Игорь Караулов Игорь Караулов Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

30 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

16 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

11 комментариев
4 декабря 2006, 18:14 • Культура

Декалог

Декалог

Tекст: Ольга Владимирова

В декабре у москвичей есть возможность увидеть почти все фильмы великого польского кинорежиссера Кшиштофа Кесьлевского, включая документальные и студенческие. Организованная Польским культурным центром в Москве и Музеем кино ретроспектива пройдет с 6 по 23 декабря.

Кшиштоф Кесьлевский (1941–1996) – один из самых знаменитых поляков. Его фильмы (наряду с фильмами Вайды, Занусси, Хоффмана, Кавалеровича) вывели польское кино на мировую орбиту. Его кино было очень «польским» и одновременно универсальным, позволяя понять его людям с разных концов света.

В активе Кесьлевского – номинации на «Оскара», французского «Сезара», английскую БАФТА за «Три цвета», награды в Каннах за «Короткий фильм об убийстве» и «Двойную жизнь Вероники», в Венеции – за «Декалог», «Золотой венецианский лев» – за «Синий», берлинский «Серебряный медведь» – за «Белый», Золотая медаль Московского кинофестиваля – за «Кинолюбителя».

2006 год объявлен Годом Кшиштофа Кесьлевского в связи с 10-летием со дня его смерти. В самом конце этого года Польский культурный центр в Москве и Музей кино организуют ретроспективу фильмов Кесьлевского. Идеей ретроспективы был показ всего творческого наследия режиссера. Эта идея практически реализована: в программу не вошли лишь несколько его документальных фильмов.

От театрального костюмера к кино

Жульетт Бенош в филме «Три цвета...синий»
Жульетт Бенош в филме «Три цвета...синий»
После окончания театрального техникума Кесьлевский работал театральным костюмером – одевал знаменитых актеров, многих из которых потом снял в своих фильмах: Збигнева Запасевича, Александра Бардини, Тадеуша Ломницкого…

С третьего раза ему удалось поступить в Лодзинскую киношколу, закончив которую, Кесьлевский стал снимать документальные фильмы о повседневной жизни своих соотечественников («Я был солдатом» – о потерявших зрение ветеранах войны, «Рабочие-71: ничего о нас без нас» – о проблемах польских рабочих). Его манера говорить правду об этой жизни не всегда нравилась властям, а самому режиссеру вскоре перестало казаться, что камера имеет право вмешиваться в личную жизнь героев.

Тогда он стал снимать игровое кино, в котором говорил о тех же проблемах, но языком вымысла. «Персонал» – о работе в театре и первом важном жизненном решении молодого костюмера; «Кинолюбитель», один из главных фильмов движения «Кино морального беспокойства», – фильм о правде и ответственности в жизни и искусстве; «Покой» – о непростых поисках бывшим заключенным своего места в жизни…

Начиная с фильма «Без конца» (1984), Кесьлевский постоянно работал со сценаристом Кшиштофом Песевичем и композитором Збигневом Праснером. После этого фильма Кесьлевский почти совсем отходит от политики и снимает фильмы о том, что интересует его более всего: о тайне человеческой жизни и человеческих отношений, о случае как высшем проявлении жизненного порядка. В десяти сериях «Декалога» (1988) живущие в обезличенных домах спального района люди переживают настоящие драмы. «Двойная жизнь Вероники» рассказывает о двух девушках, похожих как две капли воды, но проживающих две разных жизни.

Идея «Трех цветов» (снятых, как и «Вероника», на французские деньги) отражает три цвета французского флага: свобода, равенство, братство…

Кесьлевский известный и неизвестный

Наряду с самыми известными поздними «французскими» фильмами великого поляка и знаменитым «Декалогом» в рамках ретроспективы будут показаны фильмы раннего и зрелого Кесьлевского. Этюды из Лодзинской киношколы, первые документальные фильмы, сделавшие его одним из лидеров польского кинодокумента, первые шаги в игровом кино представят Кесьлевского, которого в России практически не знают: автора откровенных фильмов о польской действительности 60-х и 70-х, которые были весьма неприятны для власти.

Кесьлевский более поздний в России известен лучше, но подобного шанса увидеть подряд столь репрезентативную ретроспективу его фильмов у москвичей еще не было.

В программе также один из интереснейших фильмов о Кесьлевском – «Still alive» Марии Змаж-Кочанович.

Ретроспектива начнется в среду, 6 декабря, и продлится до воскресенья, 23 декабря, в залах Центрального дома художника и кинотеатра «Салют».

Полное расписание ретроспективы и информация о фильмах – на сайтах Польского культурного центра в Москве и Музея кино .

..............