Олег Хавич Олег Хавич Киев и Варшава обманывают родственников жертв «Волынской резни»

В Польше заявили о «прорыве» в деле эксгумации жертв «Волынской резни». Но даже декларативную готовность Украины начать эксгумационные работы на Волыни польские власти надеются использовать в своих политических целях.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Как фронт может научить жить

Фронтовой мир дает человеку урок, заражает его желанием жить разумно и просто. Правда, велика цена этого урока. После концерта и ночевки в блиндаже гости-артисты отправляются в Москву, а их аудитория – на боевые задания, из которых могут вернуться не все.

10 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Почему детские книги становятся опасными

Первый звоночек прозвенел несколько лет назад, когда обратили внимание на подростковые книги, буквально нафаршированные ЛГБТ-любовью. Издательский бизнес активно штамповал такого рода литературу. Под нее даже целевую аудиторию обозначили: «молодые взрослые».

34 комментария
31 мая 2016, 17:00 • Авторские колонки

Сергей Худиев: Афон и наше место в мире

Сергей Худиев: Афон и наше место в мире

Визит президента России на Афон многие рассматривают со стороны текущей политики, и это имеет смысл – но у него есть еще одно измерение, более глубокое. Это определенное обозначение цивилизационной идентичности.

Действительно, как показывает опыт, в том числе весьма печальный, любая человеческая общность нуждается не только в экономике или армии, но и в такой малоосязаемой вещи, как идентичность.

Мы – наследники Восточной Римской империи, которую часто (спорно) называют Византией

Идентичность позволяет ответить на вопрос, кто мы и каково наше место в мире. Из ответов на эти вопросы следуют наши обязательства по отношению друг ко другу, наши представления о должном и недолжном и все то множество решений, которые мы принимаем и как отдельные люди, и как общество.

Идентичность предполагает исторический путь – вот наши предки и предшественники, вот наши великие люди, вот великие события нашей истории.

Постсоветские страны (хотя и не только они) переживают кризис идентичности, когда люди затрудняются с ответами на эти вопросы или хватаются за ответы очевидно ложные – и часто гибельные.

Это могут быть псевдоисторические изыскания о том, что наш народ существовал чуть ли не миллионы лет, в течение которых он говорил на практически неизменном современном языке и совершал всякие удивительные деяния – побил всех врагов, основал все города и сделал все открытия. Надо только как-то отвергнуть аналогичные изыскания соседей, которые приписывают такую же славную древность своему народу.

Историки и лингвисты время от времени пытаются объяснить крайнюю нелепость таких построений – но без особого успеха, подобная литература пользуется немалым коммерческим успехом и имеет своих ревностных адептов.

Но это явление мало выходит за пределы интернета – битвы древних, но при этом русскоязычных этрусков с не менее древними украми редко когда выливаются в реальный мир.

Визит на Афон – это часть утверждения Россией своей цивилизационной идентичности (фото: Алексей Дружинин/ТАСС)

Визит на Афон – это часть утверждения Россией своей цивилизационной идентичности (фото: Алексей Дружинин/ТАСС)

Более разрушительное явление – выстраивание идентичности по принципу «нация и ее враги», когда в качестве объединяющего повествования людям предлагается история о противостоянии неким извечным врагам и обидчикам.

Этот метод объединения людей популярен в силу его крайней простоты и дешевизны.

Таков уж наш падший мир, что чувства недобрые пробудить гораздо легче, чем добрые, а преданность племени и страх от него отбиться – реакции очень глубокие, почти биологические.

Злодеи из одного детского фильма спрашивали, «где у него кнопка» – так вот, наиболее легкодоступная кнопка у людей здесь. Расскажите людям, кто виноват в их бедах, предложите ясную картину «мы против них», и готово дело, людьми можно вертеть как угодно.

В центре такой идентичности оказываются обиды, которые «мы» потерпели от «них», и главными национальными героями оказываются наиболее мрачные злодеи, которых только можно отыскать в истории.

Плоды ее весьма печальны, поскольку приписывание себе статуса жертвы и пестование своих реальных или предполагаемых обид – надежнейший рецепт для полного провала и на уровне личности, и на уровне общества.

Есть еще один подход к проблеме идентичности – и тоже провальный. Он исходит из веры в линейный прогресс, в то, что человечество ровно, без зигзагов и отступлений, движется ко все лучшему будущему, причем некоторые страны продвинулись по этому пути заметно дальше.

Лучшее, что могут сделать люди в отсталых странах, – это во всем подражать странам передовым, или, как говорят в таких случаях, «интегрироваться в цивилизованный мир».

Любые разговоры об идентичности – национальной или цивилизационной – в рамках этой картины воспринимаются как уловка «сил реакции», при помощи которой они пытаются затормозить прогресс человечества – ну или хотя бы своих стран.

Есть только одна цивилизация – западная, есть только одно направление движения – то, которое сейчас в ней возобладало. Россия (как и Украина) – это такая «недоевропа», и задача состоит в том, чтобы наконец должным образом оевропеиться.

Как показывает опыт, тоже печальный, этот подход не работает.

И вот визит на Афон – это часть утверждения Россией своей цивилизационной идентичности. У нас есть ответ на вопрос, кто мы такие.

Мы – наследники Восточной Римской империи, которую часто (спорно) называют Византией. Сами носители этой цивилизации себя византийцами не называли – а только ромеями, то есть римлянами.

Это тысячелетняя (буквально) христианская империя, пришедшая на смену языческому Риму и унаследовавшая его юридический гений, воспринявшая греческий язык и культуру – и всю античную ученость, словесность и философию, породившая великих богословов, философов, поэтов, юристов, дипломатов, художников.

Мы не «недоевропа» – мы принадлежим в самостоятельной ветви европейской цивилизации, нам не нужно подражать кому-то или догонять кого-то, у нас есть свое место среди народов.

Более того: то, что объединяет нас с Европой Западной – христианскую веру, римский закон и греческую ученость, – мы восприняли именно от Восточного Рима, напрямую.

И мы можем принять решение держаться этого наследия, когда политические элиты Запада все более его отвергают. Афон вызывает некоторое раздражение у ряда комментаторов именно как остров старой христианской цивилизации.

Святая Гора, на которой находятся тысячи людей, решивших посвятить себя Богу, – это живое свидетельство того, что вера, создавшая Европу, не собирается из нее уходить.

Визит президента на Афон напоминает о том, что это – и наша цивилизация, к которой наши предки приобщились благодаря миссионерскому подвигу святых Кирилла и Мефодия, цивилизация, которая прижилась, процвела и принесла великие плоды у нас.

Мы знаем, кто мы и каково наше место в мире – и это достойное место.

..............