Игорь Мальцев Игорь Мальцев Государству не обязательно играть в компьютерные игры

Вы понимаете, что самая жестокая из компьютерных игр – Doom – является самой влиятельной и значительной игрой в истории этой индустрии? И с этим ничего не поделаешь. Свои игры производить надо, а не бегать с лейкой вдоль горящего Сансет-Бульвара.

4 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Во время войны все и всегда ждут мира

Существует прекрасное православное понятие – трезвение, смысл которого заключается в бдительности, бодрствовании и воздержанности от резких поступков и высказываний. Вера в свою армию и страну, а также трезвение общества – лучшее, что мы можем пожелать себе в непростые дни начала 2025 года.

23 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Откуда у словаков дух противоречия Западу

Словакия – маленькая страна в глухом углу Восточной Европы и большой логистической ценности для Запада не представляет. Поэтому после окончания холодной войны Братислава чувствовала себя относительно свободно на фоне других стран Европы. Однако времена меняются.

15 комментариев
30 декабря 2006, 09:27 • Культура

Новая песня о главном

Сюрпризы новогоднего телевидения

Новая песня о главном
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Екатерина Сальникова

Период предвкушения главного праздника на сей раз был отработан телевидением довольно слабо. В предновогодний месяц и даже полмесяца в телесетке не появлялось ничего «такого», что подчеркнуло бы близость 31 декабря. Зато на последней неделе перед Новым годом телевидение буквально прорвало. И теперь оно одержимо праздником.

Это не выглядело бы столь вопиюще, если бы не специфическая концепция новогоднего вещания. Тихо и ненавязчиво наше ТВ пересмотрело свое понимание «новогодности». Годится для праздничного вещания совсем не всё, что про зиму и про Новый год.

Из зимы – в лето и войну

ТВ в канун Нового года напоминает, что бывает в случае антипраздника – чего надо бояться в жизни сильнее всего

В прошлом сезоне состояние телесетки под 31 декабря определялось засильем картин – в том числе совсем свежих, в том числе откровенно халтурных – на соответствующую тему и с соответствующим антуражем. А нынче всё по-другому.

Раньше всех праздник Нового года начался на Первом канале. Запустили телеверсию «Турецкого гамбита».

Конечно, никто не отменяет традиционную новогоднюю кинопанораму. Вдвойне понятно, почему показывают «Карнавальную ночь» (Первый, суббота) – тут и новогодняя тематика, и 50 лет фильму.

Понятно, почему показывают «Снежную королеву» и «Чародеев», «Золушку», «Морозко» и вечно гениальную «Иронию судьбы». Еще понятнее, почему дают «Шрек-2» и «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра». Миленькие приключения с фишками, репризами и прибамбасами в духе XXI столетия. Постмодернизм на службе масскульта и глобализации. Типично праздничное развлечение.

Однако не эти фильмы определяют общую атмосферу предновогоднего вещания. Бросается в глаза обилие ярких картин, которые впрямую с Новым годом никак не связаны. Более того – они и по колориту принципиально не зимние. Отчасти ТВ берет на вооружение туристическую моду и развлекает аудиторию по принципу «Из зимы в лето».

«Турецкий гамбит» каждый вечер погружает нас в оцифрованное живописное тепло бивуачного ландшафта. Измазанные грязью, сажей, пылью и кровью загорелые физиономии героев чрезвычайно будоражат именно своей незимней раскраской. А заодно летний авантюризм и летняя воинственность, флирт и страсть уводят от темы всеобщего циклического начала (коим является Новый год) к теме личного самоосуществления в экстремальной ситуации, где каждую минуту надо ждать конца всему и всем.

В киноверсии акунинского романа удручала тотальная стереотипность. Ни одного оригинального штриха ни в одной сцене. К телеварианту заведомо предъявляются эстетические требования поскромней – и меньше претензий. Реагируешь не на эстетический уровень, а на содержание, которое объективно приносит с собой такое кино по такой романной серии, претендующей на создание новых массовых мифов о дореволюционной России.

Не по художественному уровню, но по отношению к Новому году с «Гамбитом» рифмуется старый шедевр американского кино «Унесенные ветром» («Культура», пятница).

Через всю визуальную палитру картины проходит лейтмотив горячего красного цвета. А имя героини – Скарлетт, что означает алый. И кульминационные кадры заливает напряженное алое сияние – когда Скарлетт прощается с Реттом Батлером. И земля кажется красной. И любимый цвет платья у героини – алый. И вообще Скарлетт южанка, что принципиально усиливает драматизм ее позиции в эпоху войны Севера и Юга.

Раскаленные страсти в военное и послевоенное время, горение чувств в экстремальной жизни, которая никогда уже не вернется на круги своя, – главные мотивы экранизации романа, который фактически выполняет функцию главного американского мифа.

