Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Кто победил и кто проиграл в Сирии

Номинальный захват Турцией Сирии сплотит против нее страны Ближнего Востока, которые увидят в этом захвате попытку Анкары силой восстановить Османскую империю. В результате чего Реджеп Эрдоган лишится союзников в Персидском заливе и объединит против себя арабов и персов.

10 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Призрак Османской империи пришел в Сирию

Мы обычно говорим о геополитической ситуации в связи с совокупным Западом (США, Британией, Германией) и Востоком – арабским миром, Индией и Китаем. Но тень Османской империи на наших глазах встает во весь рост – например, в Сирии.

7 комментариев
Александр Коц Александр Коц Не буду горевать по Сирии больше, чем по Херсону или Киеву

Россия никогда и не брала на себя обязательства воевать за Сирию. Против террористических группировок, в которых были и наши сограждане – да. Но не за сирийцев. И не вместо них.

35 комментариев
29 июня 2015, 10:50 • Авторские колонки

Василий Колташов: Греки готовы отложить евро под матрас

Василий Колташов: Греки готовы отложить евро под матрас

Василий Колташов: Греки готовы отложить евро под матрас

Кредиторы Греции усилили давление на ее правительство в тот самый момент, когда оно уже было готово принять их требования на 95%. Возник новый греческий кризис, более острый, чем все прежние.

Греческий премьер Алексис Ципрас не стал скрывать, что греческий народ, его лично, новый кабинет и партию СИРИЗА собираются унизить. Похоже, что ЕС, ЕЦБ и МВФ стремятся показать избирателям: думаете, вы избрали принципиальных людей, а на деле они подпишут любую бумагу, усиливающую «жесткую экономию», потому что представители правительства СИРИЗА и «Независимых греков» (правой партии, партнера по коалиции) сдавали позиции не раз.

Сами кредиторы, а не Ципрас, довели ситуацию до края

Руководство Греции не является борцом за права граждан и не противится ЕС. Оно потратило массу сил, чтобы убедить финансовые элиты Евросоюза в собственной безвредности. Оно доказывало, что не хочет дефолта и выхода из еврозоны.

Греки твердили, что жаждут справедливого диалога и правильности расчетов. Что делать «тройке»? Списать долг? Никогда Ципрас такого не просил. Зато он обещал греческому народу, что кредиторы услышат голос Эллады и возобновят новый формат переговоров.

СИРИЗА отмечает, что главная сила в диалоге с кредиторами – это поддержка общества. Однако «тройка» не желала замечать этого. Она давила и требовала молчаливого принятия греческой стороной всех условий без оговорок. И вот недавно «тройка» загнала Ципраса, его партию и кабинет министров в тупик.

Однако они неожиданно ушли от необходимости сдаться на переговорах, все подписать и вернуться домой опозоренными. Кто тогда не сказал, что они не лжецы? Как вообще могла бы страна выполнить все требования кредиторов?

Объявлен референдум. Он должен состояться 5 июля. И хотя положение меняется каждый час, недавний отказ ЕС от плана финансовой помощи Греции (как официально именуют кредиты, что она получает для банков Севера) грозит взорвать ситуацию.

В очередях у банков люди уже обсуждают, как они будут жить после того, как в стране случится дефолт и евро заменят на драхмы. Отложить евро под матрас – вот о чем думают люди в очередях. Никто не строит иллюзий насчет того, что «возвращение к драхме» будет означать лишь новую падающую драхму.

Никакого возвращения быть не может, как не может быть и выхода страны из кризиса. Экономика вошла во вторую волну этим летом. В туристической отрасли новая просадка после прошлогоднего оживления – это означает, что возможности обслуживать долг сократились.

Вполне, кажется, это понимают и в правительстве. Но еще больше ясности на этот счет должно быть у кредиторов. Ведь именно они пошли на обострение. Они, а не Ципрас, довели ситуацию до края.

Две цели могут преследовать кредиторы, вернее, представители финансового капитала ЕС и США. Самое простое: унизить нынешнее руководство страны, заставить его все принять под страхом дефолта. А то, что Ципрас и Ко могут отступить, будет доказано в ближайшие дни.

Вторая цель – более серьезная. Что если Грецию давно уже «списали» и, не желая выпускать из ЕС, решили публично высечь в назидание поднимающейся на Юге и во Франции оппозиции? Что если элиты Евросоюза покажут избирателям Испании, Португалии и Италии, а заодно и Франции, как они могут быть наказаны за сопротивление?

Вокруг российских денег ходили разные слухи, но Ципрас не получил их. Отказ дан официально. А если что-то и было предоставлено, то это Грецию уже не спасает, поскольку решающие для ее судьбы суммы даются открыто. Платить по всем счетам страны Москва не может. Да, есть и кипрский опыт – тогда оказание денежной помощи островному государству ничем хорошим не закончилось. Потому Россия ведет себя прагматично.

Руководство Греции мечется. Хотя, кажется, что решение о референдуме снимает с кабинета ответственность, страх не может покинуть несмелое, непоследовательное и ненадежное руководство Эллады. Оно никогда не хотело быть радикальным, но его загнали в ситуацию, когда нужно или идти на унизительное подписание, или сопротивляться.

Но как сопротивляться? Что нужно делать? Этого греческие власти не знают, поскольку у них был только один план – договориться. А теперь избиратели готовятся проголосовать против пункта «принять все условия», и это может обернуться чем угодно. А что если кредиторы отступят? Или они дожмут Грецию до дефолта?

Вскоре мы увидим новые серии «перманентного греческого кризиса». Судя по появившимся результатам опросов населения, паника в стране нарастает. И люди не будут думать, потянут ли они новые меры, они могут проголосовать «за» меры кредиторов из страха перед крушением финансовой системы страны.

Это, безусловно, устроит СИРИЗу, ее репутация будет спасена. На время. Вместе с тем это будет означать, что из Греции можно еще выжать некоторое количество денег, раз народ готов давать их.

..............