Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевАндрей Бабицкий: Фукуяма снова в деле
Когда эксперты говорят, что происходящее знаменует собой политическую победу России и ее невероятно могущественного лидера, который давно управляет всеми без исключения процессами в мире, мне это кажется слегка преждевременным.
Философ и политолог Фрэнсис Фукуяма, который, как все мы помним, любит подводить эпохальные итоги, заявил в интервью итальянской газете La Repubblica, что Дональд Трамп в Италии с треском похоронил формат G7.
Трамп в Италии с треском похоронил формат G7
Собственно, чуть менее радикально, но так же негативно о результатах встречи лидеров ведущих стран мира в Сицилии высказалось множество экспертов и политиков, включая канцлера Германии Ангелу Меркель и премьера Италии Паоло Джентилони.
Последний, подводя итоги переговоров, выразил удовлетворение их ходом, отметив, что они позволили не только договориться по ряду вопросов, но и выявить разногласия между странами-участницами.
Вот это, пожалуй, идеальная формула, дающая точное представление о том, как именно, если воспользоваться образом Фукуямы, происходили похороны клуба самых успешных государств на планете.
Слово «разногласия» кажется слишком деликатным и не в полной мере соответствующим характеру инициированного Трампом раскола. Скорее, надо вести разговор о том, что на свалку, вслед за ООН и НАТО, уже неоднократно демонстрировавшими свою крайне низкую эффективность в решении ключевых проблем, стоящих перед миром, своим ходом отправилась еще одна наднациональная структура, призванная формировать стратегию развития мирового сообщества.
Я бы сказал, что такое развитие событий было некоторым образом предопределено.
Европа никогда не играла на переговорах самостоятельной роли, она послушно шла в фарватере политики, основы которой формировал Вашингтон. Америка фактически диктовала как правила игры, так и ее стратегические цели.
Шоковую реакцию Меркель на Трампа можно понять (фото: Jonathan Ernst/Reuters)
|
Европейские либеральные элиты считали отвечающим их собственным интересам ценностный подход американских лидеров, полагавших своей святой обязанностью распространение идеалов демократии и прав человека (с серьезными ограничениями, когда дело касалось прав тех, кому они, по мнению американской администрации, не должны были принадлежать).
Здесь удивительно то, насколько хрупким оказался этот союз, все участники которого действовали в столь головокружительном согласии друг с другом, что казалось, этой мощной симфонии ничто не способно положить конец. Достаточно было появиться на сцене сумасброду и изоляционисту Трампу, чтобы сверкающая башня трансатлантического единства и лада рухнула в одночасье.
Америка больше не желает нести ответственность за судьбы мира – под руководством самого странного, самого шального и непредсказуемого президента за всю свою историю она намерена втянуть вовнутрь раскинутые по всей планете щупальца для того, чтобы сосредоточиться на решении собственных проблем.
Отсюда и отказ от тех обязательств, которые США добровольно взяли на себя и неукоснительно выполняли в течение долгих лет – финансовая и организационная помощь странам, вставшим на путь демократии, выражавшаяся в поддержке так называемых демократических процессов и оппозиции, курощение различных диктаторских и тиранических режимов с помощью военной силы и в союзе с теми же европейскими странами, фактически единоличное содержание альянса НАТО, обеспечивающего общую безопасность.
Европа в одночасье осиротела, лишившись ощущения принадлежности к исторической миссии, идея которой, сформулированная Америкой, лежала в основе послевоенного мирового порядка.
Собственно, причастность к великому делу управления планетой была заимствованной исторической субъектностью европейских стран, которой они лишились в одночасье. Вдруг выяснилось, что и порядок – не порядок, и поддерживать его не надо, и ценности – кривые и необязательные, и климат – ерунда, да и вся система безопасности летит ко всем чертям.
Единственное, в чем удалось согласовать позиции участникам саммита, – это вопрос о продлении санкций в отношении России. Но это тактическая победа.
Администрация Трампа формирует сейчас собственную линию взаимоотношений с Москвой, и если вдруг Белому дому взбредет в голову снять все ограничения в отношениях с нашей страной, то никакая Европа ему не помешает.
Шоковую реакцию Меркель можно понять.
Проблема не в том, что та же Германия не в состоянии выработать собственную стратегию взаимодействия с внешним миром, проблема в том, что даже такая богатая страна, ведущий игрок на европейском континенте не в состоянии эту стратегию успешно реализовать. Только союз самых успешных государств, имеющий единые военные и финансовые ресурсы, мог диктовать свою волю планете.
Страны Европы слишком разобщены, чтобы совместно действовать, решая вопросы, не затрагивающие их прямо.
Именно поэтому, например, члены НАТО в разное время легко отказывались от своих обязательств по участию в той или иной силовой миссии, не желая посылать свои контингенты для выполнения той или иной задачи, казавшейся их электорату сомнительной, или принимая решение о приостановке своего участия.
Что может стать результатом провального саммита в Сицилии?Очевидно, что пальма первенства переходит к формату G20. Однополярный мир по факту ликвидации «семерки» перестал существовать, и стало очевидно, что необходим диалог, в котором будут участвовать все страны, в том числе и оппонирующие Европе и США.
Когда различные эксперты говорят, что происходящее знаменует собой политическую победу России и ее невероятно могущественного лидера Владимира Путина, который, если верить паническим настроениям либерального западного истеблишмента, давно управляет всеми без исключения процессами в мире, мне это кажется слегка преждевременным выводом.
Диалог, в который должны будут вступить по новым правилам старые игроки, вовсе не обязательно окажется для нас полностью беспроигрышным. Наверно, где-то Россия сможет отстоять свою позицию, где-то нет. На то он и диалог. Но то, что гегемонии клуба веселых и находчивых, объединенных под вывеской G7, приходит конец – это кажется медицинским фактом.