Игорь Караулов Игорь Караулов В наперстках «мирных планов» – пустота

Нам важны не территории, а люди. Неважно, как пройдет будущая граница, если за этой границей сохранится режим, пытающийся превратить свой народ в антироссийских зомби и камикадзе.

11 комментариев
Андрей Перла Андрей Перла Почему арабо-израильская война так важна для России

Наши противники утверждают (сами, их никто за язык не тянул), что сражаются против нас на двух фронтах – в Палестине и на Украине. И разница в образе действий Израиля и России на этих фронтах настолько очевидна, что делает изоляцию России со стороны большинства населения планеты просто невозможной.

4 комментария
Владимир Добрынин Владимир Добрынин Человек не имеет к глобальному потеплению никакого отношения

Советуя человечеству дышать через раз, чтобы уменьшить углеродный «выхлоп», подумайте, заметят ли это вулканы. И вообще, углекислый газ – не вредное вещество, синтезируемое человечеством в процессе своей индустриальной и аграрной деятельности, а газ, созданный природой и используемый ею в процессе фотосинтеза.

15 комментариев
17 июля 2006, 17:47 • Культура

Прагматик и гуманист

Прагматик и гуманист
@ GettyImages

Tекст: Марина Левина,
Олег Рогов

Те, на ком были испробованы педагогические теории американского доктора, уже на пенсии. Между тем сама книга продолжает оставаться востребованной и актуальной, она не подверглась забвению, подобно множеству теорий, модных и популярных в свое время (например, заковывать умалишенных в цепи и ублажать инструментальной музыкой).

А уж в Советском Союзе, откуда родом все, кто старше пятнадцати, книга «Ребенок и уход за ним» была просто откровением. Ну скажите, что было делать несчастной молодой мамаше, ребенок которой прямо на глазах покрывался подозрительными красными пятнами, – Макаренко и Сухомлинского перелистывать?

Добрый доктор Спок

 Педиатр Бенджамин Спок с книгой «Ребенок и уход за ним»
Педиатр Бенджамин Спок с книгой «Ребенок и уход за ним»
Тут и приходит на помощь доктор Спок – прагматик и практик, который не предваряет абзац о первой помощи параграфом о моральном облике строителя коммунизма.

Первый эпитет, который приходит на ум применительно к книге «Ребенок и уход за ним», – дельная. В ней содержатся ответы на все проклятые вопросы, что способны вогнать в нервный ступор молодых родителей: во что пеленать? как кормить? как приучить к горшку? откуда у него столько энергии? И главный вопрос всех времен и народов – ради всего святого, ответьте, почему он так орет?!

Доктор Спок отвечает на них толково и кратко, употребляя только простые речевые конструкции (очень ясно представляет, в каком состоянии находятся молодые родители!). Возможно, его взгляды на проблемы полового созревания и аллергии слегка устарели, но в вопросах свинки, ветрянки, причин онанизма и сна на свежем воздухе доктор Спок по-прежнему на высоте.

В 1977 далеком году доктор Спок посетил Советский Союз – приезжал на международный детский фестиваль, который проводился, конечно же, в Артеке. Добрый доктор, просто Айболит, да еще автор бестселлера, да еще левых взглядов!

Кто же он, человек, заговоривший о гуманном воспитании в столетие, вместившее две мировые войны?

Родился в 1903 году в семье юриста в Нью-Хейвене. В 1925 окончил Йель, четыре года спустя получил докторскую степень в этом же университете. Частная врачебная практика в Нью-Йорке с 1933 по 1944 год. 1944-46 годы – на военно-медицинской службе в резервных войсках. 1946 – демобилизация, возобновление частной практики и выход первой книги, ставшей такой знаменитой. С 1947 по 55-й год – адъюнкт-профессор университета в Миннесоте, завотделением детской психиатрии при университете Питтсбурга… Известность, достаток. С 1962 начинается другой Спок, которого волнуют вопросы, к педиатрии относящиеся косвенно, например: куда пошлют умирать этого славного призывника, выкормленного по споковской методе?

В 1962 году Спок вошел в состав Национального комитета борьбы за разумную ядерную политику, в августе 1967-го в числе других деятелей науки и искусства подписал манифест, призывающий поддерживать антивоенное движение среди молодежи. Доктор Спок был одним из руководителей похода в Вашингтон в знак протеста против войны во Вьетнаме.

