Взгляд
8 февраля, среда  |  Последнее обновление — 01:34  |  vz.ru
Разделы

Для украинских политиков Бога нет

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Почему люди не переходят в ПЦУ? Они пытаются объяснить происходящее в понятных им категориях. Ищут политические симпатии к России или чемоданы денег из Москвы. Но объяснение лежит на поверхности. Подробности...
Обсуждение: 30 комментариев

Рыцарственный Путин и брехливый Нафталий

Максим Соколов
Максим Соколов, публицист
Так ли все было, как рассказывает бывший израильский премьер, или не совсем так – нам знать не дано. Но нам дано знать другое: строгая конфиденциальность есть вообще краеугольный камень дипломатии. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Родина – место, где ты нужен, даже когда не нужен самому себе

Марина Хакимова-Гатцемайер
Марина Хакимова-Гатцемайер, журналист
Простые люди во всем мире – на нашей стороне. «На стороне России» – как говорили мне турки и греки в Германии, как пишут китайские пользователи в своих соцсетях. Как признавались арабы в Египте, и мне казалось, что моя Родина сейчас – это передовая для миллиардов простых людей во всем мире. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Иран показал уникальную подземную авиабазу

Иран впервые продемонстрировал кадры со своей подземной базы «Орел 44», на которой хранятся истребители с крылатыми ракетами большой дальности и беспилотники. Местонахождение объекта не раскрывается, однако в Тегеране утверждают, что располагают несколькими такими объектами в разных уголках страны
Подробности...

Мощное землетрясение в Турции и Сирии унесло сотни жизней

В Турции произошло мощное землетрясение, толчки от которого ощущались также в Сирии, Ливане, Иордании и Израиле. Зарегистрирована магнитуда 7,4. Землетрясение привело к большим разрушениям и унесло сотни человеческих жизней. Россия уже предложила помощь в ликвидации последствий бедствия
Подробности...

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве. Памятная дата отмечается не только в России, но и за ее пределами. Основные торжества прошли в Волгограде, где состоялся военный парад и другие торжественные мероприятия. Сталинградская битва была одной из крупнейших в истории человечества
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Вучич предрек переход конфликта на Украине в неконтролируемую стадию

    Главная тема


    Россия изменит подход к космической разведке

    ледяная корка


    Морозы сорвали контратаки ВСУ под Сватово

    «забитые морги»


    Западные СМИ рассказали о тяжелых потерях украинских войск

    научный эксперимент


    Китайский ученый рассказал о судьбе первых в мире генетически модифицированных детей

    Видео

    пример для подражания


    Украина решила уподобиться азиатской стране

    шокирующий прогноз


    Запад признал скорую кончину доллара

    деоккупация ДНР


    Украина лишается «третьего столпа» обороны в Донбассе

    «Сан-Ремо»


    Зеленского изгнали с конкурса итальянской песни

    военная помощь


    Шольц предвидит поражение Украины

    на стороне России


    Марина Хакимова-Гатцемайер: Родина – место, где ты нужен, даже когда не нужен самому себе

    исторический фактор


    Олег Хавич: Поляки мечтают о Переяславской раде наоборот

    государственное предательство


    Антон Беликов: Где готовили этот креативный класс

    на ваш взгляд


    Как часто вы используете ненормативную лексику в разговоре?

    Реквием по мечте

    Сцена из спектакля «Фауст в кубе» - совместного проекта Русского инженерного театра АХЕ и мексиканского фестиваля
       12 декабря 2006, 08:36
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Алиса Никольская

    В число особенно популярных театрально-постановочных сюжетов история доктора Фауста никогда не входила. Слишком много затрат она требует: тут и работа с текстом нужна, ибо что поэма Гете, что пьеса Кристофера Марло, что другие сочинения тяжеловесны и нуждаются в адаптации. И фантазия незаурядная нужна, и артисты, скажем так, не последние. А главное – акцентировка. Разобраться в многочисленных линиях легенды о человеке, ставшем для потомков символом миропознания, берутся немногие.

    Из последних московских примеров приходит на ум только ныне идущий спектакль Юрия Любимова на Таганке. Оперному варианту на постановки везет больше: считается, что музыку трактовать и исполнять легче. А в драме данный сюжет воскресает редко. Поэтому, когда нынешней осенью на нескольких фестивалях подряд появилось название «Фауст», это незамедлительно привлекло внимание.

    Мне скучно, бес…

    Актеры вильнюсского театра Meno Fortas Елжбиета Латенайте в роли Маргариты и Владас Багдонас в роли Фауста в спектакле Эймунтаса Някрошюса «Фауст» на сцене «Новой оперы»
    Актеры вильнюсского театра Meno Fortas Елжбиета Латенайте в роли Маргариты и Владас Багдонас в роли Фауста в спектакле Эймунтаса Някрошюса «Фауст» на сцене "Новой оперы"

    Кажется, что сюжет «Фауста» создан для Эймунтаса Някрошюса. Его излюбленная тема, проходящая через каждый спектакль, – тема рока, судьбы, прямых взаимоотношений человека с высшими силами. И хотя «Фауст», сделанный Някрошюсом в своем театре Meno Fortas и показанный сначала в Петербурге на «Балтийском доме», потом в Москве на фестивале «Сезон Станиславского», временами озадачивает, в итоге соглашаешься с предложенной режиссером системой координат.

