25 мая, понедельник  |  Последнее обновление — 03:26  |  vz.ru
Разделы

День рождения русской души

Владимир Можегов, публицист
24 мая – особый для России день. Это не просто отмечаемый Церковью день памяти просветителей славян Кирилла и Мефодия, и не просто единственный в России церковно-государственный праздник: День славянской письменности и культуры. Это гораздо больше. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

Как выжить «понаехавшим» в русской деревне

Дмитрий Грунюшкин, писатель
В связи с карантином много горожан задумалось о переезде в деревню. А те, кто переехал, уже начали осознавать, что напрасно путали туризм и эмиграцию. И что постоянная жизнь на земле – вещь весьма хлопотная и далеко не всегда комфортная. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

В Донбассе – новая фаза военного конфликта

Андрей Бабицкий, журналист
О причинах ухудшения обстановки на фронтах много говорят в Москве, в Киеве и в Луганске с Донецком. Эксперты и политики уверены в том, что Владимир Зеленский не имеет контроля над вооруженными силами, в составе которых продолжают воевать националистические батальоны. Подробности...
Обсуждение: 60 комментариев

    В Россию прибыла первая партия аппаратов ИВЛ из США

    Вечером 21 мая в московский аэропорт Внуково из США прибыла первая партия аппаратов искусственной вентиляции легких. Груз в аэропорту встречали посол США в России Джон Салливан и заместитель гендиректора Центра им. Пирогова Дмитрий Никитенко, сопровождал его помощник главы USAID Брок Бирман
    Подробности...

    Куклы и манекены заменили людей на стадионах и в ресторанах

    Пока люди сидят по домам, во многих странах мира места на стадионах и столики в кафе «оккупируют» манекены, куклы и плюшевые игрушки. Впрочем, где-то – например, в Южной Корее – замена людей на кукол многим пришлась не по вкусу
    Подробности...

    Москвичи массово вышли на работу

    В российской столице с 12 мая начинают постепенно ослаблять режим жестких ограничений. Первыми к работе на местах могут вернуться сотрудники промышленных и строительных предприятий. По данным московских властей, в общей сложности — это около двухсот тысяч человек
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В Приморье произошел пожар в городской больнице Партизанска
         |  vz.ru

        Читайте также

        Зеркала из глины

        Большая ретроспектива сюрреалиста Рене Магритта в Роттердаме
        Смотреть на вещи глазами ребенка, увидеть мир его глазами. Широко открытыми.    22 сентября 2006, 22:54
        Текст: Светлана Храмова,
        Амстердам

        Самопровозглашенный теоретик концептуальной живописи Андре Бретон на вопрос, что такое сюрреализм, ответил: «Это кукушка, подкладывающая яйца в чужие гнезда при соучастии Рене Магритта». Словосочетание, которое он употребил, переводится именно так: «при соучастии». А «соучастие» подразумевает некий криминальный контекст. Поэтическая метафора, стало быть.

        Голливудская, от 1999 года, версия фильма «Афера Томаса Крауна» режиссера Джона Мактирнана с завораживающим Пирсом Броснаном и великолепной Андре Руссо.

        Ключевая сцена – всеми узнаваемые затылки в котелках рассеяны по залам и лестницам нью-йоркского Метрополитен-музея, сбивая полицию с толку и отвлекая внимание от преступника. Образ, ставший визитной карточкой бельгийского художника Магритта, использован для подчеркнуто изящной аферы – солидные господа с одинаковыми спинами и брифкейсами в руках помогают успеху криминального предприятия. Теперь это уже кинематографическая метафора, но с тем же подтекстом.

        Вышеприведенные ссылки наводят на мысль, что трактоваться творения Магритта могут самым что ни на есть свободным образом.

        Возвращение

        Неожиданность соединения элементов в картине рождает безотчетную растерянность, чувство тревоги, смещения предметов в пространстве
        Неожиданность соединения элементов в картине рождает безотчетную растерянность, чувство тревоги, смещения предметов в пространстве
        «Это Магритт!» называется большая выставка, недавно открывшаяся в Boijmans van Bueningen – музее современного искусства. Сорок лет спустя после первой большой ретроспективы, представленной в этом музее, Рене Магритт возвращается в Роттердам.

        Цель экспозиции – приблизить зрителей к судьбе и личности Магритта, показать эволюцию художника, а главное – продемонстрировать специфику творческого метода.

        «Нет эквивалента между словом и образом, как нет прямой связи между сознанием и подсознанием». Магритт подчеркивает, что название картины не связано с самой картиной. Но странным образом здесь и начинается самопроизвольная работа зрительского подсознания, фантазия ищет оправдание титульной надписи.

        Выставка в Роттердаме основана на картинах, хранящихся в собрании музея, и одной швейцарской частной коллекции. В десяти залах музея представлено более 200 работ – масло, гуаши, этюды, эскизы и рисунки. Оригиналы писем к друзьям, где Магритт излагает взгляды на искусство, историю той или иной работы.

        Длинная прогулка вдоль экспозиции будто заново открывает Магритта, автора собственной, неожиданной в сюрреализме линии. Чистота цвета, ясность композиции, никаких излишеств. С фотографической точностью он воссоздает им же придуманный мир.

        Экспозиция открывает тайны мастера – последовательного, логичного, композиционно точного. Зритель убеждается, как серьезно и кропотливо работал художник, – некоторые картины представлены в пяти, семи вариантах, иногда число версий возрастает до 20! Легкая перемена в освещении того или иного предмета влекла за собой переосмысление не только колорита, но сюжетного построения работы в целом.

        Рене Магритт стремился к точности в передаче – идеи, образа? Или слова, которое все-таки лежало в основе, но должно появиться в сознании само по себе?

        «Это не трубка»

        Символ и девиз выставки в Роттердаме – лаконичная картина, где изображение курительной трубки сопровождается каллиграфической, исполненной в манере первоклассников начала прошлого века подписью: «Это не трубка».
        Символ и девиз выставки в Роттердаме – лаконичная картина, где изображение курительной трубки сопровождается каллиграфической, исполненной в манере первоклассников начала прошлого века подписью: «Это не трубка».
        Художники обычно выражают себя только на холсте. Магритт писал искусствоведческие статьи и манифесты. Прекрасно владел словом. Может, поэтому и утверждал, что между словом и образом нет никакой связи? «Мысль изреченная есть ложь»?

        Символ и девиз выставки в Роттердаме – лаконичная картина, где изображение курительной трубки сопровождается каллиграфической, исполненной в манере первоклассников начала прошлого века подписью: «Это не трубка».

        Как спикер Бельгийской ассоциации сюрреалистов, Магритт был склонен к декларативности. «Это не трубка» – манифест избранного им направления в живописи. «Действительно, – объясняет художник, – разве можно набить эту трубку табаком? Нет, это не трубка, и я бы солгал, если бы утверждал обратное». Так началась игра слов и образов в творчестве Рене Магритта.

        «Слово не выражает суть явления, – писал он. – Нет никакой связи между образом и его словесным выражением. Вообще, – заключает Магритт, – слова не несут никакой информации о предмете, который описывают. Деревья, которые мы видим, точно так же видят нас. Они живут вместе с нами. Это – свидетели происходящего в нашей жизни. Они скрывают множество тайн. Потом из дерева делают гроб, дерево возвращается в землю. Храня наш прах и становясь прахом. Назвать образ дерева «дерево» – ошибка, случай неверного определения. Образ независим от предмета, который он представляет. То, что возбуждает нас в нарисованном дереве,

        – не имеет никакого отношения к дереву реальному. И наоборот. То, чем мы наслаждаемся в реальной жизни, оставляет нас холодными в изображении этой прекрасной реальности. Не надо путать реальное с сюрреалистическим и сюрреалистическое с подсознательным».

        Живопись начинается там, где кончаются слова. Сюжет картины не подлежит словесному определению, живопись заставляет работать подсознание. Магритт обладал безукоризненным вкусом. Он понимал, что попытка определить подсознательное словесно – уже грубое нарушение взаимосвязей. Все тоньше, неуловимее.

        Люди с обернутыми тканью лицами тоже станут постоянным мотивом работ Магритта
        Люди с обернутыми тканью лицами тоже станут постоянным мотивом работ Магритта

        Зачарованный край. Версии

        Творчество Магритта, художника-философа, – попытка осмыслить порядок вещей в природе через образы, живущие в его сознании с детства.

        Он родился в небольшом мрачно-индустриальном бельгийском городке Лессин. Никаких артистических предков в роду. Дом неподалеку от железной дороги – мимо постоянно проносился поезд. Его отец занимался мелким бизнесом – человек в котелке стал одним из первых впечатлений маленького Рене.

        «Я помню свое изумление, когда впервые увидел шахматную доску, фигуры на ней. Пугающее впечатление! Нотные листы, где таинственные знаки обозначали звук и не были словами».

        Одна из ранних картин художника, ставшая творческим манифестом, – небольшая работа «Последний жокей». Всадник на взмыленном коне, несущемся во весь опор, заблудился среди огромных шахматных фигур, сделанных из нотных страниц.

        Неожиданность соединения элементов в картине рождает безотчетную растерянность, чувство тревоги, смещения предметов в пространстве. А благодаря названию – и понятий. Магритт соединяет несоединимое, тайком, на ощупь пробираясь среди образов детства, ведомый даром и интуицией художника.

        «На крышу нашего дома однажды приземлился красный воздушный шар. Яркая, непонятная, другая жизнь. Я пытался понять эту неведомую жизнь». Шары – камни, ядра, молекулы вещества (понимай как знаешь) – станут одним из лейтмотивов его картин.

        Когда Рене было всего 12 лет, его улыбчивая, изящная красавица-мать утопилась в реке Самбр. Самоубийство без всякой видимой причины. Когда ее нашли, светлая ткань закрывала ее лицо. Так и не стало известно – это вода набросила на нее шаль или она сама не хотела, чтобы живые потом увидели ее лицо.

        Люди с обернутыми тканью лицами тоже станут постоянным мотивом работ Магритта. «Любовники», «Любовная песня» написаны в разное время. Попытка понять случившееся – тема многих картин.

        Смерть матери повлияла на мироощущение. Образы любви у Магритта всегда проникнуты тревогой и неопределенностью. Что совершенно не имело никакого отношения к реальной судьбе самого Магритта.

        В 14-летнем возрасте Рене встречает девочку по имени Жоржетта. Через несколько лет она становится его женой. На всю жизнь – возлюбленной и музой, соратником, другом, единственной женской моделью художника.

        На графическом портрете «Жоржетта», представленном на выставке, – тонкое лицо, лишенное суетного кокетства, и спокойный, уверенный взгляд. Настасья Филипповна собственной персоной.

        Других женщин в его жизни не было.

        Искажающее зеркало

        В конце десятилетия появляются знаменитые шедевры Магритта, одним из них стала картина «Репродуцирование запрещено»
        В конце десятилетия появляются знаменитые шедевры Магритта, одним из них стала картина «Репродуцирование запрещено»
        В 18 лет Рене уехал учиться в Брюссельскую академию изящных искусств, где понял, что переносить на холст детали реальной жизни – тоска смертная. В 20-е годы он заболевает футуризмом – и счастливо излечивается, познакомившись с дадаизмом Макса Эрнста, творчеством Джорджо де Кирико.

        «Я понял, как писать картины, избегая скуки надоевших образов!» Он нащупал свою линию в искусстве и почти никогда ее не менял. Письмо Магритта отличается академической точностью в передаче деталей и скупостью изобразительных средств.

        Его манеру называют классической. Лишь на короткий период, после Второй мировой войны, он вдруг решил писать размашистыми мазками, то в стиле Ренуара, то Матисса.

        Объясняя это необходимостью поиска удовольствий и наслаждений в противовес общему пессимизму тех лет. Но мотивы импрессионизма не убедили публику, критики разбомбили метания Магритта. «Солнечный период» закончился к 1948 году. Художник одумался и вернулся в стиль собственный.

        Вряд ли можно сказать, что судьба Магритту не благоволила. Когда картины не продавались и художник испытывал материальные трудности, находились богатые и влиятельные друзья, готовые оплачивать его эксперименты.

        В 1930-е годы, важные для художника, которого переполняли новые идеи, окончательному формированию зрелого стиля Магритта помог английский коллекционер и меценат Эдвард Джеймс. Он снабжал Рене деньгами, потом пригласил жить и работать в свой дом в Лондоне.

        В конце десятилетия появляются знаменитые шедевры Магритта, одним из них стала картина «Репродуцирование запрещено». Картина эта представлена на роттердамской выставке, а в сопровождающем тексте подчеркнуто, что Магритт обессмертил хозяина лондонского дома, сделав его портрет. Часть спины и затылок. Человек смотрит в зеркало, а отражаются опять часть спины и затылок. Возможно, воспринималось бы как шутка.

        Но стиль Магритта документален и точен до мелочей – возникает неясное ощущение, что портретируемый просто потерял лицо. Снова – неподотчетное чувство тревоги, вызванное картиной.