Таким образом, на текущей неделе встречаются новый российский миф со старым американским. И роднит их отнюдь не понимание основной жизненной ценности. В «Турецком гамбите» этой ценностью оказывается преданность России. В «Унесенных ветром» – преданность своей «американскости», своим частным потребностям. Но оба фильма объединены переживанием любви в ситуации войны, рефлексиями о личном счастье в контексте общественных катаклизмов.

Так образом ТВ и нащупывает подлинный лейтмотив нашего времени: жажда личного счастья, как его ни понимай, при неусыпности забот о выживании и самосохранении. Культ приватности в военизированном мире, полном враждебности по отношению к частному человеку. Показывая эти фильмы, ТВ как бы произносит тост – за любовь при упоении в бою. За то, чтобы счастье личности оставалось высшей ценностью, несмотря на его трудную достижимость посреди общественных бурь.

Третьим, комедийным звеном в означенной цепочке видится нетленный хит Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» («Россия», суббота). Там история преодоления любовной драмы Шурика встроена в историю правления Ивана Грозного.

Как будто личная жизнь современного человека не может прийти к гармонии, пока она не сделала «крюк» во времени и не подпиталась энергетикой у нашей беспокойной истории. Как будто добро не может чувствовать себя в безопасности от современного мелкого злодейства, пока не побудет под защитой у большого демонического зла, свершающего благо, – в данном случае в лице милейшего тирана Ивана Васильевича.

Когда общественная история не бурлит вокруг, жить и добиваться счастья еще труднее. И ТВ напоминает об этом без церемоний.

Напугать и ободрить

Кадр из фильма «Турецкий гамбит»
Кадр из фильма «Турецкий гамбит»
А иначе ради чего за день до 31 декабря дают днем и ночью «Жестокий романс» (НТВ), который известно чем заканчивается, даже если кто-то не помнит «Бесприданницу» Островского?

Чего ради раннее утро начинают с «Безымянной звезды» (Первый, суббота и воскресенье) – печальной истории любовного треугольника красавицы (Анастасия Вертинская), прагматического сильного мужчины (Михаил Козаков) и мечтателя-идеалиста (Игорь Костолевский)?

Несчастливым оказывается финал этой драмы выбора между любовью и престижем, между мучениями от гнетущей провинциальности и мучениями от беззащитности любви.

Полагаю, что «Безымянная звезда» и «Жестокий романс» образуют «объяснительный» пласт всё той же магистральной линии праздника. Это ответ на вопрос – а зачем в Новый год ревностно печься о каком-то личном счастье и любви? Нельзя, что ли, до 14 февраля дотянуть, если уж не до 8 Марта?

А вот нельзя. Потому что в человеческой жизни нет каникул от этой самой жизни. Потому что любовь и личное счастье очень трудно свести воедино и поставить на службу друг другу. И поскольку в Новый год принято загадывать самые важные желания и прицельно думать о будущем, ТВ в канун Нового года напоминает, что бывает в случае антипраздника – чего надо бояться в жизни сильнее всего.

Опять же третьим звеном этого объяснительно-запугивающего пласта становится «Москва слезам не верит» (Первый, воскресенье). Там героиня страдает долго – но под конец спасается. Героиня родилась в мирный период, и нет исторических катаклизмов ей в помощь. Но помогает просто время. На самом деле это фильм о выносливости в ожидании чуда – которое может произойти и не под Новый год, и не под нарядной елкой, а где-нибудь в электричке.

Ну а чтобы вдохновить и активизировать веру в достижимость всего самого замечательного и необходимого – дают древнесоветскую версию шекспировского «Укрощения строптивой» («Культура», среда) и добрый итальянский хит ХХ века «Укрощение строптивого» («Россия», суббота) с Адриано Челентано.

А что уж говорить о цветных миражах махровой жанровой условности в «Есении» («ТВ Центр», суббота) и мистической любовной комедии «Иствикские ведьмы» («Россия», суббота). А что сказать об английской новейшей версии «Казановы» и о ленкомовском спектакле Марка Захарова «Безумный день, или Женитьба Фигаро!» и его же фильме «Формула любви» (все три – по «Культуре»). А тут и «Моя прекрасная леди» (НТВ, воскресенье)! И даже наш старый «Цирк» («Культура», воскресенье)! И даже новейший «Фанфан-тюльпан» («ТВ Центр», воскресенье)!

Одним словом, телесетка сложила свою «песню о главном». И ради этого главного не жаждет надолго отвлекаться на всякие праздничные телехлопоты.

Период собственно новогоднего эфира предельно сокращен – он ограничивается новогодним вечером и ночью. И ждать от них практически нечего. Кроме проекта НТВ «Новый год в стиле АBBА» ничто не вызывает энтузиазма.

Весьма любопытно, как будут звучать песни АBBА на русском языке – просто подарок лингвистам и филологам с крепкими нервами. В остальном имперсональная душа ТВ сполна самовыразилась и помимо дежурных «Звезд на льду», «Танцев на льду», «Голубых огоньков» и бенефиса Максима Галкина.

..............