Взгляд
16 января, суббота  |  Последнее обновление — 19:53  |  vz.ru
Разделы

Вакцина стала важным инструментом геополитики

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Карты, отражающие обеспеченность стран той или иной вакциной от коронавируса – своего рода новое условное деление государств на те, «которые могут» и «которые не способны». Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Мы знаем о Казахстане далеко не всё

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Пока большинство эмоциональных всплесков у наших казахстанских друзей было связано с Китаем. Пекин в Казахстане постоянно подозревают в скрытых поползновениях на казахстанские территории. Однако в этот раз основное внимание было привлечено к территориальным отношениям с Россией. Подробности...
Обсуждение: 45 комментариев

Когда рухнет Америка

Дмитрий Юрьев
Дмитрий Юрьев, политолог
Нас ждут времена не просто тяжелые, а небывало тяжелые. Утратившая самоконтроль, деградирующая, наглая, внутренне единая новая Америка стоит у нашего порога как стадо восставших зомби. Подробности...
Обсуждение: 102 комментария

Умер создатель «Ералаша» Борис Грачевский

Художественный руководитель детского юмористического киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский, с конца прошлого года боровшийся с COVID-19, умер на 72-м году жизни. Коллеги отмечают, что с его смертью ушла целая эпоха и высказывают надежды на сохранение «Ералаша»
Подробности...

Капитолий превратился в казарму Нацгвардии США

Палата представителей США рассматривает вопрос об импичменте президенту Дональду Трампу. А в это время коридоры Капитолия заполнили бойцы Национальной гвардии. Однако обстановка спокойная и сотни мужчин в камуфляже и с огнестрельным оружием разлеглись на полу, занимаясь своими делами. Многие спят
Подробности...

Сторонники Трампа разгромили Капитолий

Многочисленные сторонники президента США Дональда Трампа взяли в среду штурмом Капитолий и устроили в нем погром. Стражи правопорядка с трудом вытеснили активистов за пределы парламента. В результате столкновений есть погибшие и раненые. Для многих наблюдателей эти события стали предвестником гражданской войны
Подробности...
17:52
собственная новость

Девять школ искусств Якутии оснастят в 2021 году в рамках нацпроекта «Культура»

Более 47,8 млн рублей получат девять районных детских школ искусств Якутии на оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» в 2021 году, сообщила пресс-служба Минкультуры Якутии.
Подробности...
11:55

В Якутии по нацпроекту решили открыть девять модельных библиотек

В Якутии выбрали девять библиотек, которые в этому году приобретут статус модельных по национальному проекту «Культура».
Подробности...
17:54

В шести горных селах Дагестана отремонтировали дома культуры

Дома культуры в шести горных селах Дагестана капитально отремонтировали в 2020 году по нацпроекту «Культура». Два из них уже открылись после капремонта, остальные планируется открыть до конца декабря, сообщила врио министра культуры Дагестана Зарема Бутаева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: Швейцарская компания отказалась страховать «Северный поток – 2» из-за санкций США

    Главная тема


    Пользователи WhatsApp отстояли интимность своей переписки

    «провинция Европы»


    Пушков высмеял попытки Киева выставить Сергея Королева украинцем

    методы обороны


    Назван способ уничтожения авианосца ВМС США у берегов России

    «крайне опасны»


    В РПЦ призвали отказаться в этом году от крещенских купаний

    Видео

    бытовой запрет


    Украина вводит наказание за русский язык

    Гайдаровский форум


    Чубайс выступил за современную концепцию либерального развития

    борьба за власть


    Эксперт сказал, к чему приведет попытка объявить импичмент Трампу

    цепь революций


    «Арабская весна» рискует повториться из-за русского хлеба

    референдум-провокация


    Идея воссоединиться с Россией вызвала политическую бурю в Эстонии

    казахстанские друзья


    Тимофей Бордачёв: Мы знаем о Казахстане далеко не всё

    тяжелые времена


    Дмитрий Юрьев: Когда рухнет Америка

    германские марксисты


    Тимур Шерзад: Как Германия превратилась в арену уличной войны

    на ваш взгляд


    Когда вы убираете из квартиры новогоднюю елку?

    Реквием по мечте

    Сцена из спектакля «Фауст в кубе» - совместного проекта Русского инженерного театра АХЕ и мексиканского фестиваля    12 декабря 2006, 08:36
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Алиса Никольская

    В число особенно популярных театрально-постановочных сюжетов история доктора Фауста никогда не входила. Слишком много затрат она требует: тут и работа с текстом нужна, ибо что поэма Гете, что пьеса Кристофера Марло, что другие сочинения тяжеловесны и нуждаются в адаптации. И фантазия незаурядная нужна, и артисты, скажем так, не последние. А главное – акцентировка. Разобраться в многочисленных линиях легенды о человеке, ставшем для потомков символом миропознания, берутся немногие.

    Из последних московских примеров приходит на ум только ныне идущий спектакль Юрия Любимова на Таганке. Оперному варианту на постановки везет больше: считается, что музыку трактовать и исполнять легче. А в драме данный сюжет воскресает редко. Поэтому, когда нынешней осенью на нескольких фестивалях подряд появилось название «Фауст», это незамедлительно привлекло внимание.

    Мне скучно, бес…

    Актеры вильнюсского театра Meno Fortas Елжбиета Латенайте в роли Маргариты и Владас Багдонас в роли Фауста в спектакле Эймунтаса Някрошюса «Фауст» на сцене «Новой оперы»
    Актеры вильнюсского театра Meno Fortas Елжбиета Латенайте в роли Маргариты и Владас Багдонас в роли Фауста в спектакле Эймунтаса Някрошюса «Фауст» на сцене "Новой оперы"

    Кажется, что сюжет «Фауста» создан для Эймунтаса Някрошюса. Его излюбленная тема, проходящая через каждый спектакль, – тема рока, судьбы, прямых взаимоотношений человека с высшими силами. И хотя «Фауст», сделанный Някрошюсом в своем театре Meno Fortas и показанный сначала в Петербурге на «Балтийском доме», потом в Москве на фестивале «Сезон Станиславского», временами озадачивает, в итоге соглашаешься с предложенной режиссером системой координат.

    Поначалу возникает ощущение, что никаких высших сил в спектакле нет. Вернее, в них отсутствует внушающее дрожь величие. Есть некая компания работяг, с усердием Самсона крутящих огромный деревянный ворот и методично стреляющих по притягательно красным мишеням. Для них существование Фауста не больно интересно – в управлении миром столько дел, что не до конкретики. Да и Фауст (Владас Багдонас), крепкий мужчина с седой бородой и упрямым взглядом, не выглядит потерявшим смысл земного бытия. Он движется по жизни, словно танк, и смутить или искусить его практически невозможно. И с пришедшей извне компанией бесов и духов Фауст управляется лихо, даже грубо, утверждая собственное первенство. Поэтому и история, рассказываемая о нем Някрошюсом, до поры до времени кажется несколько однообразной.

    Ситуация кардинально меняется, когда в действие врывается Маргарита (Элжбиета Латенайте). Молодая, свежая, озорная девушка с лукавыми глазами чарует и одновременно чуть-чуть стесняется своей природы. Она кружит вокруг Фауста, разом превратившегося в сомнамбулу – сюда подойдут слова «парализовало от любви». В этой хрупкой женщине – огромная сила: она бесстрашно идет навстречу смертельным испытаниям, отдается своей участи с раскрытыми глазами. Даже когда ее принесут на пиршественный стол к духам, она не дрогнет. И в этой разнице поведения мужчины и женщины перед лицом любви – смысловая квинтэссенция спектакля. Ибо рок здесь – это любовь. И именно в том, как человек принимает это испытание, состоит главный выбор, за который придется отвечать перед лицом небесной канцелярии.

    Что делать, Фауст…

    Сцена из спектакля
    Сцена из спектакля «Фауст в кубе»

    Фантазеры из Русского инженерного театра «АХЕ» тоже не смогли пройти мимо мифа о докторе Фаусте, как нельзя лучше подходящего под то, что они творят на подмостках. На недавно завершившемся фестивале NET (Новый европейский театр) они показали целых две версии истории Фауста. И в обеих пошли немного дальше себя привычных. Поэтому особенно интересно было смотреть эти спектакли встык, один за другим.

    Как известно, АХЕ любят экспериментировать с пространством, но все же их спектакли обычно камерные. Иначе нельзя: пространство ткется художниками на зрительских глазах, и в огромном зале можно пропустить что-нибудь важное. А «Фауст в кубе», сделанный совместно с актерами мексиканского театра Linea de Sombra, предназначен как раз для традиционной театральной площадки. Что потребовало несколько иных выразительных средств. В итоге «Фауст» получился эдакой размашистой пантомимой, не всегда напряженно-увлекательной, но трогательной, эмоциональной и наделенной классическим «ахешным» обаянием.

    В истории доктора Фауста, при всей ее кажущейся узконаправленности, можно выбирать из множества разных линий. «Фауст в кубе» сделан о приведшей к трагедии связи Фауста с Маргаритой. Спектакль начинается с их танца, в процессе которого девушка в белом словно ломается в руках партнера, оседает и слабеет. На листе договора, который предлагают доктору Мефистофели (их несколько), неожиданно высвечивается лицо Маргариты. Она сама, пытаясь убежать от судьбы, почти вступает в бой с предвестниками зла, но этот поступок ни к чему не приводит. А в финале она, облаченная в неудобное, сковывающее движения белое одеяние, делающее ее похожей на статую, вдруг начинает говорить. Говорить заглушенно, не в пространство, но в бокал с вином, которое выплескивается прямо на нее. Словно последние капельки крови, капельки жизни, дыхания уходят из нее вместе с этими словами.

    Вторая серия фаустианы, «Фауст в кубе. 2360 слов», больше похожа на традиционные спектакли АХЕ. За одним важным исключением: здесь наряду с богатым изобразительным рядом используются слова. Конечно, текст, произносимый диджеем Андреем Сизинцевым, крошечным бритоголовым человеком в черном бархатном одеянии, далек от гетевского сочинения. «Музыка ушла – я родился», – начинает он странное повествование о бытии и небытии доктора Фауста. И пространство оживает: огонь и вода, снег и музыка, зеркала и бумага соединяются во взрывоопасные дуэты, очаровывающие тем сильнее, что лишены загадки своего появления. В этой истории почти не будет места как Маргарите, так и другим женщинам.

    Ибо окажется она о взаимоотношениях темного и светлого, вернее, о том, насколько краток миг наслаждения, – но при этом как важно испытать как можно больше. Ибо если ты прожил полнокровную жизнь, то, даже услышав: «Ты осужден и навеки проклят», не придешь в ужас.

    История доктора Фауста – это, конечно, сказка. Сказка для взрослых. Обладающая сокрушительной силой убеждения. Из года в год мы следим за раз и навсегда выстроенным сюжетом со священным трепетом узнавания. Ибо «Фауст» при всей кажущейся нравоучительной занудности – обо всех нас. О познании, удовольствиях, проблеме выбора и всепоглощающей любви. Словом, обо всем, что составляет нашу жизнь. Вне зависимости от того, кому принадлежит наша душа. Главное – не усомниться в ее наличии.


     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •