Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
19 сентября 2013, 08:22 • Авторские колонки

Виталий Сероклинов: Будто и не было

Виталий Сероклинов: Будто и не было
@ из личного архива

Есть в Сирии один храм, даже не храм – мавзолей. Да вот только где ж его теперь увидишь – и туда третья сила метит... И что с этой третьей силой делать – кто ж теперь рассудит. Разве что четвертую на помощь позвать.

Слава, глава отдела поэзии нашего журнала, говорит однажды с тоской – эх, мол, так и не успел увидеть чудо...

Вмешивается какая-то третья сила, кто-то совсем далекий, кому и дела не должно быть до этих мест – и сносит все до основания

– Какое чудо, Слав?

– Архитектуры...

Оказывается, у Славы была мечта – увидеть какую-то знаменитую мечеть в Ираке. Еще до того, как ее разбомбили американцы.

А за несколько лет до того ему хотелось увидеть храм в Югославии. Уж не знаю, какой именно, но из этого сухого перечня, видимо:

«Церковь Богородицы Одигитрии, 1315 год. В интерьере – уникальные средневековые фрески, имела огромное культурное значение. Полностью разрушена взрывом...»

«Монастырь Святой Троицы, XIV век. Главный храм полностью разрушен бомбежками. В результате пожара, охватившего все здания монастыря, уничтожена коллекция рукописей XIV–XVII веков...»

«Храм святителя Николая, XIV век. Иконостас, XVI век. Роспись интерьера, XVII век. Полностью разрушен взрывом...»

«Храм Введения Богородицы, XIV век. Роспись интерьера, 1620 год. Полностью разрушен взрывом...»

Это странно вообще – вот ты мечтаешь что-то увидеть однажды, и не факт, конечно, что это сбудется, но ты изучаешь путеводители, знаешь досконально все детали постройки, даже те, о которых те путеводители умалчивают – и считаешь часы, не то что дни, до встречи с мечтой... И знаешь, конечно, что земля та – неспокойная, вечно там что-то происходит, но надеешься на разум людской.

А потом – р-р-раз, и вмешивается какая-то третья сила, кто-то совсем далекий, кому и дела не должно быть до этих мест – и сносит все до основания, мечет бомбы, будто икру, будто и не было храма, будто не ходили сюда веками (1315 год!) люди, будто не протирали ступени; ну и ты, ты будто не мечтал все это увидеть – тьфу на тебя, говорит третья сила.

И эта третья сила влезла в твои мечты сапогом многозвездно-полосатым, как ее флаг – ну вот как если бы ты хотел побывать на... допустим, «Сантьяго Бернабеу», знаменитом испанском стадионе, а тебе бы сообщили, что, мол, тут баски с небасками конфликтовали, ну и получилась заварушка, а их усмирила третья сила... австралийцы, допустим, которые за многие тысячи километров, но вот им вздумалось встрять в конфликт и всех урезонить.

И – урезонили. А где же стадион?!. Да какой теперь стадион, окстись, отрок... Скольких чудес мы уже не увидим, а сколько их еще уничтожат?

Слав, спрашиваю, а что еще хочешь увидеть из этакого, монументального?

Да есть в Сирии один храм, говорит, даже не храм – мавзолей. Да вот только где ж его теперь увидишь – и туда третья сила метит...

И что с этой третьей силой делать – кто ж теперь рассудит. Хоть и пытаются. Разве что четвертую на помощь позвать. А потом пятую, шестую...

Жаль только, что снесенное не вернешь.

И Славу жалко, конечно.

Лучше бы марки коллекционировал и о «черном пенни» мечтал.

..............