Взгляд
12 августа, пятница  |  Последнее обновление — 03:33  |  vz.ru
Разделы

Американские ВВС беспомощны против России

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
Для чего США перегнали с Аляски в Польшу шестерку своих F-22? Для устрашения. Но может ли напугать «супероружие», которое применить невозможно из-за его непригодности вести бой с равным противником и способного лишь гонять по пустыне партизан в тапочках? Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

В России сменился режим историчности

Дмитрий Орехов
Дмитрий Орехов, писатель
Когда писатель Дмитрий Быков и ему подобные говорят о «конце», «ужасе», «пробитом дне», «пропасти», «черной яме истории» и тому подобном, они абсолютно правы. Мы действительно наблюдаем конец либерального нарратива. Но это конец самих либералов, не России. Подробности...
Обсуждение: 42 комментария

Нынешняя волна эмиграции из России оказалась самой бессмысленной

Борис Толчинский
Борис Толчинский, кандидат политических наук, писатель, публицист
Чтобы достойно пережить опыт эмиграции либо вовсе отказаться от него, нужно любить свою родину и понимать, что вместе с родиной против ее врагов успеешь больше, чем с врагами против родины. Подробности...
Обсуждение: 42 комментария

В районе военного аэродрома в Крыму произошла серия взрывов

Во вторник у поселка Новофедоровка – в 30 километрах от Евпатории – на Крымском полуострове произошло несколько взрывов. По информации Минобороны, на военном аэродроме Саки сдетонировали авиационные боеприпасы. По предварительным данным, есть один погибший, также пострадали несколько человек, которые были доставлены в Сакскую районную больницу. Власти установили пятикилометровую зону оцепления в Новофедоровке
Подробности...

В подмосковной Истре сгорел склад интернет-магазина Ozon

В истринском районе Подмосковья сгорел склад интернет-магазина Ozon – одного из крупнейших в России. В момент возгорания на складе находилось более тысячи человек. По предварительным данным, в результате пожара погиб один человек, еще 13 пострадали. Местонахождение 20 человек остается неизвестным. По одной из версий, причиной возгорания мог стать поджог
Подробности...

В Петербурге прошел парад в честь Дня ВМФ

В Петербурге и Кронштадте прошел Главный военно-морской парад страны, в нем участвовали более 40 кораблей, катеров и подлодок, а также более 3,5 тыс. военнослужащих. Мероприятие было приурочено к 326-й годовщине Военно-морского флота России
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Небензя объяснил, почему нельзя выводить войска с территории ЗАЭС

    Главная тема


    Время стало играть против Украины

    «от Волги до Тихого океана»


    В США предложили «деколонизировать Россию»

    «было человеческое горе»


    Командир морпехов ВСУ Волына извинился перед жителями Донбасса

    «прислушаться к критике»


    СМИ: Зеленского призвали признать преступления ВСУ

    Видео

    война будущего


    Как беспилотники открыли новую эпоху в военном деле

    новая эмиграция


    Латвия увидела опасность в российских оппозиционерах

    запрет на въезд


    От ненависти к России Европа предает свои главные ценности

    стратегические вооружения


    Цинизм помешал Пентагону посмотреть на секретные объекты РФ

    НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ


    Как Россия восстанавливалась после краха СССР

    готова сражаться


    Владимир Можегов: Венгрия выбрала Чака Норриса вместо трансвеститов

    пропагандировать и продвигать


    Игорь Караулов: В сфере культуры не стоит копировать Украину

    проект-300


    Герман Садулаев: России пора вернуть свое небо

    на ваш взгляд


    Надо ли запретить въезд в Россию гражданам Латвии и Эстонии в ответ на санкции против россиян?

    Входа нет?

    Эрик Булатов
       2 ноября 2006, 09:52
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Максим Шульц

    Приступая к этому тексту, я долго мучился, пытаясь придумать, что же эдакого написать об Эрике Булатове. Прочертить биографическую канву и дать общий анализ его полувековой жизни в искусстве? Взять последние высказывания Булатова и сравнить их, например, с интервью, которое давным-давно художник дал журналу неофициального искусства «А-Я»? Выбрать пару интересных сюжетов из жизни отечественной арт-тусовки 60–80-х?

    Были еще варианты, устраивавшие меня одинаково мало. Чтобы не перечислять их, скажу одно: мои мучения закончились, когда я задал себе вопрос: «А за что же мы, собственно (исключая чисто художественные характеристики), ценим работы Эрика Булатова?»

    О силе заднего ума

    Булатов был тогда больше известен как иллюстратор детских книг
    Булатов был тогда больше известен как иллюстратор детских книг
    Здесь нужно иметь в виду то, что едва ли каждый двадцатый из посетивших выставку в Третьяковке 20–30 лет назад знал о московском концептуализме вообще и художнике Эрике Булатове в частности. Советское актуальное искусство не случайно называется неофициальным. По понятным причинам оно было интересно лишь самим художникам, их приятелям, а также «искусствоведам» из КГБ.

    Булатов был тогда больше известен как иллюстратор детских книг (в издательстве «Малыш» он работал с другим замечательным художником – Олегом Васильевым). Прочим поклонникам Булатова дела до него и вовсе не было никакого – просто потому что они во времена буйного цветения отечественного концептуализма ходили пешком под стол.

    Таким образом, первые могут лишь сопоставить работы Булатова со своими воспоминаниями об СССР (это очень удобно – делать что-то задним умом), а вторые если что и помнят о «великом, могучем», то нескончаемое «Лебединое озеро» по телевизору и изумленные лица родителей. Поэтому первые обычно скорбно поминают свое советское житье-бытье, а вторые ничего не вспоминают, но, тыча пальцами в картины Булатова, лепечут нечто ультралиберальное об опасности тоталитаризма.

    О романтике обкомов

    Работы Булатова стали чем-то вроде иллюстрированной истории позднесоветского дизайна
    Работы Булатова стали чем-то вроде иллюстрированной истории позднесоветского дизайна

    Хотя сам я принадлежу к поколению юных зрителей аншлагового телебалета, мне кажется важной следующая мысль. Воспринимать Булатова в рамках исключительно политического дискурса – это по крайней мере однобоко. Здесь важнее эстетическое – не важно, что оно почти всегда задавалось политическим. Брежневизм стерся из памяти, как из московских электричек выветрился запах колбасы. Бесконечные памятники Ленину и здания обкомов окутал своеобразный флер – не то чтобы романтический, но присущий всему, что своими корнями находится в далеком прошлом. Найденная на чердаке табличка типа «Дом образцового содержания» воспринимается как полноценный артефакт.

    Работы Булатова стали чем-то вроде иллюстрированной истории позднесоветского дизайна. Или иллюстрированной истории позднесоветского быта. А понимание многочисленных коннотаций с властью осознаешь много позже. Потому что это было с другими людьми (в прямом или переносном смысле – не важно).

    Хорошо это или плохо – неясно. Наверное, просто закономерно. Ибо бесполезно пытаться влезть на час в давно сброшенную шкуру. Равно как, зная, что реалии уже не те, бесполезно пытаться проникнуться ими. Булатов позднесоветский (между прочим, художник продолжает работать, и на выставке в Третьяковке есть его новые картины) – это уже история плюс неизменно классное искусство. Как мне представляется, этого достаточно.

    Андрей Ерофеев, заведующий отделом новейших течений Третьяковки, сетует на отсутствие лидеров в нашем актуальном искусстве и надеется на то, что им, возможно, станет именно Булатов. В этом есть свой резон: если нет инсайдеров среди относительно молодых художников, впору взглянуть на отцов-основателей соц-арта – самого известного течения в российском искусстве последних десятилетий. Вернуть Кабакова (не в прямом смысле – из-за границы, а в переносном – целиком и полностью примирить с художественным истеблишментом) не удалось. С брендом «Кабаков» в целом сопоставим бренд «Булатов». Он хоть и не намерен уезжать из Парижа, где живет уже едва ли не два десятка лет, но признается, что все больше и больше считает себя русским художником.

    Другое дело, отсутствие лидеров – не единственная проблема российского искусства. На сегодняшний день никто из наших актуальных художников не способен вести осмысленный диалог с властью. Не в смысле хвалить или ругать, а в смысле поддерживать хотя бы какие-то отношения. Теоретически Булатов мог бы это делать (правда, не факт, что сам художник хочет). Вопрос – решится ли власть на диалог с Булатовым? Не слишком ли он сильная и независимая для этого фигура?


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •