Взгляд
27 января, четверг  |  Последнее обновление — 11:57  |  vz.ru
Разделы

«Омикрон» – это детская версия ковида

Алексей Федоров
Алексей Федоров, кардиохирург
Деликатный вопрос детской вакцинации: стал бы я теперь вакцинировать детей от ковида? Посмотрев, как болел сын – скорее, нет. Посмотрев, как болела дочь – скорее, да. Подробности...

Как Красная армия освободила Освенцим

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
27 января 1945 года РККА освободила большой комплекс нацистских лагерей в Освенциме. Обреченные на уничтожение в лагерях смерти получили шанс на жизнь. Подробности...

США устроили панику накануне отступления в Европе

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Вероятное отступление американцев со своих стратегических позиций в Восточной Европе не может выглядеть просто как проявление здравого смысла. Это может быть только «решительное отступление» во имя выживания украинского народа и предотвращения якобы большой войны. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

Аэромобиль AirCar получил разрешение на полеты в Евросоюзе

Словацкая компания Klein Vision завершила сертификацию в ЕС летной годности своего первого аэромобиля AirCar и может приступать к массовому производству новинки. Особенностью автомобиля являются складывающиеся крылья, которые позволяют ему передвигаться не только по дорогам, но и по воздуху
Подробности...

Британия с помощью авиации завозит тонны оружия на Украину

Накануне на Украину прибыла очередная партия международной технической помощи от Великобритании. В этот раз ВС Украины были предоставлены новые легкие противотанковые средства. Стороны указывают на исключительно оборонительное предназначение оружия
Подробности...

Обвиняемый в терроризме Порошенко вернулся в Киев

Экс-президент Украины Петр Порошенко вернулся в Киев из-за границы. Ожидалось, что бывший глава государства, которого подозревают в госизмене, будет арестован прямо в аэропорту. Но Порошенко прошел через погранкордоны, хотя и не без инцидентов
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Расстрелявший сослуживцев на «Южмаше» украинский солдат задержан

    Главная тема


    Военную помощь Донбассу сдерживает «Минск»

    гарантии безопасности


    В Совфеде объяснили, почему США не хотят афишировать ответ на предложения России

    «маразм и паранойя»


    Медведев сказал, кому выгодна конфронтация между Россией и США

    американская поддержка


    Составлен список самых больших радетелей за Украину в Конгрессе США

    Видео

    британская теория


    Лондон предложил на роль диктатора Украины негодного кандидата

    «Украине нет места в НАТО»


    Определен главный русофил среди президентов Евросоюза

    битва при Прейсиш-Эйлау


    Как русские генералы нашли секрет победы над Наполеоном

    срочная эвакуация


    Зачем американцы срочно бегут из Киева

    цены на газ


    Украина лжет Германии насчет «Северного потока – 2»

    массовое отключение


    Владимир Прохватилов: От блэкаутов Центральную Азию может спасти только Россия

    Онлайн-челлендж


    Александр Малькевич: Ради хайпа и лайка толкают на смерть

    решительное отступление


    Тимофей Бордачёв: США устроили панику накануне отступления в Европе

    на ваш взгляд


    Как вы относитесь к идее поставок российских вооружений в ЛНР и ДНР для повышения их обороноспособности?

    Новая песня о главном

    Телевидение одержимо праздником
       30 декабря 2006, 09:27
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Екатерина Сальникова

    Период предвкушения главного праздника на сей раз был отработан телевидением довольно слабо. В предновогодний месяц и даже полмесяца в телесетке не появлялось ничего «такого», что подчеркнуло бы близость 31 декабря. Зато на последней неделе перед Новым годом телевидение буквально прорвало. И теперь оно одержимо праздником.

    Это не выглядело бы столь вопиюще, если бы не специфическая концепция новогоднего вещания. Тихо и ненавязчиво наше ТВ пересмотрело свое понимание «новогодности». Годится для праздничного вещания совсем не всё, что про зиму и про Новый год.

    Из зимы – в лето и войну

    ТВ в канун Нового года напоминает, что бывает в случае антипраздника – чего надо бояться в жизни сильнее всего

    В прошлом сезоне состояние телесетки под 31 декабря определялось засильем картин – в том числе совсем свежих, в том числе откровенно халтурных – на соответствующую тему и с соответствующим антуражем. А нынче всё по-другому.

    Раньше всех праздник Нового года начался на Первом канале. Запустили телеверсию «Турецкого гамбита».

    Конечно, никто не отменяет традиционную новогоднюю кинопанораму. Вдвойне понятно, почему показывают «Карнавальную ночь» (Первый, суббота) – тут и новогодняя тематика, и 50 лет фильму.

    Понятно, почему показывают «Снежную королеву» и «Чародеев», «Золушку», «Морозко» и вечно гениальную «Иронию судьбы». Еще понятнее, почему дают «Шрек-2» и «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра». Миленькие приключения с фишками, репризами и прибамбасами в духе XXI столетия. Постмодернизм на службе масскульта и глобализации. Типично праздничное развлечение.

    Однако не эти фильмы определяют общую атмосферу предновогоднего вещания. Бросается в глаза обилие ярких картин, которые впрямую с Новым годом никак не связаны. Более того – они и по колориту принципиально не зимние. Отчасти ТВ берет на вооружение туристическую моду и развлекает аудиторию по принципу «Из зимы в лето».

    «Турецкий гамбит» каждый вечер погружает нас в оцифрованное живописное тепло бивуачного ландшафта. Измазанные грязью, сажей, пылью и кровью загорелые физиономии героев чрезвычайно будоражат именно своей незимней раскраской. А заодно летний авантюризм и летняя воинственность, флирт и страсть уводят от темы всеобщего циклического начала (коим является Новый год) к теме личного самоосуществления в экстремальной ситуации, где каждую минуту надо ждать конца всему и всем.

    В киноверсии акунинского романа удручала тотальная стереотипность. Ни одного оригинального штриха ни в одной сцене. К телеварианту заведомо предъявляются эстетические требования поскромней – и меньше претензий. Реагируешь не на эстетический уровень, а на содержание, которое объективно приносит с собой такое кино по такой романной серии, претендующей на создание новых массовых мифов о дореволюционной России.

    Не по художественному уровню, но по отношению к Новому году с «Гамбитом» рифмуется старый шедевр американского кино «Унесенные ветром» («Культура», пятница).

    Через всю визуальную палитру картины проходит лейтмотив горячего красного цвета. А имя героини – Скарлетт, что означает алый. И кульминационные кадры заливает напряженное алое сияние – когда Скарлетт прощается с Реттом Батлером. И земля кажется красной. И любимый цвет платья у героини – алый. И вообще Скарлетт южанка, что принципиально усиливает драматизм ее позиции в эпоху войны Севера и Юга.

    Раскаленные страсти в военное и послевоенное время, горение чувств в экстремальной жизни, которая никогда уже не вернется на круги своя, – главные мотивы экранизации романа, который фактически выполняет функцию главного американского мифа.

    Таким образом, на текущей неделе встречаются новый российский миф со старым американским. И роднит их отнюдь не понимание основной жизненной ценности. В «Турецком гамбите» этой ценностью оказывается преданность России. В «Унесенных ветром» – преданность своей «американскости», своим частным потребностям. Но оба фильма объединены переживанием любви в ситуации войны, рефлексиями о личном счастье в контексте общественных катаклизмов.

    Так образом ТВ и нащупывает подлинный лейтмотив нашего времени: жажда личного счастья, как его ни понимай, при неусыпности забот о выживании и самосохранении. Культ приватности в военизированном мире, полном враждебности по отношению к частному человеку. Показывая эти фильмы, ТВ как бы произносит тост – за любовь при упоении в бою. За то, чтобы счастье личности оставалось высшей ценностью, несмотря на его трудную достижимость посреди общественных бурь.

    Третьим, комедийным звеном в означенной цепочке видится нетленный хит Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» («Россия», суббота). Там история преодоления любовной драмы Шурика встроена в историю правления Ивана Грозного.

    Как будто личная жизнь современного человека не может прийти к гармонии, пока она не сделала «крюк» во времени и не подпиталась энергетикой у нашей беспокойной истории. Как будто добро не может чувствовать себя в безопасности от современного мелкого злодейства, пока не побудет под защитой у большого демонического зла, свершающего благо, – в данном случае в лице милейшего тирана Ивана Васильевича.

    Когда общественная история не бурлит вокруг, жить и добиваться счастья еще труднее. И ТВ напоминает об этом без церемоний.

    Напугать и ободрить

    Кадр из фильма «Турецкий гамбит»
    Кадр из фильма «Турецкий гамбит»
    А иначе ради чего за день до 31 декабря дают днем и ночью «Жестокий романс» (НТВ), который известно чем заканчивается, даже если кто-то не помнит «Бесприданницу» Островского?

    Чего ради раннее утро начинают с «Безымянной звезды» (Первый, суббота и воскресенье) – печальной истории любовного треугольника красавицы (Анастасия Вертинская), прагматического сильного мужчины (Михаил Козаков) и мечтателя-идеалиста (Игорь Костолевский)?

    Несчастливым оказывается финал этой драмы выбора между любовью и престижем, между мучениями от гнетущей провинциальности и мучениями от беззащитности любви.

    Полагаю, что «Безымянная звезда» и «Жестокий романс» образуют «объяснительный» пласт всё той же магистральной линии праздника. Это ответ на вопрос – а зачем в Новый год ревностно печься о каком-то личном счастье и любви? Нельзя, что ли, до 14 февраля дотянуть, если уж не до 8 Марта?

    А вот нельзя. Потому что в человеческой жизни нет каникул от этой самой жизни. Потому что любовь и личное счастье очень трудно свести воедино и поставить на службу друг другу. И поскольку в Новый год принято загадывать самые важные желания и прицельно думать о будущем, ТВ в канун Нового года напоминает, что бывает в случае антипраздника – чего надо бояться в жизни сильнее всего.

    Опять же третьим звеном этого объяснительно-запугивающего пласта становится «Москва слезам не верит» (Первый, воскресенье). Там героиня страдает долго – но под конец спасается. Героиня родилась в мирный период, и нет исторических катаклизмов ей в помощь. Но помогает просто время. На самом деле это фильм о выносливости в ожидании чуда – которое может произойти и не под Новый год, и не под нарядной елкой, а где-нибудь в электричке.

    Ну а чтобы вдохновить и активизировать веру в достижимость всего самого замечательного и необходимого – дают древнесоветскую версию шекспировского «Укрощения строптивой» («Культура», среда) и добрый итальянский хит ХХ века «Укрощение строптивого» («Россия», суббота) с Адриано Челентано.

    А что уж говорить о цветных миражах махровой жанровой условности в «Есении» («ТВ Центр», суббота) и мистической любовной комедии «Иствикские ведьмы» («Россия», суббота). А что сказать об английской новейшей версии «Казановы» и о ленкомовском спектакле Марка Захарова «Безумный день, или Женитьба Фигаро!» и его же фильме «Формула любви» (все три – по «Культуре»). А тут и «Моя прекрасная леди» (НТВ, воскресенье)! И даже наш старый «Цирк» («Культура», воскресенье)! И даже новейший «Фанфан-тюльпан» («ТВ Центр», воскресенье)!

    Одним словом, телесетка сложила свою «песню о главном». И ради этого главного не жаждет надолго отвлекаться на всякие праздничные телехлопоты.

    Период собственно новогоднего эфира предельно сокращен – он ограничивается новогодним вечером и ночью. И ждать от них практически нечего. Кроме проекта НТВ «Новый год в стиле АBBА» ничто не вызывает энтузиазма.

    Весьма любопытно, как будут звучать песни АBBА на русском языке – просто подарок лингвистам и филологам с крепкими нервами. В остальном имперсональная душа ТВ сполна самовыразилась и помимо дежурных «Звезд на льду», «Танцев на льду», «Голубых огоньков» и бенефиса Максима Галкина.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •