Сергей Худиев Сергей Худиев Нужно ли в России многоженство

Полигамия (когда у человека больше одной жены) считается законной в исламе, и восходит к примеру его основателя. Современные мусульмане не могут отменить эту практику – а могут только ее как-то регулировать. Вопрос в том, как нам, всем остальным, на это реагировать.

3 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Путин заглянул на следующую страницу истории 

Важнейшая вещь, которую выделил президент в ходе «Итогов года»: России не нужно перемирие, России нужен прочный и устойчивый мир. В стране много дел, после заключения мира нам предстоит решать свои текущие вопросы. «О доме надо думать!» – вот ключевая фраза, которая многим запомнилась больше всего.

8 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Подводные камни успеха Турции в Сирии

Любую победу надо еще уметь переварить. Об этом было бы полезно помнить туркам, которые всерьез решили, что судьба им улыбнулась. Обычно за головокружениями от успехов следует иллюзия, что «прокатит» теперь везде. Но можно не сомневаться – арабские страны еще обязательно скажут свое слово.

21 комментарий
17 июля 2006, 17:47 • Культура

Прагматик и гуманист

Прагматик и гуманист
@ GettyImages

Tекст: Марина Левина,
Олег Рогов

Те, на ком были испробованы педагогические теории американского доктора, уже на пенсии. Между тем сама книга продолжает оставаться востребованной и актуальной, она не подверглась забвению, подобно множеству теорий, модных и популярных в свое время (например, заковывать умалишенных в цепи и ублажать инструментальной музыкой).

А уж в Советском Союзе, откуда родом все, кто старше пятнадцати, книга «Ребенок и уход за ним» была просто откровением. Ну скажите, что было делать несчастной молодой мамаше, ребенок которой прямо на глазах покрывался подозрительными красными пятнами, – Макаренко и Сухомлинского перелистывать?

Добрый доктор Спок

 Педиатр Бенджамин Спок с книгой «Ребенок и уход за ним»
Педиатр Бенджамин Спок с книгой «Ребенок и уход за ним»
Тут и приходит на помощь доктор Спок – прагматик и практик, который не предваряет абзац о первой помощи параграфом о моральном облике строителя коммунизма.

Первый эпитет, который приходит на ум применительно к книге «Ребенок и уход за ним», – дельная. В ней содержатся ответы на все проклятые вопросы, что способны вогнать в нервный ступор молодых родителей: во что пеленать? как кормить? как приучить к горшку? откуда у него столько энергии? И главный вопрос всех времен и народов – ради всего святого, ответьте, почему он так орет?!

Доктор Спок отвечает на них толково и кратко, употребляя только простые речевые конструкции (очень ясно представляет, в каком состоянии находятся молодые родители!). Возможно, его взгляды на проблемы полового созревания и аллергии слегка устарели, но в вопросах свинки, ветрянки, причин онанизма и сна на свежем воздухе доктор Спок по-прежнему на высоте.

В 1977 далеком году доктор Спок посетил Советский Союз – приезжал на международный детский фестиваль, который проводился, конечно же, в Артеке. Добрый доктор, просто Айболит, да еще автор бестселлера, да еще левых взглядов!

Кто же он, человек, заговоривший о гуманном воспитании в столетие, вместившее две мировые войны?

Родился в 1903 году в семье юриста в Нью-Хейвене. В 1925 окончил Йель, четыре года спустя получил докторскую степень в этом же университете. Частная врачебная практика в Нью-Йорке с 1933 по 1944 год. 1944-46 годы – на военно-медицинской службе в резервных войсках. 1946 – демобилизация, возобновление частной практики и выход первой книги, ставшей такой знаменитой. С 1947 по 55-й год – адъюнкт-профессор университета в Миннесоте, завотделением детской психиатрии при университете Питтсбурга… Известность, достаток. С 1962 начинается другой Спок, которого волнуют вопросы, к педиатрии относящиеся косвенно, например: куда пошлют умирать этого славного призывника, выкормленного по споковской методе?

В 1962 году Спок вошел в состав Национального комитета борьбы за разумную ядерную политику, в августе 1967-го в числе других деятелей науки и искусства подписал манифест, призывающий поддерживать антивоенное движение среди молодежи. Доктор Спок был одним из руководителей похода в Вашингтон в знак протеста против войны во Вьетнаме.

В 1968-м федеральный суд в Бостоне приговорил 65-летнего Спока к двум годам тюрьмы за призывы к молодежи уклоняться от военной службы. А в 1972-м Спок выставил свою кандидатуру на пост президента. Жаль, не прошел. Предвыборная платформа доктора содержала такие пункты: немедленный вывод американских военных с территорий всех иностранных государств, бесплатная медицина, легализация марихуаны и абортов…

Последние годы своей жизни доктор Спок провел в Калифорнии. Вторая жена, на 40 лет моложе его, верная спутница жизни с 1976 года, отказалась отдать 94-летнего Спока в дом престарелых, как того хотели сыновья доктора. Конечно, ему был нужен профессиональный уход, конечно, счета за лечение съели все его доходы (кстати, не такие уж фантастические и изрядно подточенные многолетними пожертвованиями в фонды всевозможных организаций и судебными издержками). Жена обратилась за помощью к знакомым. Когда это появилось в прессе, деньги и письма начали приходить со всего света. Не зря книга доктора Спока была переведена на 42 языка. Бенджамин Спок умер в марте 1998 года. За свою долгую жизнь он написал 13 книг, но именно «Ребенок и уход за ним» считается вторым бестселлером всех времен и народов после Библии.

Тихая революция

Бенджамин Спок
Бенджамин Спок
В чем же революционность книги Спока? Что уж такого спорного может содержать издание – «инструкция по применению» пищащего существа?

Обратите внимание на название: не уход за ребенком, а вначале, отдельно, ребенок, а уж потом все остальное. Ребенок – вот главный герой этой книги. За живым комочком признается право быть личностью, со своими желаниями и проблемами не только желудочного характера. Младенец – не биомашина, в которую точно по часам вливают строго отмеренную порцию корма. Он личность, он нуждается в любви более, чем в стерильности. Негуманно заставлять живое существо вопить от ужаса в кроватке только на том основании, что оно недавно поело. Революционно, не так ли?

Частный педагогический вопрос, что важнее – строгость или доброта, дисциплина или свобода – разделил людей середины 20 века на два лагеря. Первые – не садисты, но сторонники беспрекословного подчинения ребенка воле взрослого. «Я знаю, что для тебя лучше!» Вторые – и доктор Спок впереди – утверждали: истинное воспитание в атмосфере подавления невозможно. Дети, ставшие впоследствии преступниками, страдали от отсутствия любви, а не от недостатка наказаний. Ребенок – личность. Такая же, как вы и я, достойная уважения.

В истории уже бывали случаи, когда одна книга совершала переворот в сознании людей (Руссо или Лев Толстой, например), и тогда через узкоспециальные, казалось бы, педагогические вопросы открывались духовные, нравственные и (куда деваться) социальные проблемы эпохи. Решая, казалось бы, вовсе не глобальные проблемы – « пороть или не надо», «пеленать с ручками или без», – мыслители, писатели, философы, педагоги указывали на причины существующего зла, и найденные ими ответы на долгие годы потом определяли нравственный климат общества.

Вот пример, причем словами самого доктора Спока: «Видите ли, предшествующее поколение считало, что только благодаря трепету перед отцовским или материнским авторитетом дети могут стать достойными гражданами… Я показал, что это чушь… И объяснил это, ссылаясь на собственный опыт. В детстве я боялся отца и мать. Да и не только в детстве, но ив юности. Боясь их, я боялся всего: учителей, полицейских, собак. Я рос ханжой, моралистом и снобом: против всего этого мне пришлось потом бороться всю жизнь».

Не только доктору Споку мы обязаны идеями гибкого графика кормления младенцев или творческого подхода к воспитанию вообще. Он сам приводит имена прогрессивных педиатров своего времени, на работы которых опирался: Д. Доуи и У. Килпатрик, П. Маклендон и Ф. Симсарьян. Но никто из них не смог быть столь убедительным и страстным в борьбе за терпимость и любовь, как доктор Бенджамин Спок, и потому именно его сегодня мы вспоминаем с благодарностью, все, невзирая на то, как нас пеленали – с ручками или без.

..............