Взгляд
4 октября, вторник  |  Последнее обновление — 16:27  |  vz.ru
Разделы

Задача театра – быть со страной

Кирилл Крок
Кирилл Крок, директор театра им. Евгения Вахтангова
Ни я, ни артисты Театра Вахтангова никогда не подписывали коллективные письма против проведения спецоперации. Никто из артистов, а это труппа, 120 человек, никуда не уехал. Подробности...

Началось великое ограбление Европы

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Процессы деиндустриализации несут в себе даже большую угрозу, чем вероятный дефицит газа текущей зимой. Европейский бизнес, в отличие от европейских политиков, не мыслит категориями «день простоять да ночь продержаться» и уже сейчас принимает болезненные, но неизбежные решения. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Ядерное оружие применить ограниченно невозможно

Дмитрий Грунюшкин
Дмитрий Грунюшкин, писатель
Да, ядерная катастрофа будет выглядеть не так, как нам ее рисуют. Но после нее за звание супердержав смогут бороться разве что Новая Зеландия с Мадагаскаром. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Оба газопровода «Северный поток» выведены из строя

На газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» обнаружены три утечки газа. Европейские чиновники считают диверсию одной из наиболее вероятных причин повреждения. В Швеции сообщили о двух мощных взрывах в районах ЧП
Подробности...

В школе № 88 Ижевска неонацист застрелил 13 человек

Утром в понедельник злоумышленник устроил стрельбу в школе № 88 в Ижевске, после чего покончил с собой. По данным СК, мужчина был одет в черную майку с нацистской символикой и балаклаву. По последним данным, погибли 13 человек, среди которых семь детей
Подробности...

На бывшей Украине проходят референдумы о вступлении в состав России

В пятницу в Донецкой и Луганской народных республиках, а также на освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей начались референдумы о вступлении в состав России. Участники голосования уверены, что мир может принести только Россия. Голосование продлится по 27 сентября
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Ракетным ударом по заводу «Мотор Сич» в Запорожье уничтожено 15 тонн боеприпасов и два украинских Ми-24

    Главная тема


    Россия переходит к освободительной борьбе против украинской оккупации

    спецоперация на Украине


    Военный аналитик Онуфриенко назвал способ отбросить ВСУ в Херсонской области

    «наивный подход»


    Американист Дробницкий: Маск по вопросу конфликта на Украине стал рупором контрэлиты США

    Народная артистка СССР


    Пугачева ответила ненавидящим ее «рабам» и «холопам»

    Видео

    обнуление поставок


    США дают Европе опасные советы о зимовке без российского газа

    «новый этап конфликта»


    Мировые СМИ: Путин призвал к свержению западного миропорядка

    два направления


    Как сорвать военные замыслы ВСУ и НАТО

    Лиз Трасс


    Новый премьер Британии идет ко дну вместе с британским фунтом

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    открытый конфликт


    Дмитрий Винник: Мы – поколение, готовое к борьбе за Россию

    спокойно забыть


    Игорь Мальцев: Задача Европы – обвинить в подрыве газопроводов Россию

    историческая справедливость


    Сергей Миркин: Россия получила миллионы патриотов на много поколений вперед

    на ваш взгляд


    Когда вы ожидаете завершения специальной военной операции на Украине?

    Африканские боги и богатства

    Значение африканского искусства для современной культурной среды сложно переоценить
       18 июля 2006, 14:55
    Текст: Ксения Щербино

    В последнее время этнический вопрос стоит как-то уж слишком остро. И дело не в том, назвал или нет Матерацци Зидана арабским террористом, как предполагают некоторые газеты. И даже не в том, что парижские погромы этой осенью на какой-то момент заставили всерьез задуматься об апокалипсисе местного масштаба. Как-то постепенно политика перекочевала в культуру – с той же статьей ЮНЕСКО о культурном многообразии. Как-то уж очень неожиданно бремя белого человека оказалось на наших плечах, как в прямом смысле (стоит вспомнить июльские коллекции высокой моды – Gaultier, например, или Givenchy), так и в переносном.

    Этническая тематика затронула даже аукционы. Воистину пора перечитывать «Абиссинские песни» Гумилева!

    Возвращение к истокам

    Сам вопрос о местонахождении предметов «примитивного искусства» до сих пор остается одним из самых больных
    Сам вопрос о местонахождении предметов «примитивного искусства» до сих пор остается одним из самых больных
    Пожалуй, европейское искусство начала ХХ века в чем-то напоминает Калибана, пришедшего в ярость от собственного отражения. За той лишь оговоркой, что Калибан и правда был безобразен, а вот Европа как раз переживала belle époque. То есть была даже чересчур прекрасна. И вот на смену нарциссизму века XIX приходит полное неприятие достигнутого совершенства, и в поисках вдохновения художники обращаются к истокам человечества.

    Значение африканского искусства для современной культурной среды сложно переоценить. И ломаные линии «Авиньонских девиц» Пикассо, и лебединые шеи Модильяни, и даже округлый «Поцелуй» Бранкузи – все они были бы невозможны, если бы не увлечение примитивизмом. Как известно, новое – это хорошо забытое старое. Потому нет ничего удивительного в том, что современные коллекционеры готовы выкладывать тысячи и тысячи евро за какую-нибудь в высшей степени своеобразную маску. В конце июня в галерее Charpentier в самом центре Парижа – 8-й округ, оплот белой буржуазии – кипели африканские страсти. На кон были поставлены чуть ли не магические для истинных ценителей артефакты из коллекций ведущих профи – Николь и Джона Динтенфасс, Рожера Вальтурну, Андреа Портаго, Хельмута Заке и т. д. В джунглях имен покупателей не разобрался бы и самый опытный аукционщик, пусть большинство и были европейцами.

    Кстати, сам вопрос о местонахождении предметов «примитивного искусства» до сих пор остается одним из самых больных. Возвращения утерянного культурного фонда требуют Нигерия, Египет и ряд других стран. Имперские амбиции Европы в свое время заставили ее перетащить в свои музеи не только золото ацтеков, но и экзотические маски и статуи племен Африки, поделки маори и вообще все, чего касалась рука белого человека. «Слава нашему хозяину-европейцу!» – как писал когда-то Гумилев.

    Аукцион джунглей

    На кон были поставлены чуть ли не магические для истинных ценителей артефакты из коллекций ведущих профи
    На кон были поставлены чуть ли не магические для истинных ценителей артефакты из коллекций ведущих профи
    Аукцион – своеобразное признание статуса «искусства» за любым продуктом деятельности человека. Будь то парик Энди Уорхола или брошь принцессы Маргарет, уходя с молотка за некую сумму, они легитимизируются в культурном пространстве. Поэтому на этот раз символом признания стали 11 млн. долларов – почти вдвое больше, нежели абсолютный рекорд Sotheby’s 1990 года – коллекция Гарри Франклина (7 млн.).

    Поэтому если самая дорогая из ритуальных индейских кукол хопи-качина (Hopi kachina) – Шалако Манна, лот 75 – продается за 269,6 тыс. долларов, значит эти куклы нашему обществу необходимы. Необходимы столь же, сколь и бронзовая пластина из Королевства Бенин (Нигерия, XVI-XVII вв., лот 122), проданная за 964 тыс. Или, например, статуя урхобо (лот 95, продана за 1 132 тыс.). Может быть, чтобы бремя белого человека ощущалось тем сильней, чем дороже платишь? Может быть, чтобы поддержать «культурное разнообразие», утверждаемое Европой в качестве государственной политики? А может, чтобы почувствовать собственное превосходство, повесив, например, картину Нингура Напуррула (лот 68, продана за 66 тыс.) рядом с картиной Климта или того же Пикассо, одним из портретов Ольги, например.

    Впрочем, понятия о красоте у всех разные. Иначе бы галерея Алана Монбризона в Париже не проводила аукционы африканского искусства (это вдобавок к официальным Christie’s и Sotheby’s, проходящим четыре раза в год). Сколько бы ни стоили венецианские маски на мосту Риальто, но таких прибылей они не приносят. Так, маска из Габона на аукционе Drouot в июне была выставлена за 250 тыс. евро, а продана за 950 тыс. А знаменитая теперь маска «Нгиль» была продана почти за 6 млн. Кстати, именно на этом аукционе целых 8 лотов превзошли цену в 1 млн. – коллекция Пьера Веритэ, которую он начал собирать с 20-х годов, была распродана в мгновение ока. В определенной степени это была последняя коллекция такого масштаба, по словам экспертов, – большая часть артефактов до этого никогда не выставлялась публично. Теперь же некоторые из них можно будет увидеть в недавно открывшемся Музее Бранли.

    Есть Музей этнографии в городе этом…

    Возвращения утерянного культурного фонда требуют Нигерия, Египет и ряд других стран
    Возвращения утерянного культурного фонда требуют Нигерия, Египет и ряд других стран
    Французы славятся тем, что открывают сомнительного признания музеи. Треть столетия назад Париж кипел от возмущения по поводу Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду, еще одного амбициозного политика. С архитектурной точки зрения вывернутая наизнанку фабрика современного искусства, бесспорно, в пейзаж не вписывалась. Потом привыкли, гордятся даже. Уж больно коллекция хороша. Кстати, в тему: сейчас в музее проходит выставка «Африка Ремикс», представляющая современную Африку неискушенным политкорректным парижанам.

    Видимо, лавры Помпиду не дают покоя и Жаку Шираку, раз уж он решил создать свой центр искусства. В конце июня на набережной Бранли был открыт музей примитивного искусства народов Африки, Азии, Океании и Америки. Проект стоимостью 300 млн. евро в высшей степени амбициозен. Ширак вынашивал его шесть лет – и вот наконец воплотил. Об уместности и корректности момента предоставим судить другим.

    Для того чтобы построить идеальный музей Ширака (как в свое время идеальный музей Мальро), пришлось разрушить два любимых парижанами исторических здания – Музей искусства Африки и Океании и этнографический отдел Музея человека. Шило на мыло или внедрение нового подхода к культурной истории, это покажет время. На предшествующей открытию пресс-конференции ведущие кураторы, директора музеев, историки, антропологи и политики распинались о том, насколько подобный музей был необходим.

    Впрочем, на пресс-конференции вскрылась и основная проблема. Цели политические, конечно, оправдывают любые средства, потому-то им и подчинены экспозиции новоявленного «музея политкорректности». Но вот не чересчур ли театрализованное получилось действо? New York Times рассказывает забавнейший анекдот, имевший место после пресс-конференции. Кристин Эмме, куратор коллекции азиатского искусства, показывает вьетнамское чучело годов этак 70-х, на спине которого нарисован американский Б-52, сбрасывающий, вестимо, бомбы. Она хотела расположить за ним зеркало, так, чтобы посетителям была видна картинка. Руководство возразило, что в этом случае «мизансцена будет испорчена».

    Далее можно, вторя американскому критику, горестно качать головой: что, мол, большинство рассчитанных на посетителя музеев, будь то Лувр или Эрмитаж, рассматривают произведение искусства с точки зрения его колоритности. Сможет произвести нужный эффект, потрясти, заставить потерять дар речи? В этнографических же музеях каждый артефакт помещен в соответствующую социально-культурную среду: так, маска будет иллюстрировать религиозные представления о мире, а фреска – народные обычаи. Потому ценность подобной коллекции в обычном музее мало чем отличается от коллекции, скажем, Андреа Портаго.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •