Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
13 сентября 2012, 15:00 • Авторские колонки

Иерей Димитрий Фетисов: Откуда и зачем?

Иерей Димитрий Фетисов: Откуда и зачем?

Вот уж который месяц тема под общим названием «РПЦ» не сходит с передовиц ведущих изданий. Пожалуй, так масштабно и долго ещё ничто не обсуждалось в новой России.

Уважаемые политики, политологи, экономисты, журналисты и прочая почтенная публика настолько увлеклись дискуссией, что голова идёт кругом, особенно когда после некоторого ступора понимаешь, что говорят-то про тебя самого.

Прочитав, призадумался: а кто я – либерал или консерватор и с кем борюсь в РПЦ?

Поначалу рвешься отвечать оппонентам, писать статью, но потом просто теряешься, поскольку перекрикивать мощные потоки Ниагарского водопада можно, конечно, но бессмысленно.

Знаете, это очень неловко – всё время чувствовать себя объектом исследования, тем более такого долгого и глупого. Я каждый раз думаю: откуда и зачем? Ну откуда у людей такая некомпетентность и зачем им обсуждать эту тему, которая почти не касается их.

Вот разгневанная дама без собачки вновь пишет про скорый и неизбежный раскол РПЦ. Можно подумать, что она и есть тот новый профессор Лютер или, как минимум, боярыня Морозова, которая и поведёт за собой народ. Но видишь, что ни аскезой, ни проповедническим даром она, увы, не блещет, и вряд ли кого-то сможет увлечь этой темой, кроме подруг на кухонных посиделках.

Член совета директоров одного солидного московского банка рассуждает о том, как же хорошо делают католики и протестанты в Европе: содержат хосписы, больницы и детские дома (про множество теологических факультетов и религиозно-ориентированные школы, свободно действующие в Европе, почему-то забыл упомянуть), а вот РПЦ всё только государством пытается рулить да митры с панагиями покупать. Бедняга просто не знал, что все эти учреждения, находящиеся под патронатом разных конфессий в Европе, чаще всего финансируются за счёт денег налогоплательщиков. Написал бы уж лучше, какой у нас социально-безответственный бизнес и почему так высока процентная ставка по ипотеке в сравнении с той же Европой.

Ещё трендом сезона являются различные социологические опросы, приходящие к неизбежному и радостному выводу о процветающем суеверии среди прихожан РПЦ. Мол, максимум, для чего приходит современный человек в храм, – это психологическая разгрузка. Что ж, трудно не согласиться. Ну и что дальше, какой оргвывод и зачем, собственно, вы так утруждали себя этими исследованиями?

Или такая тема: «Борьба либералов и консерваторов в РПЦ: вчера, сегодня, завтра». Прочитав, призадумался: а кто я – либерал или консерватор и с кем борюсь в РПЦ? Поскольку совсем недавно мы с супругой набрали корзины три белых грибов и часть законсервировали, то пришлось самоопределиться – я консерватор. А борюсь ли я с церковными либералами – здесь вопрос посложнее. Как-то несколько лет назад я поборолся с моим приятелем о. Тихоном и, признаться, победил, поскольку он хоть и жилист, но довольно худ. Но я не знаю, либерал ли он?

Теперь подвёл черту бизнесмен М. Прохоров. С «ё-мобилем», как слышно, не заладилось, потому он решил отвлечься от дел материальных и подумать о духовном. Его и раньше очень раздражало то, что некоторые люди публично высказывают свою точку зрения, опираясь на религиозное мировоззрение. Теперь он, исполненный доброжелательства, решил ещё раз указать нам, где наше место, чтоб не забывали.

И чего его так напрягает, непонятно. При самых радужных предположениях вся финансовая мощь РПЦ не сравнится и с частью его законно нажитого добра, а на каждого столичного священника приходится как минимум 15000 человек населения. Я не силён в подобных расчётах, но, наверное, выходит, что шанс встретить священника в Москве равняется один к 15000, т.е. это почти невозможно.

Так вот недавно я понял, что проблема как раз в этом. Все эти религиоведы и социологи, скорее всего, и не видели ни разу попа живьём, а только по телевизору да в интернете.

Может, посоветовать сим исследователям отъехать километров на триста от столицы во глубину «другой России»? В любой провинциальный городок заехать, где не так многолюдно и священники более доступны. Хотя бы и к нам в Рязань: посидим, чайку попьём, да и на рыбалку можно съездить.

Я тут недавно на спиннинг щуку поймал, аж под три килограмма...

..............