28 января, вторник  |  Последнее обновление — 07:54  |  vz.ru
Разделы

Мировая «пятерка» может собраться в Москве

Станислав Ткаченко, профессор СПбГУ, эксперт клуба «Валдай»
Когда в трех главных ядерных державах планеты внутриполитические процессы начинают доминировать над вопросами внешней политики, открываются возможности для самых разных инициатив, включая проект создания пятисторонней (США, Китай, Россия, Великобритания, Франция) системы контроля ядерного оружия. Подробности...

Нормальный Киев существует параллельно с ненормальным

Глеб Простаков, журналист
За идиотизмом политиков мы забываем, что значительная часть украинцев абсолютно вменяемы, трезвы в суждениях и в целом мало отличаются от людей из ДНР, ЛНР, Крыма, да и самой России. Подробности...
Обсуждение: 51 комментарий

В Израиле за комичные куплеты Долгополову может прилететь год тюрьмы

Сергей Мардан, публицист
Современные европейские государства холят и лелеют всякого рода меньшинства. Россия, правда, пошла по особому пути и вместо того, чтобы выпустить закон «о защите чувств и прав гомосексуалистов», выбрала другую группу – верующих. Подробности...
Обсуждение: 113 комментариев

    Подаренное Эрдоганом зеркало привело Меркель в восторг

    На церемонии открытия немецкого университета в Стамбуле Реджеп Тайип Эрдоган подарил Ангеле Меркель изящное инкрустированное зеркало. Подобные зеркала в дорогой оправе использовались во дворцах султанов и символизируют силу и богатство. Подарок вызвал у канцлера бурные эмоции
    Подробности...

    Путин открыл в Израиле памятник героям блокадного Ленинграда

    Лидеры России и Израиля Владимир Путин и Биньямин Нетаньяху открыли в Иерусалиме монумент «Свеча памяти», посвященный защитникам и жителям блокадного Ленинграда. Памятник, который представляет собой 9-метровую стелу, стал одним из крупнейших мемориалов в еврейском государстве
    Подробности...

    Новые лица в правительстве Мишустина

    Новый глава правительства Михаил Мишустин менее чем за неделю сумел сформировать новый состав кабинета министров. У него будет девять замов, в том числе один первый – им стал Андрей Белоусов. Силовой блок кабинета сохранился, главным дипломатом остается Сергей Лавров. Зато полностью обновился социальный блок
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Китай не решился эвакуировать иностранцев из провинции Хубэй

        Павел Руднев

         
        Павел Руднев (1976) закончил театроведческий факультет ГИТИСа (курс Н. Крымовой). Несколько лет работал на фестивале «Золотая маска» и в «Независимой газете». Сейчас Руднев находится на самой что ни на есть передовой театрального фронта, занимая должность арт-директора Центра им. В. Мейерхольда. Любит экспериментальное и смелое искусство, а в критике демонстративно традиционен.

        Мнения

        Станислав Ткаченко
        Когда в трех главных ядерных державах планеты внутриполитические процессы начинают доминировать над вопросами внешней политики, открываются возможности для самых разных инициатив, включая проект создания пятисторонней (США, Китай, Россия, Великобритания, Франция) системы контроля ядерного оружия.

        Глеб Простаков
        За идиотизмом политиков мы забываем, что значительная часть украинцев абсолютно вменяемы, трезвы в суждениях и в целом мало отличаются от людей из ДНР, ЛНР, Крыма, да и самой России.
        Обсуждение: 51 комментарий

        Сергей Мардан
        Современные европейские государства холят и лелеют всякого рода меньшинства. Россия, правда, пошла по особому пути и вместо того, чтобы выпустить закон «о защите чувств и прав гомосексуалистов», выбрала другую группу – верующих.
        Обсуждение: 113 комментариев

        Дмитрий Ольшанский
        На лавочке у своего храма вдруг умер отец Всеволод Чаплин. Ужасно его жалко. Хотя сам отец Всеволод, несомненно, сказал бы, что нечего носиться с земной жизнью, не надо ее слишком ценить, он вообще был враг светского сентиментального либерализма.
        Обсуждение: 21 комментарий

        Игорь Мальцев
        Русский сегмент интернета – самый свободный. Если кто-то и цензурирует свободу мнений в РФ, так это американская компания Facebook. Прямо на территории России. Парадокс? Нет.
        Обсуждение: 24 комментария

        Дмитрий Родионов
        В политической истории России наступил новый этап. Речь, разумеется, о поправках в Конституцию, предложенных президентом в ходе своего послания Федеральному собранию. Смею предположить, что следующие шаги будут еще более радикальными.
        Обсуждение: 70 комментариев

        Антон Крылов
        Вслед за президентом из телесериала граждане Украины получили государство из телесериала. И нет ни малейших предпосылок к тому, чтобы Украина в ближайшее время самостоятельно или с чьей-то помощью вернулась из мира смешных и страшных сказок в объективную реальность.
        Обсуждение: 75 комментариев

        Алексей Алешковский
        Любое плюс-минус демократическое государство строится на консенсусе, а не готтентотской морали меньшинства, которое прижало большинство к ногтю и заставило петь: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек».
        Обсуждение: 39 комментариев

        Дмитрий Бабич
        После церемонии в «Яд Вашеме» нам предстоит долгая борьба за правду. И в этой борьбе ЕС не будет нашим союзником, а скорее, наоборот, противником. В любом случае главную ношу этой борьбы нам придется вынести самим.
        Обсуждение: 54 комментария

        Андрей Манчук
        Эта апартеидная система ставит русский язык на самое последнее место. И открыто унижает русскоязычных граждан, которых фактически лишают возможности обучать детей на их родном языке – несмотря на формальное равенство, гарантированное им основным законом страны.
        Обсуждение: 20 комментариев

        Павел Руднев: Памяти Алексея Казанцева

        6 сентября 2007, 11:58
        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Вчера вечером в Болгарии внезапно оборвалась жизнь драматурга Алексея Казанцева. Ему шел 61-й год. Он был одним из важнейших деятелей современного театра.

        Драматург поствампиловской волны, составивший драматургическую славу в конце 1970-х – начале 1980-х, создатель журнала «Драматург» и (совместно с Михаилом Рощиным) одного из самых престижных и модных театров столицы – Центра драматургии и режиссуры, Алексей Казанцев внес колоссальный, неоценимый вклад в дело развития современного театра.

        «Алексей Казанцев обладал уникальным даром заниматься чужим талантом, как своим»

        Лично его энергии, его бурной жизненной позиции мы обязаны, когда говорим о расцвете современного театра, новых тенденций и имен, стремительном омоложении московской сцены.

        Алексей Казанцев вывел в больший мир целое поколение артистов, режиссеров, драматургов, сценографов – тех, кто будет определять театральные приоритеты в течение последующих нескольких десятилетий. Он сделал свой Центр драматургии и режиссуры неиссякаемым питомником артистизма новой формации.

        Недавно Алексей Казанцев перенес тяжелую операцию. Уехал в Болгарию на фестиваль, ждал свой театр на гастроли, пошел на пляж, где внезапно произошла остановка сердца.

        Казанцев скончался в день старта 17-го фестиваля молодой драматургии «Любимовка» – своего детища. Из зала Театра.doc между показами пьес при всем драматургическом цехе с ним говорила сотрудник его Центра. После очередной читки аудитория узнала печальную весть: скончался Казанцев. Он умер в тот момент, когда на всю катушку работало одно из его начинаний.

        Алексей Казанцев – человек своей эпохи. Драматург так называемой новой волны – из поколения «учеников Вампилова», порожденных вампиловской драматургической революцией.

        Писательская жизнь Казанцева до распада СССР сегодня как бы меркнет, тускнеет в лучах того, что он сделал в последние годы для других.

        Это и несправедливо, и неверно, и, бесспорно, доставляло немало страданий Алексею Казанцеву при жизни. Его «Старый дом», с которого началась история Нового драматического театра в Москве, шел в 70 театрах России.

        Как и все драматурги той поры, Казанцев с трудом пробивал свои тексты сквозь цензурные запреты, и пьеса «И порвется серебряный шнур...» была-таки окончательно запрещена. Именно с постановки Валерием Фокиным его мелодрамы «С весной я вернусь к тебе» в 1977 году началась история Театра-студии Олега Табакова.

        С новой жизнью, с конца 1980-х, все это моментально оказалось историей, почти ненужной деталью биографии. Растерянность, отчаяние, беспомощность – эти чувства стали сопутствовать творческой интеллигенции, и поколению Казанцева в первую очередь.

        Казанцев тогда начал издавать журнал «Драматург», отколовшийся от традиционной книжки «Современной драматургии».

        Сейчас конфликт между двумя редакциями забыт, и о причинах раскола уже никто не вспоминает. Важно другое: каждый номер «Драматурга» (а их вышло что-то около 10) делался, как последний – ударным, сжигающим нутро трудом.

        Время было такое отчаянное.

        Важнейшее свершение журнала «Драматург» (журнала, который, безусловно, должен остаться в истории театра как пример супертворческого подхода к делу) – публикация пьесы Ольги Мухиной «Таня-Таня» с качественными фоторепродукциями на беленькой, чистенькой бумаге (по меркам того времени это почти нонсенс для изданий такого рода) – пьесы, с которой началось возрождение интереса к современной драматургии в середине 90-х.

        Журнал, не выдержав давления рынка, закрылся. Но Казанцев бросился в еще более рискованную авантюру – собственный театр.

        Центр драматургии и режиссуры под руководством Алексея Казанцева и Михаила Рощина открылся в конце 1998 года. С тех пор Казанцев полностью ушел в свой театр, и теперь можно сказать точно – положил жизнь на развитие новой сцены.

        Это было решение – твердое и отчаянное, определенное, а вообще время – изумительное. Я называю этот период «позорным семилетием»: между триумфом последнего советского драматурга Людмилы Петрушевской (постановка «Московского хора» Олегом Ефремовым в МХАТе им. Чехова в день 90-летия Художественного театра) и триумфом первого постсоветского драматурга Ольги Мухиной (постановкой Петром Фоменко и Андреем Приходько пьесы «Таня-Таня» в Мастерской П. Фоменко) у нас не было национальной драматургии, а стало быть, и современного героя на сцене.

        Театр, общество моментально перестали интересоваться современностью, ушли в классику, проблемы инсценировки, ностальгию. Драматургический цех замер, оцепенел.

        Именно в тот момент возникает движение современной пьесы – с созданием фестиваля «Любимовка», к которому Алексей Казанцев имел непосредственное отношение.

        Этот ход конем драматургов 90-х сегодня кажется подвигом, подвижничеством и единственно правильным решением. Они сделали так, как некогда сделала группа художников-модернистов 20-х годов XX века: они ушли в производство, на заводы.

        Они поняли, что что-то нехорошее происходит с искусством, что в эпоху становления советской государственности неутилитарное эфемерное искусство стало ненужным, утомительным органом.

        Недавно Алексей Казанцев перенес тяжелую операцию. Уехал в Болгарию на фестиваль, ждал свой театр на гастроли, пошел на пляж, где внезапно произошла остановка сердца
        Недавно Алексей Казанцев перенес тяжелую операцию. Уехал в Болгарию на фестиваль, ждал свой театр на гастроли, пошел на пляж, где внезапно произошла остановка сердца

        Авангардисты ушли в промышленность и одержали победу: художники круга Казимира Малевича основали принципы современного дизайна в посуде, промодежде, предметах быта.

        Точно так же поступило драматургическое поколение в 1990-х: почти полностью отказавшись от собственного творчества, Алексей Казанцев, Елена Гремина, Михаил Угаров, Николай Коляда ушли в производство, занялись делом объединения, консолидации драматургической жизни, пестования новых имен, новой эстетики.

        Они решили так: если театр отгородился от нас непробиваемой стеною, значит мы, драматурги, создадим своими силами мощный стенобитный инструмент.

        Так появилось движение «новой драмы» – движение за обновление репертуара российских театров. Сегодня абсолютно очевидно, что оно, проклинаемое и возносимое, победило – современная пьеса стала естественной частью театрального процесса, за драматургами гоняются не меньше, чем за режиссерами, современная пьеса совершила мощный прорыв в кинопроцесс. И теперь уже о степени «прогрессивности» того или иного театра можно судить по его отношению к современной пьесе.

        Основанный Алексеем Казанцевым Центр драматургии и режиссуры за 9 лет существования осуществил постановку около 40 спектаклей.

        Симптоматично место, где играл ЦДР – Центр Владимира Высоцкого в Нижне-Таганском тупике, фактически на задворках легендарного Театра на Таганке, куда пройти можно было мимо ангаров с декорациями спектаклей Юрия Любимова. Очевидна преемственность авангардных тенденций.

        Центр возник в тот момент, когда словосочетание «молодой режиссер» означало «голодный, безработный и безнадежный», а «новая пьеса» производила эффект грубого мата на колоннах Большого театра.

        Их публика росла вместе с ними, и за 9 лет изменилось все. В Москву пришла мода на новую драму, новых актеров, новую режиссуру и современный энергичный театральный стиль. В театр пришел новый зритель.

        Все те, кто будет определять театральное пространство будущего, окрепли именно в Центре: режиссеры Кирилл Серебренников, Владимир Панков, Михаил Угаров, Владимир Агеев, Йоэл Лехтонен, драматурги братья Пресняковы, Василий Сигарев, Максим Курочкин, Наталья Ворожбит, Лаура-Синтия Чернаускайте, Павел Пряжко, актеры Анатолий Белый, Артем Смола, Андрей Кузичев, Владимир Скворцов, Алина Сергеева, Сергей Епишев и многие-многие другие. Здесь родился новый российский театр и все его спектакли-манифесты – «Пластилин» и «Облом off», «Пленные духи» и «Переход», «Трусы» и «Красной ниткой».

        Алексей Казанцев обладал уникальным даром заниматься чужим талантом, как своим, находить и нести его, пробивать новое имя сквозь сгущенную толщу авторитетов.

        Его за глаза звали «дедом», «дедушкой» – не за возраст (он выглядел совсем не старым, напротив, молодился), а за доброту, лучистость.

        Каждый спектакль, не только премьерный, он провожал зрителей из зала, вглядываясь в лица зрителей после представления, пытаясь угадать реакцию. Полуседая борода, печальные глаза, черная рубашка навыпуск, свитер, завязанный рукавами на груди.

        При всем при этом Алексей Казанцев обладал совершенно трагическим, отчаянным, порою даже мизантропическим мировоззрением.

        В каждом его интервью или публичном выступлении – разговор о тяжкой судьбе России, о том, что «воруют». Вспомнив под конец жизни о том, что он по образованию режиссер, Казанцев именно об этом поставил спектакль «Смерть Тарелкина» – о стяжательстве и коррупции, о чиновнической гнили, о смертоносном кошмаре распадающейся страны.

        Об этом были и его последние пьесы.

        Получив известие о смерти Казанцева, Михаил Угаров вспоминает в своем интернет-дневнике: «Говорили с Максимом Курочкиным, что правильно мы не оставили название пьесы Наташи Ворожбит «Демоны». Казанцев просил так не называть, говорил мне по телефону: «Вот умрет кто-нибудь, и вам будет неприятно». Потом думал, что нельзя было этот фестиваль «Любимовка» открывать пьесой «Мои мертвецы»... Это все глупости, детские игры с мифологией. По сравнению с реальной смертью».

        И так действительно было. Казанцев был суеверен. Он, принявший решение ставить пьесу Натальи Ворожбит «Демоны», встал стеной и попросил изменить название. Спектакль должен выйти в конце сентября под названием «Нинкина земля». Детские игры с мифологией... Теперь это предубеждение обретает особый смысл.

        Жизнь Алексея Казанцева оборвалась в ожидании большого подарка Центру и новому театру вообще. Длительное время бездомный, несчастный (Центр В. Высоцкого и другие площадки приходилось арендовать) Центр драматургии и режиссуры в этом сезоне должен был начать играть на двух собственных сценах сразу – на «Соколе», в бывшем Камерном театре Бориса Покровского и в залах бывшего театра «Вернисаж» на Пресне.

        Новая, вольготная жизнь Центра драматургии и режиссуры должна была вот-вот начаться...

        Прощание с Алексеем Николаевичем Казанцевем состоится через несколько дней в Центральном доме актера.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        Мировая «пятерка» может собраться в Москве

        Станислав Ткаченко, профессор СПбГУ, эксперт клуба «Валдай»
        Когда в трех главных ядерных державах планеты внутриполитические процессы начинают доминировать над вопросами внешней политики, открываются возможности для самых разных инициатив, включая проект создания пятисторонней (США, Китай, Россия, Великобритания, Франция) системы контроля ядерного оружия. Подробности...

        Нормальный Киев существует параллельно с ненормальным

        Глеб Простаков, журналист
        За идиотизмом политиков мы забываем, что значительная часть украинцев абсолютно вменяемы, трезвы в суждениях и в целом мало отличаются от людей из ДНР, ЛНР, Крыма, да и самой России. Подробности...
        Обсуждение: 43 комментария

        В Израиле за комичные куплеты Долгополову может прилететь год тюрьмы

        Сергей Мардан, публицист
        Современные европейские государства холят и лелеют всякого рода меньшинства. Россия, правда, пошла по особому пути и вместо того, чтобы выпустить закон «о защите чувств и прав гомосексуалистов», выбрала другую группу – верующих. Подробности...
        Обсуждение: 113 комментариев

        Во Всеволоде Чаплине было столько намешано

        Дмитрий Ольшанский, публицист
        На лавочке у своего храма вдруг умер отец Всеволод Чаплин. Ужасно его жалко. Хотя сам отец Всеволод, несомненно, сказал бы, что нечего носиться с земной жизнью, не надо ее слишком ценить, он вообще был враг светского сентиментального либерализма. Подробности...
        Обсуждение: 20 комментариев

        Интернет вдруг стал обязанностью

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Русский сегмент интернета – самый свободный. Если кто-то и цензурирует свободу мнений в РФ, так это американская компания Facebook. Прямо на территории России. Парадокс? Нет. Подробности...
        Обсуждение: 22 комментария

        Это укрепление суверенитета, а не новая Перестройка

        Дмитрий Родионов, политолог
        В политической истории России наступил новый этап. Речь, разумеется, о поправках в Конституцию, предложенных президентом в ходе своего послания Федеральному собранию. Смею предположить, что следующие шаги будут еще более радикальными. Подробности...
        Обсуждение: 70 комментариев

        Украина не вернется из мира страшных сказок

        Антон Крылов, журналист
        Вслед за президентом из телесериала граждане Украины получили государство из телесериала. И нет ни малейших предпосылок к тому, чтобы Украина в ближайшее время самостоятельно или с чьей-то помощью вернулась из мира смешных и страшных сказок в объективную реальность. Подробности...
        Обсуждение: 75 комментариев

        Глупо жаловаться на патернализм, исповедуя инфантилизм

        Алексей Алешковский, сценарист
        Любое плюс-минус демократическое государство строится на консенсусе, а не готтентотской морали меньшинства, которое прижало большинство к ногтю и заставило петь: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Подробности...
        Обсуждение: 39 комментариев

        И заспорили славяне, кто из них антисемит

        Дмитрий Бабич, политолог, журналист
        После церемонии в «Яд Вашеме» нам предстоит долгая борьба за правду. И в этой борьбе ЕС не будет нашим союзником, а скорее, наоборот, противником. В любом случае главную ношу этой борьбы нам придется вынести самим. Подробности...
        Обсуждение: 54 комментария

        На Украине объявили войну книгам и школам

        Андрей Манчук, политолог
        Эта апартеидная система ставит русский язык на самое последнее место. И открыто унижает русскоязычных граждан, которых фактически лишают возможности обучать детей на их родном языке – несмотря на формальное равенство, гарантированное им основным законом страны. Подробности...
        Обсуждение: 20 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............