7 декабря, суббота  |  Последнее обновление — 20:28  |  vz.ru
Разделы

Зеленский везет в Париж свою формулу

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга
Задача Зеленского – достичь прекращения активных боевых действий (развод войск, обмен пленными, частичное восстановление экономических связей), но не допустить выполнения Минских соглашений и прекращения западных санкций против России. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Христианская риторика мажора Жукова выглядит грубой подделкой

Максим Соколов, публицист
Потрясаться словом Е. С. Жукова можно разве что при полном незнанье своей страны. Когда холодную, искусственную риторику нам объявляют словом, исполненным искренней сердечной боли, немудрено, что против подмены восстают и самые деликатные люди. Подробности...
Обсуждение: 81 комментарий

Пусть всю оставшуюся жизнь ходят и оглядываются

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Россия никак не сможет изменить то, что Запад навесит на нее очередное обвинение, даже если оно совершенно огульно. Но один плюс во всем этом есть безусловно – укрепление за Россией той самой репутации государства, которое охотится на террористов, игнорируя границы, писаные правила и проходящие годы. Подробности...
Обсуждение: 30 комментариев

    Меланья Трамп показала рождественский интерьер Белого дома

    Первая леди США Меланья Трамп показала, как украсила к Рождеству и Новому году свою резиденцию. «Дух Америки сияет в Белом доме», – написала Меланья в своем Twitter. Длина всех гирлянд, развешанных по дому, превысила 240 метров
    Подробности...

    Россия построила свою часть автомобильного моста в Китай

    На Дальнем Востоке построили первый в России трансграничный мост – он соединил Благовещенск с китайским Хэйхэ. Подготовка к строительству шла почти 20 лет, стартовало оно в 2016 году. Тогда стоимость проекта оценивали в 19 млрд рублей
    Подробности...

    Путин открыл скоростную трассу Москва – Петербург

    Путин открыл движение по новой скоростной трассе М-11, соединившей Москву и Петербург. Максимальная скорость движения по трассе сейчас – 110 км/ч. В будущем скорость повысится на 20 км. Это первая автодорога, объединяющая две столицы, построенная в новейшей истории России
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Нафтогаз назвал условие прихода к «нулевому варианту» с Газпромом
         |  vz.ru

        Читайте также

        Реквием по мечте

        В Москве сошлись несколько «Фаустов». Режиссеры задумались о цене человеческой души
        Сцена из спектакля «Фауст в кубе» - совместного проекта Русского инженерного театра АХЕ и мексиканского фестиваля "Сервантино"    12 декабря 2006, 08:36
        Фото: ИТАР-ТАСС
        Текст: Алиса Никольская

        В число особенно популярных театрально-постановочных сюжетов история доктора Фауста никогда не входила. Слишком много затрат она требует: тут и работа с текстом нужна, ибо что поэма Гете, что пьеса Кристофера Марло, что другие сочинения тяжеловесны и нуждаются в адаптации. И фантазия незаурядная нужна, и артисты, скажем так, не последние. А главное – акцентировка. Разобраться в многочисленных линиях легенды о человеке, ставшем для потомков символом миропознания, берутся немногие.

        Из последних московских примеров приходит на ум только ныне идущий спектакль Юрия Любимова на Таганке. Оперному варианту на постановки везет больше: считается, что музыку трактовать и исполнять легче. А в драме данный сюжет воскресает редко. Поэтому, когда нынешней осенью на нескольких фестивалях подряд появилось название «Фауст», это незамедлительно привлекло внимание.

        Мне скучно, бес…

        Актеры вильнюсского театра Meno Fortas Елжбиета Латенайте в роли Маргариты и Владас Багдонас в роли Фауста в спектакле Эймунтаса Някрошюса «Фауст» на сцене «Новой оперы»
        Актеры вильнюсского театра Meno Fortas Елжбиета Латенайте в роли Маргариты и Владас Багдонас в роли Фауста в спектакле Эймунтаса Някрошюса «Фауст» на сцене "Новой оперы"

        Кажется, что сюжет «Фауста» создан для Эймунтаса Някрошюса. Его излюбленная тема, проходящая через каждый спектакль, – тема рока, судьбы, прямых взаимоотношений человека с высшими силами. И хотя «Фауст», сделанный Някрошюсом в своем театре Meno Fortas и показанный сначала в Петербурге на «Балтийском доме», потом в Москве на фестивале «Сезон Станиславского», временами озадачивает, в итоге соглашаешься с предложенной режиссером системой координат.

        Поначалу возникает ощущение, что никаких высших сил в спектакле нет. Вернее, в них отсутствует внушающее дрожь величие. Есть некая компания работяг, с усердием Самсона крутящих огромный деревянный ворот и методично стреляющих по притягательно красным мишеням. Для них существование Фауста не больно интересно – в управлении миром столько дел, что не до конкретики. Да и Фауст (Владас Багдонас), крепкий мужчина с седой бородой и упрямым взглядом, не выглядит потерявшим смысл земного бытия. Он движется по жизни, словно танк, и смутить или искусить его практически невозможно. И с пришедшей извне компанией бесов и духов Фауст управляется лихо, даже грубо, утверждая собственное первенство. Поэтому и история, рассказываемая о нем Някрошюсом, до поры до времени кажется несколько однообразной.

        Ситуация кардинально меняется, когда в действие врывается Маргарита (Элжбиета Латенайте). Молодая, свежая, озорная девушка с лукавыми глазами чарует и одновременно чуть-чуть стесняется своей природы. Она кружит вокруг Фауста, разом превратившегося в сомнамбулу – сюда подойдут слова «парализовало от любви». В этой хрупкой женщине – огромная сила: она бесстрашно идет навстречу смертельным испытаниям, отдается своей участи с раскрытыми глазами. Даже когда ее принесут на пиршественный стол к духам, она не дрогнет. И в этой разнице поведения мужчины и женщины перед лицом любви – смысловая квинтэссенция спектакля. Ибо рок здесь – это любовь. И именно в том, как человек принимает это испытание, состоит главный выбор, за который придется отвечать перед лицом небесной канцелярии.

        Что делать, Фауст…

        Сцена из спектакля
        Сцена из спектакля «Фауст в кубе»

        Фантазеры из Русского инженерного театра «АХЕ» тоже не смогли пройти мимо мифа о докторе Фаусте, как нельзя лучше подходящего под то, что они творят на подмостках. На недавно завершившемся фестивале NET (Новый европейский театр) они показали целых две версии истории Фауста. И в обеих пошли немного дальше себя привычных. Поэтому особенно интересно было смотреть эти спектакли встык, один за другим.

        Как известно, АХЕ любят экспериментировать с пространством, но все же их спектакли обычно камерные. Иначе нельзя: пространство ткется художниками на зрительских глазах, и в огромном зале можно пропустить что-нибудь важное. А «Фауст в кубе», сделанный совместно с актерами мексиканского театра Linea de Sombra, предназначен как раз для традиционной театральной площадки. Что потребовало несколько иных выразительных средств. В итоге «Фауст» получился эдакой размашистой пантомимой, не всегда напряженно-увлекательной, но трогательной, эмоциональной и наделенной классическим «ахешным» обаянием.

        В истории доктора Фауста, при всей ее кажущейся узконаправленности, можно выбирать из множества разных линий. «Фауст в кубе» сделан о приведшей к трагедии связи Фауста с Маргаритой. Спектакль начинается с их танца, в процессе которого девушка в белом словно ломается в руках партнера, оседает и слабеет. На листе договора, который предлагают доктору Мефистофели (их несколько), неожиданно высвечивается лицо Маргариты. Она сама, пытаясь убежать от судьбы, почти вступает в бой с предвестниками зла, но этот поступок ни к чему не приводит. А в финале она, облаченная в неудобное, сковывающее движения белое одеяние, делающее ее похожей на статую, вдруг начинает говорить. Говорить заглушенно, не в пространство, но в бокал с вином, которое выплескивается прямо на нее. Словно последние капельки крови, капельки жизни, дыхания уходят из нее вместе с этими словами.

        Вторая серия фаустианы, «Фауст в кубе. 2360 слов», больше похожа на традиционные спектакли АХЕ. За одним важным исключением: здесь наряду с богатым изобразительным рядом используются слова. Конечно, текст, произносимый диджеем Андреем Сизинцевым, крошечным бритоголовым человеком в черном бархатном одеянии, далек от гетевского сочинения. «Музыка ушла – я родился», – начинает он странное повествование о бытии и небытии доктора Фауста. И пространство оживает: огонь и вода, снег и музыка, зеркала и бумага соединяются во взрывоопасные дуэты, очаровывающие тем сильнее, что лишены загадки своего появления. В этой истории почти не будет места как Маргарите, так и другим женщинам.

        Ибо окажется она о взаимоотношениях темного и светлого, вернее, о том, насколько краток миг наслаждения, – но при этом как важно испытать как можно больше. Ибо если ты прожил полнокровную жизнь, то, даже услышав: «Ты осужден и навеки проклят», не придешь в ужас.

        История доктора Фауста – это, конечно, сказка. Сказка для взрослых. Обладающая сокрушительной силой убеждения. Из года в год мы следим за раз и навсегда выстроенным сюжетом со священным трепетом узнавания. Ибо «Фауст» при всей кажущейся нравоучительной занудности – обо всех нас. О познании, удовольствиях, проблеме выбора и всепоглощающей любви. Словом, обо всем, что составляет нашу жизнь. Вне зависимости от того, кому принадлежит наша душа. Главное – не усомниться в ее наличии.


        ← На главную страницу Письмо в редакцию Подписка на новости
         
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............