![Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов](https://img.vz.ru/upimg/experts/1543_26.jpg)
Участников разделили на две группы – «получатели дохода» и «контрольная». Получателям давали тысячу долларов в месяц в течение трех лет. Контрольная группа жила своей жизнью. И смотрели за разницей в социальном поведении и адаптации.
0 комментариевУчастников разделили на две группы – «получатели дохода» и «контрольная». Получателям давали тысячу долларов в месяц в течение трех лет. Контрольная группа жила своей жизнью. И смотрели за разницей в социальном поведении и адаптации.
0 комментариевТеперь за русофобию будут активно преследовать и внутри страны, что позволит более эффективно бороться с ксенофобами, шовинистами и экстремистами, которые, прикрываясь сложившейся системой, унижали и оскорбляли русских, тем самым расшатывая страну.
25 комментариевНаши урбанисты и градоначальники, которые как под копирку из западных учебников говорят о «городах-сервисах», уже показали, кого, собственно, такие города-сервисы воспитывают. Это «креативный класс», для которого вместо понятия Родина – есть урбанистический организм, который должен предоставлять услуги.
34 комментарияРадио «Культура» не закрывают
Интервью газете ВЗГЛЯД в основном было посвящено стратегическим планам дирекции по радиовещанию, которые разбирались на примере радиостанции «Маяк FM» и, отчасти, «Радио России».
Однако в ходе разговора Сергей Архипов неожиданно обмолвился и о судьбе радиостанции «Культура», которая также входит в ВГТРК и, таким образом, находится в его непосредственном ведении: «На той частоте, где вещает радио «Культура», мы, скорее всего, в ближайшее время прекратим вещание, чтобы решить технологические вопросы. Потому что сейчас мы выбрасываем государственные деньги в песок».
Повестка дня
Судя по всему, сегодня радиостанции «Культура» не грозит скорое закрытие
Фраза была истолкована как профессионалами, так и общественностью вполне однозначно: в ближайшее время Архипов планирует закрыть радиостанцию «Культура».
Это спровоцировало целый ряд протестующих выступлений в прессе и на телевидении, а также активное обсуждение на профильных интернет-ресурсах. Дополнительную остроту дискуссии придал тот факт, что приблизительно в то же время с большим размахом праздновал свое десятилетие другой государственный проект той же направленности – телеканал «Культура».
В конце октября состоялось плановое заседание Федеральной конкурсной комиссии по лицензированию телерадиовещания, на котором в повестку дня был включен и вопрос о радио «Культура».
В этом заседании должен был участвовать и Сергей Архипов с изложением концепции реструктуризации радийной составляющей ВГТРК. Однако он сообщил, что для того, чтобы представить такую концепцию, ему нужен еще месяц, и потому участия в заседании не принял.
Тем не менее члены ФКК сочли возможным обсудить проблему «Культуры», а точнее – подтвердить, что необходимость существования этой радиостанции не подлежит сомнению.
Вскоре после этого и сам Сергей Архипов пришел к такой же точке зрения. В интервью корреспонденту газеты «Московский комсомолец» он сказал, что «все разговоры о решении якобы отключить «Культуру» затеяли нынешние сотрудники радиостанции, которые в перспективе боятся потерять свои зарплаты». Более того, г-н Архипов сообщил о том, что «сейчас он занимается решением всех технологических проблем, связанных с улучшением качества приема станции «Культура» в Москве и Подмосковье». «Надеюсь, – сказал он, – месяца через три выйдем на «Останкино» и урегулируем все вопросы со связистами».
Таким образом, руководитель радиохолдинга ВГТРК не только опроверг свои слова относительно скорого закрытия радиостанции «Культура», но и пообещал решить одну из важных, также обозначавшихся им проблем станции: плохой прием в Москве, связанный с использованием устаревших технических мощностей и, как следствие, искусственное ограничение аудитории станции.
Казалось бы, это история со счастливым концом. Чтобы понять, так ли это на самом деле, следует хотя бы в общих чертах представлять себе историю радиостанции «Культура».
Немного истории
![]() Эта станция была создана три года назад по инициативе и при живейшем участии Александра Пономарева |
Эта станция была создана три года назад по инициативе и при живейшем участии Александра Пономарева – директора ГТРК «Культура». Главным редактором новой радиостанции стал известный журналист и продюсер Анатолий Голубовский. Через некоторое время г-н Пономарев покинул свою должность, став генеральным директором канала «ТВ Центр».
С его уходом место «куратора» радиостанции занял заместитель генерального директора ГТРК «Культура» Сергей Давыдов, а после того, как весной 2007 года Анатолий Голубовский также сменил работу, став главным редактором новой радиостанции «Кино FM», г-н Давыдов фактически возглавил радиостанцию «Культура».
Однако изменение структуры медийных холдингов и даже кадровые перестановки внутри них не могут и не должны резко бросаться в глаза зрителям и слушателям. В случае с радиостанцией «Культура» этого и не происходило.
Проблема заключалась в другом – и это та проблема, которая, по крайней мере теоретически, не позволяет наотмашь заклеймить нынешнего «хозяина» радио «Культура» Сергея Архипова губителем русской культуры и душителем всех возвышенных устремлений.
Претензии технического характера (такие как недостаточная мощность передатчика и, вследствие этого, плохая слышимость станции на территории Москвы и неполное покрытие территории страны в целом) могут вызвать лишь встречное предложение подумать над решением этих проблем.
Однако в своем интервью газете ВЗГЛЯД г-н Архипов, например, рассказывал о планах по идеологической перестройке станции «Маяк FM», вследствие чего аудитория станции, не потеряв своего ядра, расширится, а доходы от эфирной рекламы в обозримом будущем могут подняться чуть ли не вдвое.
Разумеется, ставить подобные задачи перед радиостанцией «Культура» было бы неразумно. Анатолий Голубовский, бывший идеолог «Культуры», оценивает ее аудиторию «примерно от 1,5 до 2%. В количественном измерении это где-то 100 с чем-то тысяч человек каждый день».
Он же говорит о том, что в течение практически всего срока существования станции все попытки тем или иным способом «продвинуть» ее, расширить аудиторию натыкались на негласные запреты или оставались без внимания со стороны руководства.
Что дальше?
![]() Дирижер Валерий Гергиев как-то заметил: «Без культуры нет великой России» |
При наличии весьма впечатляющих журналистских сил не возникло (за редчайшим исключением) по-настоящему мощных, харизматичных программ, станция, по мнению многих слушателей, так и не приобрела собственного лица.
Что говорить – в классической музыке, которая является «форматной» для «Культуры», запись музыкального произведения принято объявлять с указанием как автора музыки, так и, в обязательном порядке, исполнителя. За три года «Культура» не смогла решить эту проблему – в эфире звучали только имена композиторов и названия произведений.
Поздно говорить о том, кто и как должен был развивать станцию и решать ее проблемы. В настоящее время в составе ВГТРК существует радиостанция, которую фактически надо создавать заново.
Безусловно, развитие станции такого формата и такого направления – достаточно трудная и затратная задача. Сам Анатолий Голубовский затруднился дать ответ на вопрос журналиста о том, кого он может представить в роли нового, успешного руководителя радиостанции «Культура».
Вполне вероятно, что опытный и успешный бизнесмен от радио Сергей Архипов понимает всё это и также не готов назвать конкретную фамилию. В связи с чем принял соответствующее решение в рамках «концепции реструктуризации».
Государственная культура
Даже если такое решение верно с точки зрения бизнеса, его трудно не назвать опрометчивым с точки зрения идеологии. Дирижер Валерий Гергиев как-то заметил (правда, по другому поводу): «Без культуры нет великой России».
Другое дело, что России не нужна культура нищая и униженная – дух нации на таком не вырастишь. В последние годы государство предприняло целый ряд шагов для того, чтобы поддержать культуру. Что еще важнее – многие культурные институты оказались способны выживать даже без прямой государственной поддержки, не трансформируясь при этом в часть индустрии развлечений.
Это притом, что работающего федерального закона о благотворительности в России как не было, так и нет.
Судя по всему, сегодня радиостанции «Культура» не грозит скорое закрытие. Однако полуживая, аморфная радиостанция, смысл существования которой неочевиден, не приносит национальной культуре никакой пользы.
Нужна другая радиостанция: яркая, не цепляющаяся за огрызки рейтинга, а захватывающая аудиторию, не стесняющаяся собственного формата, а способная формировать, воспитывать и культивировать спрос на те события и явления, которые являются системообразующими для современной российской культуры. Сможет ли спасенная радиостанция «Культура» стать именно такой – покажет время.