Глеб Простаков Глеб Простаков Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы, вне всяких сомнений, бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может оказаться недостаточно для того, чтобы европейские страны предали гегемона, – слишком велика зависимость от США.

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

15 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.

10 комментариев
19 августа 2009, 12:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Реабилитированы посмертно

Михаил Бударагин: Реабилитированы посмертно

Очередная годовщина путча и совпавшая с ней авария на Саяно-Шушенской ГЭС подводят нас к новому феномену, к окончательному воскрешению всего советского, к тотальной реставрации не только эстетических, но и политических норм эпохи.

С эстетической реабилитацией советского все давно понятно: точно так же, как на закате СССР в моду входили белогвардейцы (например, «Адъютант его превосходительства»), в тучные годы, когда коммунистический реванш оказался более неактуальным, советское стало превращаться в винтаж, в милый артефакт, в актуальный парафраз современности. Реставрация работала на всех уровнях: для публики непритязательной воскресили «Голубые огоньки» и запустили «Старые песни о главном», для людей более воспитанных появилась передача «Намедни», для совсем уж интеллектуалов обязательным стало слегка фрондерское левачество в стиле «не Зюганов, а Лакан».

Сейчас – под сурдинку аварии на Саяно-Шушенской ГЭС – нам предложат ожившие трупы лидеров ГКЧП. «А ведь могли бы победить», – скажут нам

Однако довольно долго реставрация не касалась советской экономической модели, которая негласно признавалась неэффективной. Все набившие оскомину рассуждения коммунистов о торжестве союзной промышленности и «стройках века» оставались маргинальными.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, не первая в России (да и в СССР) техногенная катастрофа и не последняя в ряду очень болезненных происшествий, может эту тенденцию переломить. Наконец во всеуслышание прозвучит давно уже припасенный вопрос, который в общем виде будет выглядеть так: «Что было сделано за 15 лет?» Где если не масштабные стройки, то уж по меньшей мере что-то большее, чем латание советского наследия?

И пусть дело не в «латании» и не в «наследии»: Чернобыль, рядом с которым авария на Саяно-Шушенской ГЭС меркнет, случился безо всяких «наследий». Но мы слышим только то, что хотим услышать, и сейчас это – «из десяти турбин ГЭС одна уже выработала ресурс и требует замены, срок эксплуатации второй, на которой и произошло ЧП, заканчивался. Тем не менее инженеры завода-изготовителя к ремонту турбин не привлекались уже более 15 лет». Пусть мы имеем дело всего лишь с точкой зрения, да еще и в контексте полемики бывшего генерального директора СШГЭС с представителями завода-производителя – кому интересны такие частности, когда прозвучало сокровенное?

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС – не первая в России (да и в СССР) техногенная катастрофа и не последняя в ряду очень болезненных происшествий (фото: ИТАР-ТАСС)
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС – не первая в России (да и в СССР) техногенная катастрофа и не последняя в ряду очень болезненных происшествий (фото: ИТАР-ТАСС)

Эстетическая реставрация советского открывает фантастическую, казалось бы, возможность возрождения советского политического. Вернуться «назад к коммунизму» уже не получится, но ностальгировать о том, что случилось бы, сумей незадачливые «путчисты» победить, видимо, скоро станет хорошим тоном.

И ужасно это вовсе не потому, что возвращает нас к самой возможности «красного реванша»: нет этой возможности, не было ее ни в 1991-м, ни в 1996-м.

Это омерзительно потому лишь, что реабилитированы окажутся самые гадкие советские партократы. Не те, кто, как Борис Ельцин, неистово хватался за власть, и не те, кто, как Лужков и Шаймиев, быстро присягнул новому режиму, сменив цитатник Ленина на нравоучительные разговоры о торжестве рынка. Со всеми ними можно как-то примириться. С Пуго и Янаевым примириться нельзя: слишком они жалки.

Сейчас – под сурдинку аварии на Саяно-Шушенской ГЭС – нам предложат ожившие трупы лидеров ГКЧП. «А ведь могли бы победить», – скажут нам. «Неплохие были парни», – отметят как бы между прочим. И уже не важно, что никогда они не смогли бы никого победить: заданный вопрос, как ружье на стене, подразумевает и нужный вопрошающему ответ.

Удивительно, но на фоне бесчеловечных гайдарочубайсов (СШГЭС – это ведь, кстати, его же, Анатолия Чубайса, «реформа РАО «ЕЭС», стоит ли сомневаться, чьи тут козни), с одной стороны, и полусумасшедших макашовых – с другой, совершенно никакие «путчисты» могут предстать едва ли не образцом для подражания для той части общества, которая хочет советского, но не хочет ничего делать сама. Как и лидеры ГКЧП, они же были точно такими же. Торжествующая серость. Стертые лица в пиджаках. Трясущиеся от страха руки.

Если реабилитация этих персонажей – пусть не сегодня, пусть лет через десять – удастся, это можно будет считать самым страшным итогом борьбы за «наше советское прошлое», потому что восторжествуют в ней живые мертвецы, посмертно возведенные благодарными потомками в ранг «по случайности проигравших героев».

..............