В 1968-м федеральный суд в Бостоне приговорил 65-летнего Спока к двум годам тюрьмы за призывы к молодежи уклоняться от военной службы. А в 1972-м Спок выставил свою кандидатуру на пост президента. Жаль, не прошел. Предвыборная платформа доктора содержала такие пункты: немедленный вывод американских военных с территорий всех иностранных государств, бесплатная медицина, легализация марихуаны и абортов…

Последние годы своей жизни доктор Спок провел в Калифорнии. Вторая жена, на 40 лет моложе его, верная спутница жизни с 1976 года, отказалась отдать 94-летнего Спока в дом престарелых, как того хотели сыновья доктора. Конечно, ему был нужен профессиональный уход, конечно, счета за лечение съели все его доходы (кстати, не такие уж фантастические и изрядно подточенные многолетними пожертвованиями в фонды всевозможных организаций и судебными издержками). Жена обратилась за помощью к знакомым. Когда это появилось в прессе, деньги и письма начали приходить со всего света. Не зря книга доктора Спока была переведена на 42 языка. Бенджамин Спок умер в марте 1998 года. За свою долгую жизнь он написал 13 книг, но именно «Ребенок и уход за ним» считается вторым бестселлером всех времен и народов после Библии.

Тихая революция

Бенджамин Спок
Бенджамин Спок
В чем же революционность книги Спока? Что уж такого спорного может содержать издание – «инструкция по применению» пищащего существа?

Обратите внимание на название: не уход за ребенком, а вначале, отдельно, ребенок, а уж потом все остальное. Ребенок – вот главный герой этой книги. За живым комочком признается право быть личностью, со своими желаниями и проблемами не только желудочного характера. Младенец – не биомашина, в которую точно по часам вливают строго отмеренную порцию корма. Он личность, он нуждается в любви более, чем в стерильности. Негуманно заставлять живое существо вопить от ужаса в кроватке только на том основании, что оно недавно поело. Революционно, не так ли?

Частный педагогический вопрос, что важнее – строгость или доброта, дисциплина или свобода – разделил людей середины 20 века на два лагеря. Первые – не садисты, но сторонники беспрекословного подчинения ребенка воле взрослого. «Я знаю, что для тебя лучше!» Вторые – и доктор Спок впереди – утверждали: истинное воспитание в атмосфере подавления невозможно. Дети, ставшие впоследствии преступниками, страдали от отсутствия любви, а не от недостатка наказаний. Ребенок – личность. Такая же, как вы и я, достойная уважения.

В истории уже бывали случаи, когда одна книга совершала переворот в сознании людей (Руссо или Лев Толстой, например), и тогда через узкоспециальные, казалось бы, педагогические вопросы открывались духовные, нравственные и (куда деваться) социальные проблемы эпохи. Решая, казалось бы, вовсе не глобальные проблемы – « пороть или не надо», «пеленать с ручками или без», – мыслители, писатели, философы, педагоги указывали на причины существующего зла, и найденные ими ответы на долгие годы потом определяли нравственный климат общества.

Вот пример, причем словами самого доктора Спока: «Видите ли, предшествующее поколение считало, что только благодаря трепету перед отцовским или материнским авторитетом дети могут стать достойными гражданами… Я показал, что это чушь… И объяснил это, ссылаясь на собственный опыт. В детстве я боялся отца и мать. Да и не только в детстве, но ив юности. Боясь их, я боялся всего: учителей, полицейских, собак. Я рос ханжой, моралистом и снобом: против всего этого мне пришлось потом бороться всю жизнь».

Не только доктору Споку мы обязаны идеями гибкого графика кормления младенцев или творческого подхода к воспитанию вообще. Он сам приводит имена прогрессивных педиатров своего времени, на работы которых опирался: Д. Доуи и У. Килпатрик, П. Маклендон и Ф. Симсарьян. Но никто из них не смог быть столь убедительным и страстным в борьбе за терпимость и любовь, как доктор Бенджамин Спок, и потому именно его сегодня мы вспоминаем с благодарностью, все, невзирая на то, как нас пеленали – с ручками или без.

..............