    Поначалу возникает ощущение, что никаких высших сил в спектакле нет. Вернее, в них отсутствует внушающее дрожь величие. Есть некая компания работяг, с усердием Самсона крутящих огромный деревянный ворот и методично стреляющих по притягательно красным мишеням. Для них существование Фауста не больно интересно – в управлении миром столько дел, что не до конкретики. Да и Фауст (Владас Багдонас), крепкий мужчина с седой бородой и упрямым взглядом, не выглядит потерявшим смысл земного бытия. Он движется по жизни, словно танк, и смутить или искусить его практически невозможно. И с пришедшей извне компанией бесов и духов Фауст управляется лихо, даже грубо, утверждая собственное первенство. Поэтому и история, рассказываемая о нем Някрошюсом, до поры до времени кажется несколько однообразной.

    Ситуация кардинально меняется, когда в действие врывается Маргарита (Элжбиета Латенайте). Молодая, свежая, озорная девушка с лукавыми глазами чарует и одновременно чуть-чуть стесняется своей природы. Она кружит вокруг Фауста, разом превратившегося в сомнамбулу – сюда подойдут слова «парализовало от любви». В этой хрупкой женщине – огромная сила: она бесстрашно идет навстречу смертельным испытаниям, отдается своей участи с раскрытыми глазами. Даже когда ее принесут на пиршественный стол к духам, она не дрогнет. И в этой разнице поведения мужчины и женщины перед лицом любви – смысловая квинтэссенция спектакля. Ибо рок здесь – это любовь. И именно в том, как человек принимает это испытание, состоит главный выбор, за который придется отвечать перед лицом небесной канцелярии.

    Что делать, Фауст…

    Сцена из спектакля
    Сцена из спектакля «Фауст в кубе»

    Фантазеры из Русского инженерного театра «АХЕ» тоже не смогли пройти мимо мифа о докторе Фаусте, как нельзя лучше подходящего под то, что они творят на подмостках. На недавно завершившемся фестивале NET (Новый европейский театр) они показали целых две версии истории Фауста. И в обеих пошли немного дальше себя привычных. Поэтому особенно интересно было смотреть эти спектакли встык, один за другим.

    Как известно, АХЕ любят экспериментировать с пространством, но все же их спектакли обычно камерные. Иначе нельзя: пространство ткется художниками на зрительских глазах, и в огромном зале можно пропустить что-нибудь важное. А «Фауст в кубе», сделанный совместно с актерами мексиканского театра Linea de Sombra, предназначен как раз для традиционной театральной площадки. Что потребовало несколько иных выразительных средств. В итоге «Фауст» получился эдакой размашистой пантомимой, не всегда напряженно-увлекательной, но трогательной, эмоциональной и наделенной классическим «ахешным» обаянием.

    В истории доктора Фауста, при всей ее кажущейся узконаправленности, можно выбирать из множества разных линий. «Фауст в кубе» сделан о приведшей к трагедии связи Фауста с Маргаритой. Спектакль начинается с их танца, в процессе которого девушка в белом словно ломается в руках партнера, оседает и слабеет. На листе договора, который предлагают доктору Мефистофели (их несколько), неожиданно высвечивается лицо Маргариты. Она сама, пытаясь убежать от судьбы, почти вступает в бой с предвестниками зла, но этот поступок ни к чему не приводит. А в финале она, облаченная в неудобное, сковывающее движения белое одеяние, делающее ее похожей на статую, вдруг начинает говорить. Говорить заглушенно, не в пространство, но в бокал с вином, которое выплескивается прямо на нее. Словно последние капельки крови, капельки жизни, дыхания уходят из нее вместе с этими словами.

    Вторая серия фаустианы, «Фауст в кубе. 2360 слов», больше похожа на традиционные спектакли АХЕ. За одним важным исключением: здесь наряду с богатым изобразительным рядом используются слова. Конечно, текст, произносимый диджеем Андреем Сизинцевым, крошечным бритоголовым человеком в черном бархатном одеянии, далек от гетевского сочинения. «Музыка ушла – я родился», – начинает он странное повествование о бытии и небытии доктора Фауста. И пространство оживает: огонь и вода, снег и музыка, зеркала и бумага соединяются во взрывоопасные дуэты, очаровывающие тем сильнее, что лишены загадки своего появления. В этой истории почти не будет места как Маргарите, так и другим женщинам.

    Ибо окажется она о взаимоотношениях темного и светлого, вернее, о том, насколько краток миг наслаждения, – но при этом как важно испытать как можно больше. Ибо если ты прожил полнокровную жизнь, то, даже услышав: «Ты осужден и навеки проклят», не придешь в ужас.

    История доктора Фауста – это, конечно, сказка. Сказка для взрослых. Обладающая сокрушительной силой убеждения. Из года в год мы следим за раз и навсегда выстроенным сюжетом со священным трепетом узнавания. Ибо «Фауст» при всей кажущейся нравоучительной занудности – обо всех нас. О познании, удовольствиях, проблеме выбора и всепоглощающей любви. Словом, обо всем, что составляет нашу жизнь. Вне зависимости от того, кому принадлежит наша душа. Главное – не усомниться в ее наличии.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •