчиво привлекает внимание к реальным никому не известным людям из деревенской глуши, что в середине XIX века было неслыханном новаторством.

        Но в полную силу новые пути в живописи, проторенные Курбе, воплотились в его монументальной и жанровой живописи.

        Для первой характерно многометровое полотно «Похороны в Орнане» (1849–1850), где обычные сельские похороны представлены как эпическое событие, а чертам простых провинциалов присуще пафосное величие.

        Типичной для подобного отторжения правил жанровой живописи стала картина «Здравствуйте, господин Курбе» (1854), где изображена встреча художника со своим меценатом, почтительно отвечающим на его приветствие; критики неслучайно дали ей более красноречивое название – «Богатство склоняется перед гением».

        Действительно, если в жанровых картинах доминирует нарративная композиция, то у Курбе внимание зрителя сосредоточивается на психологической значимости персонажей, что нарушает традицию; этот художественный прием станет особенно популярен у передвижников.

        Об огромном влиянии картины на современников говорит уже то, что впоследствии в той или иной форме ее цитировали в своих работах многие художники, из которых назовем хотя бы того же Поля Гогена и его «Здравствуйте, господин Гоген» (1889).

        После исполненных напряжения и энергии картин-манифестов зритель как бы отдыхает в залах многочисленных пейзажей, марин и натюрмортов. Напомним, что именно картины малых жанров продавались лучше всего и обеспечивали Курбе безбедное существование.

        На одной из них, «Садовая решетка» (1862), нас завораживает огромный букет самых разнообразных цветов, близкий к цветочным композициям голландцев XVII века.

        Однако все эти розы, флоксы, лилии и левкои выписаны далеко не столь тонко, как у голландцев; и передающие их сильные энергичные мазки, играющие на цветовых сочетаниях и светонасыщенности красок, станут излюбленным приемом у импрессионистов.

        В небольшом бордовом шатре довольно тесно; и, наверное, поэтому здесь долго не задерживаются, хотя в нем находится одна из самых скандально известных картин мира.

        Если перед другими полотнами Курбе посетители переговариваются вполголоса, то перед «Происхождением мира» шепотом, в каком-то священном трепете.

        Здесь изображен женский торс от груди до откровенно раздвинутых ляжек; притягательным центром композиции является половой орган, написанный более тонким письмом по сравнению с остальной картиной.

        Как считал сам Курбе, это полотно превосходило творения Тициана. С момента создания – 1866-й – «Происхождение мира» никогда открыто не выставляли, о нем слагались легенды, оно шокировало даже видавших виды волокит.

        Полотно было заказано Халил-Беем, турецким дипломатом, для его знаменитой коллекции эротических полотен.

        По обе стороны скандального шедевра висят две картины, которые служили ему маскирующим экраном: сначала это был пейзаж с замком кисти самого Курбе, а с 1955 года его скрывало панно с рисунком знаменитого французский сюрреалиста Андре Масона.

        Шатер разбит посреди круглого зала, который отведен картинам с изображением обнаженной женской натуры. Наряду с работами, выдержанными в академической манере, главным нововведением Курбе является демонстрация эротической чувственности женского тела («Купальщицы», «Спящие»), а его цветовая трактовка женского тела будет потом вовсю использоваться Ренуаром.

        После чувственных ню душа уже не лежит рассматривать сцены охоты, которые представлены в следующем зале. Не говоря уже о поздних картинах Курбе, написанных почти конвейерным способом на продажу.

        Конец жизни великого первооткрывателя был печален: в своем стремлении преодолеть традиции он дошел до того, что во время Парижской коммуны (1871) стал главным инициатором свержения колонны на Вандомской площади.

        За что и поплатился: французское государство наложило на него за это огромный долг; не в силах его выплатить, он бежал в Швейцарию, где и умер.



        ← На главную страницу Письмо в редакцию Подписка на новости