        Сказочно богатый эксцентричный Эдвард Джеймс остался несказанно доволен изображением. Так что с личностями покровителей Магритту тоже везло. Люди, так тонко чувствующие прекрасное, нечасто встречаются.

        «Мы должны пережить заново впечатления мира с чувствами ребенка, который вначале видит все перевернутым. Я сообщаю скучным вещам новую жизнь», – писал Магритт.

        При этом он никогда не ратовал за подражание детской неумелости в живописи. Нет, смотреть на вещи глазами ребенка, увидеть мир его глазами. Широко открытыми.

        В 20-е годы, перед женитьбой, Магритт очень нуждался и поступил работать рисовальщиком на обойную фабрику, где часами писал розы на бумаге. В мельчайших деталях. Позже розы тоже станут одним из лейтмотивов его картин. Символом роковой и небезопасной красоты.

        Согласно легенде падение яблока на голову Исаака Ньютона стало толчком для открытия закона гравитации. Яблоки в картинах Магритта не падают, они зависают. Где угодно и в каких угодно ситуациях. Становятся частью лица неоднократно упомянутого господина в котелке. И работа подсознания неизбежно дорисовывает существующие, а вернее, утерянные связи слов, привычных понятий и непривычных образов.

        Только птицы у Магритта – лейтмотив, свободный от ассоциативных сложностей. Птицы вносят позитивную энергию полета, ничего более. Нет умерших, упавших, недолетевших птиц. Нет птиц с перебитыми крыльями. Птицы живы. Крылья их полны облаками. Или небесами. Ярко-голубыми и белыми перистыми облаками Магритта.

        Сын человеческий

        Рене Магритт, так похожий на добропорядочного аптекаря, – тот самый человек в котелке, изображение которого мы так часто встречаем в его картинах. Человек, которого трудно выделить из толпы.
        Рене Магритт, так похожий на добропорядочного аптекаря, – тот самый человек в котелке, изображение которого мы так часто встречаем в его картинах. Человек, которого трудно выделить из толпы.
        В прошлом году в этом же музее долгое время работала, потрясая масштабностью, фундаментальная выставка Сальвадора Дали, основного конкурента Рене Магритта.

        Экспозиция включала картины – большие и маленькие, а также фрагменты фильмов и мультфильмов, снятых при участии Дали, рекламные ролики по его сценариям, дизайнерские разработки, модные шляпки и платья, им сконструированные.

        Даже ткани, расписанные по его проектам. Ничего подобного не представлено на лаконичной, даже суховатой ретроспективе Рене Магритта. Есть несколько рекламных плакатов его работы. И подчеркнуто, что идеи и образы художника до сих пор широко используются в рекламном бизнесе.

        И показано, как парадоксальность посыла становится истоком неисчислимого количества версий, к каким простым и ясным истинам приводит игра чистого разума, свободное балансирование между словом и образом. На уровне подсознания.

        Сальвадор Дали превратил себя самого, стиль жизни и любви в рекламный объект сюрреализма, его быт фантасмагоричен и непостижим. Гала – модель и муза – известна не менее самого Дали, ее лицо возникает в памяти вместе с его именем.

        Прекрасное лицо Жоржетты неуловимо в картинах Магритта. Оно туманно и зашифровано, как ускользающая красота. Рене Магритт вел тихую и спокойную жизнь бельгийского обывателя, далекого от богемной суеты. Мечты, парадоксы, страхи, таинственная небезопасность бытия переполняют его картины, а не жизнь. Он боролся со скукой только в творчестве. Размеренность каждого дня его вполне устраивала.

        Рене Магритт, так похожий на добропорядочного аптекаря, – тот самый человек в котелке, изображение которого мы так часто встречаем в его картинах. Человек, которого трудно выделить из толпы.

        В 50–60-е годы его картины взорвали рынок США. Свидетельства всемирного успеха, цепь долгожданных больших выставок. Широкое признание. В последнее десятилетие медные трубы зазвучали в полную силу. Но быт Рене Магритта остался прежним. До конца жизни он предпочитал трамвай остальным видам транспорта.

        В 1967 году, незадолго смерти, он произнес: «Я так и не понял причины, по которой мы живем и умираем».

        Его мастерская находилась в нижней части дома, где он жил с женой Жоржеттой. Картина, начатая накануне последнего дня, осталась незаконченной.


        ← На главную страницу Письмо в редакцию Подписка на новости
         
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............