При всем разнообразии вариантов принципиальных альтернатив у Запада всего две: либо признать свое поражение, либо ввязаться в прямой открытый военный конфликт с Москвой – в надежде, что совместными усилиями все-таки удастся свалить русского медведя. Но даже это иллюзия.
9 комментариевСтранные игры
Так случилось, что 19 февраля в Лондоне состоялась церемония вручения призов Британской киноакадемии и в этот же день в Берлине награждались лауреаты Берлинского кинофестиваля. На этом совпадения заканчиваются: насколько BAFTA была прогнозируемой, настолько жюри Берлинале удивило своим, мягко говоря, нетривиальным выбором.
Трудно сказать, что лучше – удовлетворять желания масс, награждая народных фаворитов, или двигать темных лошадок, демонстрируя неподкупность и непредвзятость. Все-таки мочиться против ветра не всегда приятно, зато есть несколько секунд, в течение которых можно почувствовать себя героем. Наверное, самым простым и в то же время правильным решением было бы честное голосование – без подковерных игр, интриг и политики. Только отчего-то кажется, что так не было, нет и не будет.
BAFTA-2006
Режиссер фильма «Горбатая гора» Энг Ли (фото REUTERS) |
Лучшим фильмом на английском языке, по версии Британской киноакадемии, стала «Горбатая гора» Энга Ли, что угадывалось без труда, несмотря на столь серьезных конкурентов, как «Капоте» Беннета Миллера, «Спокойной ночи и удачи» Джорджа Клуни, «Преданный садовник» Фернанду Мейреллиша и «Столкновение» Пола Хаггиса. Все-таки работа Ли уже удостоена «Золотого глобуса» и «Золотого льва» Венецианского фестиваля и, по мнению многих, имеет наибольшие шансы на «Оскар».
Забавно, но английские киноакадемики полностью повторили список номинантов в категории «Лучший режиссер», в которой вручается приз имени Дэвида Лина. Повторили они и выбор победителя. Таким образом, Энг Ли даже без «Оскара» уже превзошел собственные достижения пятилетней давности, когда гремел «Крадущийся тигр, затаившийся дракон».
Традиционно самая большая лотерея приходится на актерские номинации. Лучшим актером стал Филип Сеймур Хоффман за исполнение роли Трумэна Капоте, что было вовсе не так однозначно, но ставки на него были самыми верными. Все-таки Хит Леджер и Хоакин Феникс еще возьмут свое, а Рэйф Файнс играл не лучше, чем обычно.
Трудно было предсказать и лучшую актрису, коей стала Риз Уизерспун за роль Джун Картер в «Переступить черту». Ей пришлось тягаться с такой тяжелой артиллерией, как дама Джуди Дэнч, Рэйчел Уэйз, Шарлиз Терон и Чжан Цзыйи. Но Джейку Гилленхалу («Горбатая гора») было еще труднее. В номинации «Лучший актер второго плана» он обошел дважды номинированного Джорджа Клуни, да еще Дона Чидла и Мэтта Диллона. Это отрадно, если учесть и его блестящую работу в «Морпехах».
Наконец, совсем уж темный лес был с «Лучшей актрисой второго плана». Победила Тэнди Ньютон, сыгравшая в «Крушении», хотя столь же серьезные шансы были у Френсис Мак-Дорманд, Кэтрин Кинер и Бренды Блетин.
Лучшим оригинальным сценарием был назван шедевр конъюнктуры – «Столкновение» Пола Хаггиса и Роберта Мореско, оставивший позади такие действительно оригинальные работы, как «Отель «Руанда», «Спокойной ночи и удачи», «Миссис Хендерсон представляет» и «Нокдаун». Лучшим адаптированным сценарием стала «Горбатая гора» Ларри Мак-Мертри и Дианы Оссаны, единственным серьезным конкурентом которого был разве что «Капоте».
Довершает картину призовая маска Диону Биби за лучшую операторскую работу в «Мемуарах гейши». При всех претензиях к фильму изобразительный ряд там действительно на высоте. С ним могла тягаться только «Горбатая гора».
Учитывая, что номинанты в названных категориях довольно сильно пересекаются с номинантами на «Оскар», главная интрига в том, кто получит золоченого фехтовальщика. Как показывает практика, Американская киноакадемия словно специально переворачивает итоги BAFTA с ног на голову. И если эта грустная тенденция сохранится, Энгу Ли придется остановиться в завоевании самых престижных кинонаград.
Берлинале-2006
Режиссер фильма «Грбавица» Ясмила Жбанич (фото REUTERS) |
В отличие, скажем, от Московского международного кинофестиваля (ММКФ), который тоже относится к фестивалям класса «А», Берлинале может себе позволить поставить в конкурс новые работы мэтров мирового кинематографа. В этом году наравне с абсолютно безвестными людьми свои картины демонстрировали Роберт Олтман («Друзья из дома в прерии»), Нил Армфилд («Кэнди»), Беннет Миллер («Капоте»), Сидней Люмет («Признайте меня виновным»), Клод Шаброль («Комедия власти»), Майкл Уинтерботтом («Дорога на Гуантанамо») и др.
Из них лишь Уинтерботтом был награжден «Серебряным медведем» за лучшую режиссуру. Остальные показались и уехали ни с чем. Жюри фестиваля во главе с президентом Шарлоттой Ремплинг решило, кажется, поставить рекорд непрогнозируемости.
«Золотой медведь» ушел дебютантке Ясмиле Жбанич за фильм «Грбавица». Гран-при поделили между лентами «Мыло» дебютантки Перниллы Фишер Кристенсен и «Офсайд» иранского призера фестивалей в Канне и Венеции Джафара Панахи. Предсказать это было бы лишь немногим легче, чем угадать 6 из 36.
Потрясением стало объявление лауреатов еще трех «Серебряных медведей» – за лучшие мужскую и женскую роль, а также за художественные достижения. Все три косолапых достались немцам – Морицу Бляйбтрою за «Элементарные частицы», Сандре Хюллер за «Реквием» и Юргену Фогелю за «Свободную волю», что выглядит как-то некрасиво. Скромнее надо быть.
Две последние награды – «Серебряного медведя» за лучшую музыку и приз имени Альфреда Бауэра за инновации – получили Питер Кам из Гонконга за «Изабеллу» и аргентинец Родриго Морено за «Хранителя». И вот тут-то и кроется бомба, подрывающая доверие к выбору жюри. Ибо «Хранителя» мне смотреть довелось. Это типично фестивальное кино в самом гнусном его проявлении.
- Счастливое время в кино
- Дядюшки фабричные
- Объявлены номинанты на «Оскар»
- В США раздали «Золотые глобусы»
- Реанимация Disney
- Pixar в Нью-Йорке
Морено решил пойти по стопам Ларса фон Триера и снял абсолютно конъюнктурную псевдодокументальную драму, квинтэссенцию тоски. Что, казалось бы, регламентировано сюжетом – в центре повествования охранник с вечным вопросом в глазах: «Почему люди не летают, как птицы?» Охранять никому не нужного министра – действительно тоска смертная, но в этой же ленивой манере можно снять фильм о любом человеке, вне зависимости от его положения в обществе.
Главное же, в этом фильме решительно нет никаких инноваций. Очень обидно, если такие искушенные люди, как Шарлотта Ремплинг, Марлин Горрис, Януш Камински и Армин Мюллер-Шталь, все еще покупаются на такие дешевые приемы. И если это действительно так, нет никакой уверенности в том, что остальные призеры достойны своих наград.