23 июля, понедельник  |  Последнее обновление — 10:40  |  vz.ru
Разделы

В чем главный «грех» Трампа?

Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
Некоторые эксперты выдвинули тезис о том, что Дональду все равно ничего сделать не дадут. Мол, все переговоры станут возможными только со следующим президентом-демократом. К этому тезису у меня есть как минимум две претензии. Подробности...

Там такая аура. Даже в армии было куда легче

Текст дня, лучшие материалы блогосферы
Таких любителей гуманизма надо отправить поработать в зону и обязать выполнять работу аттестованного персонала. Я так поработал два года. Считаю, что это два года потерянной жизни. Подробности...

Как «бойцы АТО» оккупировали Лазурный берег

Галина Гужвина, преподаватель математики в Политехническом институте (Ecole Centrale) г. Лиона, Франция
Вчера сидели рядом с семьей на пляже. Муж, тридцати еще нет, сначала договаривался по телефону встретить кого-то в аэропорту Ниццы, а потом звонил на Родину: «Сашк, ну ты сходи, за меня отметься. Как будто я в АТО, а не здесь». Подробности...
Обсуждение: 40 комментариев

    Минобороны показало испытания новейшего вооружения

    Минобороны приоткрыло завесу тайны над современными российскими вооружениями, анонсированными Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, такими как беспилотник «Посейдон», гиперзвуковая ракета «Кинжал» (на фото ее пуск с нового носителя) и другие
    Подробности...

    Президенты России и США встретились в Хельсинки

    Владимир Путин и Дональд Трамп начали свой исторический тет-а-тет в финской столице с «серьезного» рукопожатия. Тем не менее один из английских журналистов разглядел, как Трамп подмигнул Путину во время открытой для журналистов встречи. Беседа тет-а-тет продолжалась 2 часа 10 минут
    Подробности...
    Обсуждение: 14 комментариев

    Во Франции после победы на ЧМ-2018 произошли погромы

    Франция второй раз в истории стала чемпионом мира по футболу, обыграв в «Лужниках» Хорватию со счетом 4:2. Эйфелеву башню подсветили в национальные цвета, а болельщики в Париже встретили победу своей сборной бурным ликованием, перерастающим в беспорядки
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В ЦНИИмаш после дела о госизмене могут сменить руководство

        Павел Руднев

         
        Павел Руднев (1976) закончил театроведческий факультет ГИТИСа (курс Н. Крымовой). Несколько лет работал на фестивале «Золотая маска» и в «Независимой газете». Сейчас Руднев находится на самой что ни на есть передовой театрального фронта, занимая должность арт-директора Центра им. В. Мейерхольда. Любит экспериментальное и смелое искусство, а в критике демонстративно традиционен.

        Мнения

        Дмитрий Дробницкий
        Некоторые эксперты выдвинули тезис о том, что Дональду все равно ничего сделать не дадут. Мол, все переговоры станут возможными только со следующим президентом-демократом. К этому тезису у меня есть как минимум две претензии.

        Галина Гужвина
        Вчера сидели рядом с семьей на пляже. Муж, тридцати еще нет, сначала договаривался по телефону встретить кого-то в аэропорту Ниццы, а потом звонил на Родину: «Сашк, ну ты сходи, за меня отметься. Как будто я в АТО, а не здесь».
        Обсуждение: 40 комментариев

        Антон Крылов
        Фраза «русский – это тот, чья жена или дочь носит кокошник, а чай они пьют из стаканов с подстаканниками» смотрится мирно и уютно. У этих бытовых предметов есть серьезный шанс стать символом объединения народа, чего никак не могут сделать исторические личности.
        Обсуждение: 31 комментарий

        Алексей Анисимов
        Сегодня на шесть работающих приходится пять пенсионеров. Нужно что-то делать, ибо сама собой эта проблема не решится. Неужели стоит перекладывать это на молодых, повышая налоги для работающих, чтобы обеспечить выплаты пенсионерам?
        Обсуждение: 87 комментариев

        Ербол Каиров
        Весь вчерашний вечер листал ленту и видел, как сотни моих знакомых скорбели и выставляли совместные фото с погибшим. Именно такие спортсмены всегда были ближе к народу. И мы, этот народ, сберечь такого человека не смогли.
        Обсуждение: 11 комментариев

        Андрей Тесля
        Счастье – продукт скоропортящийся. Испытав счастье – следом готовишься испытать несчастье. В том числе от того, что другие пользуются большим, лучшим, проводят время веселее, прекраснее, насыщеннее, чем ты.
        Обсуждение: 48 комментариев

        Ольга Баталина
        Если гипотетически забыть обо всех остальных значимых расходах и перевести нагрузку по выплате пенсий в основном на федеральный бюджет, тогда это уже никакая не страховая система, а по сути пособие в связи с низким уровнем дохода.
        Обсуждение: 287 комментариев

        Ирина Алкснис
        Европейский суд по правам человека присудил участницам Pussy Riot 48 тыс. евро, которые обязал выплатить Российскую Федерацию. С другой стороны, США инициировали дело против Марии Бутиной. У этих историй есть некоторое пересечение.
        Обсуждение: 51 комментарий

        Андрей Бабицкий
        Попытка продвигать идею гендера как социального конструкта имеет в виду поднять человека до уровня Бога, способного своей волей и прихотью отрясти прах биологической связанности со своих ног. Эта дорога ведет очень далеко.
        Обсуждение: 46 комментариев

         Василий Авченко
        Дело, конечно, не только в вывеске. Куда важнее содержание восточной политики России. Но слова тоже имеют значение. Скажем, жители Верхней Вольты, решив с понедельника жить по-новому, первым делом переименовались в Буркина-Фасо – «страну достойных людей».
        Обсуждение: 30 комментариев

        Павел Руднев: Бедный детский театр

        19 ноября 2007, 15:00
        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        В Москве прошел фестиваль театра для детей «Большая перемена», организованный театром «Практика». Откровений было немного, профессионалы в растерянности. Что делать с детским театром, по-прежнему не знает никто.

        Ясно одно: на детей дали денег, а дадут еще больше. По России запланировано множество фестивалей детского театра. И в Москве в октябре уже один такой прошел – назывался «Гаврош», на сцене Московского театра клоунады. Прошел он, к сожалению, совершенно бесследно. Фестивализация театра для детей началась сегодня по заказу правительства, а это, как водится, пугающая перспектива. Весь театр России в этом сезоне со всеми фестивалями, антрепризами и продюсерскими проектами будет развернут на детский театр – только потому, что Владимир Путин назвал демографический взрыв важнейшей социальной задачей Российской Федерации и обещал деньги на детское искусство.

        I

        «Театр для детей – призвание, которое дано минимальному проценту творческой интеллигенции. Сказочники рождаются еще реже, чем поэты»

        В чем важнейшие проблемы детского театра сегодня? Тягучий, мучительный, порою кровавый процесс обновления репертуара, модернизации смыслов и пересмотра ценностей менее всего затронули эту заповедную зону. Театр для детей по-прежнему пребывает сегодня в иллюзиях и старомодных представлениях об искусстве сцены.

        Считается, что театр для детей – зона театральной халтуры, безответственная игра на понижение. Нерадивым творцам детского театра дети кажутся зрителями без вкуса и способности возмущаться, предъявлять эстетические претензии. Известная и прославленная максима Николая Коляды звучит так: «Пионер – сопливый, но рубль в кассу несет». Означает она самую простую и понятную вещь: детский театр – пространство гарантированного получения прибыли, не зависящего от качества.

        Детский театр в советском обществе превратился в обязаловку – в феномен «театров юного зрителя», которых нет ни в одной стране мира. Как только город достигал численности населения, приближающейся к полумиллиону, в городе непременно выстраивали ТЮЗ, куда обычно ссылали режиссеров, либо неугодных власти (и тем самым принуждали их к нелюбимой работе), либо невостребованных «взрослыми» театрами. Устанавливалась незримая иерархия: кукольный театр – для малышей, ТЮЗы – для подростков, театры драмы – для солидной публики. Между тем театр для детей – призвание, которое дано минимальному проценту творческой интеллигенции. Сказочники рождаются еще реже, чем поэты.

        Принудительная система «тюзятины» распалась моментально в шальные годы перестройки – практически все ТЮЗы страны изменили название: либо на нейтральное, как в Рязани – Театр на Соборной, либо на молодежные театры. Последних было большинство, и, в сущности, это «взросление» ТЮЗов от малышковой аудитории к тинейджерскому искусству означало следующее: бессмысленность и размытость понимания спектакля «для старшего школьного возраста», «для младшего школьного возраста». Утверждалось понятие «семейный спектакль» и «спектакль для всех» как более естественное.

        Есть и другая проблема, возможно более существенная. Убийственная косность зрительских ожиданий и предпочтений в отношении детского театра. Взрослые часто полагают, что твердо знают, что ребенку хорошо, а что ребенку – смерть. Как только театр предпочитает менять формат детского спектакля, раздаются гневные голоса мамаш с устоявшимися эстетическими критериями: «Чему учит ваш спектакль?» На такой вопрос нет и не бывает ответа.

        Детский театр пребывает в тисках морализма. Непременная моральная выкладка, порой понимаемая в духе просторечивого финала басни, воспитательная функция театра как его доминанта, настрой на исключительный позитив и желание отгородить, оттащить ребенка от конфликтов, проблем, трагедий и, самое главное, реальности, слащавый, обессмысленный жанр «все танцуют и поют» – вот примерный перечень «эстетического канона», который обычно используется в детских постановках. Старомодный детский театр в современном исполнении все больше напоминает феномен анимации в турецких и египетских курортных зонах: царство позитива, разогрева ленивой публики. Все средства хороши, чтобы дитя не плакало.

        Понятное дело, детский театр сложней. Он сложен, как лицо ребенка в знаменитом фильме Герца Франка и Юриса Подниекса «На десять минут старше». Самое страшное для детского мира – это установление мнимых ограничений, якобы во имя нерушимости хрупкой детской души. В детском театре очень много охранительных тенденций. Считается, что ребенок не должен воспринимать ничего трагического, конфликтного, непозитивного, ему нравственно тяжело принять несправедливость мира или несчастливый финал. Ребенку сознательно отказывают в сложности восприятия мира, в конфликтности мироустройства, в демонстрации самых неприглядных сторон реальности. Не хотят говорить с ребенком на равных, без сюсюканий. Театр считается почему-то местом, где лучше солгать и приукрасить, чем заставить ребенка пострадать и помучиться вместе с героями, подумать о диалектике добра и зла в несправедливом мире. Теория бесконфликтности – атрибут соцреализма – до сих пор царствует в театре для детей.

        II

        Шведская пьеса была нам как спасение вручена фестивалем «Большая перемена»
        Шведская пьеса была нам как спасение вручена фестивалем «Большая перемена»

        В отличие от большинства театральных акций для детей фестиваль «Большая перемена» был ярок и утвердителен в рекламной кампании, заметен и экспрессивен, полон манифестов и акционизма. Его пестрая огромная программа свидетельствовала о серьезных намерениях, но внимательный взгляд все равно упирался в признание очевидного факта: афишу нахватали на скорую руку, а имена идеологов и отборщиков афиши скрыли от публики. В своих манифестах фестиваль заявлялся как помощь в модернизации и обновлении детского театра в России, как система мастер-классов, адресованных ветшающей традиции. В афише значились показательная западная программа (британская, шведская, канадская, мексиканская), несколько хороших российских спектаклей для детей, не раз засвеченных на других крупных фестивалях, и патриархи в виде «Синей птицы» МХАТ им. Горького и «Муму» петербургского МДТ.

        Основной упор предполагалось сделать на западные театры, которые должны были показать российскому свой образцовый уровень. Но как раз эта часть афиши была наименее слабой, вопросительной, тем более что бросалось в глаза и очевидное: на западный театр дать денег поскупились, взяли то, что легче вывозить. Британская программа была, пожалуй, в этом смысле самой материально бедной – моноспектакли на ковриках, стульчиках и столах. Воспоминания детства, еще бурлящие в нас, говорят нам о том, что бедный детский театр в принципе невозможен – ребенок смотрит на мир глазами, и здесь систему восприятия не изменишь никакими нововведениями.

        Есть версия, что детский театр может быть только любительским, энтузиастическим. То есть детский театр может быть только призванием, но не работой. Режиссером, актером детского театра можно быть только по велению души, но не по найму. Система российских ТЮЗов (театров юного зрителя) – государственный институт детского театра, сохранившийся с советских времени, – этот постулат разбивает, хотя упущения случаются тут не реже, чем победы. Альтернативный статус детского театра (статус второго в городе) всегда заставлял российские ТЮЗы чувствовать себя несколько контркультурно по отношению к «основной» театральной жизни. Как правило, ТЮЗы более активны и пассионарны, чем инертные классические «театры с колоннами». В ТЮЗах копилась и сосредоточивалась нерастраченная творческая энергия, тюзовские артисты всегда хотели играть больше, лучше, глубже, интереснее, «по-взрослому». Отчего, собственно говоря, эта тюзовская пассионарность и исходит.

        Суждение о том, что детский театр может быть только любительским, вспомнилось на специальной британской программе фестиваля «Большая перемена». Но вспомнилось исключительно в ироническом ключе. Потому что британская программа продемонстрировала откровенно любительский уровень, который подавался фестивалем как показательный. В «Молодом Гамлете» на белом коврике непритязательный Крис Коннотон разбросал предметы, чтобы затем с азартом детектива, беря в руки то или иное вещественное доказательство, простенько и доступненько, особенно не стараясь вжиться ни в одну из ролей, рассказать о фабуле «Гамлета» так, словно бы в перипетиях, в скелете сюжета как раз и заключается соль истории. Причиной создания такого дайджеста для детей от 10 лет режиссер Пол Харман назвал незнание британскими тинейджерами шекспировской истории. Вопрос, собственно говоря, заключает в том, нужно ли вообще таким образом знакомить детей с пьесой Шекспира, давая из нее сухую выдержку сюжета? В чем кайф рассказывания «Гамлета» как сказки, если ясно, что сквозь эту «широкоформатную» сетку пересказа вымывается золотой песок вечной истории, а остается скелет без мысли и мускулатуры?

        По России запланировано множество фестивалей детского театра
        По России запланировано множество фестивалей детского театра
        Кевин Льюис, исполнявший спектакль «Маркос», выглядел абсолютным энтузиастом детского театра, не умеющим технично встать и сесть, выглядящим порой ужасающе беспомощно на голой пустой сцене, населенной скучающими зрителями. Спектакль «Тэдди в рюкзаке», сделанный еще одним любителем, Ги Холландом, в зеленоградском театре «Ведогонь», выживал только за счет артиста Вячеслава Семеина, который существовал на сцене в традиционной тюзовской манере, словно бы британского режиссера не было вовсе. Режиссура британца заключалась в том, чтобы три раза рассказать одну и ту же простодушную сказочку, примитивно написанную по канонам простейшей компьютерной игры, – без мотиваций, без нюансов, без эмоций. Трижды рассказанная история (сперва словами актера, затем действиями случайного ребенка из зала, затем беззвучной мимикой и пластикой актера) напоминала сказку про докучного бычка и в конечном итоге превращалась в бессмыслицу. Целью театральной игры было уже не переживание и сострадание, а неосмысленное повторение ребенком действий актера-лидера, так сказать, зрительная память действий, или, если следовать лексике компьютерной игры, поэтапная «схема прохождения» – пройти уже изведанный кем-то путь, чтобы не осалиться. Стоит ли говорить о том, что такие вещи мало способствуют развитию творческого воображения у ребенка, а скорее его закабаляют.

        И шведская пьеса была нам как спасение вручена фестивалем «Большая перемена». Пьесу Гуниллы Боэтиус «Женщина, которая вышла замуж за индюка» в постановке Нижегородского ТЮЗа показывали детям до 16, которым смотреть ее было невыразимо скучно. Докучные рассуждения о кризисе и разрушении семейных ценностей дали почву для спектакля, полного бессмысленной беготни, запоздалых откровений в духе абсурдистского театра и финала, в котором почтенная мать семейства, затерроризировавшая свой круг, дала волю старомодной моралистической выкладке: примерно в духе «надо жить дружно» и «возьмемся за руки, друзья». Спектакль тут же остановился как вкопанный, словно бы ради этих «священных» слов о необходимости добра, мира и справедливости и нужно было перетерпеть полтора часа актерского кривляния. Эта шведская пьеса – все что угодно, но только не новое слово в детском театре, который переваривал и не таких новаторов.

        Наконец, сам театр «Практика» решил запустить в свой репертуар шведскую же пьесу Андерса Дууса «Теперь ты снова бог». Школьники, первая красавица и первый хулиган, под звуки нескончаемого дождя отвлекаются на минутку от обсуждения и пародирования своих учителей, а также от своих пубертатных переживаний и начинают рассуждать о боге, пытаясь разыграть между собой диалог бога и человека. Со сцены льется набор самых банальных откровений про божественную сущность, которая заставляет краснеть от стыда за автора, сумевшего из всех возможных вариантов диалога о религии записать самый простодушный, самый неталантливый и пустой. Ей-богу же, не стоило и браться за детскую пьесу, если видеть в современных школьниках столь банально мыслящих типажей. В 12–13 лет дети бывают гораздо умнее и эмоциональнее взрослых. На спектакле казалось, что герои «Южного парка» и даже «Бивиса и Батхеда» гораздо более интеллектуально и эмоционально напряжены, чем эта пара, извергающая из себя трюизмы. В режиссуре Даниэля Голдмана молодые артисты Евгения Волкова и Виктор Либеров повторяли все тюзовские штампы подряд – все эти допущения и ужимки, в которых погрязает взрослый артист, пытаясь играть тинейджера. Эта показная развязность, это стремление выглядеть глупее, чем есть на самом деле, эта натужная неестественность, превращающая спектакль в фальшивку.

        На этом фоне самым ярким пятном был наш российский спектакль «Счастливый Ганс» из Самары, классического ТЮЗа, одного из лучших в стране, – «СамАрта». Хоть и закоренел он в наших хороших тюзовских традициях, «Счастливый Ганс» выглядел как внятный отпор британской любительщине. Нормальный человеческий спектакль для маленьких хулиганов-карапузов. Мир, созданный режиссером Александром Кузиным внутри сказочного шатра, откликался ощущением абсолютного счастья и у детей, и у взрослых. По-своему идеальное детское зрелище, синтезирующее традиции советского детского театра и новую его реинкарнацию, – открытое, дерзкое, заводное зрелище без сюсюканья и затейничества. Артистам играть было в кайф, зрители были без ума от театрального хулиганства, а детям предлагали условия игры, в которую они смело с артистами играли. В пьесе по мотивам русских и немецких сказок драматург Михаил Бартенев, как всегда, выступил как драматургический минималист. Бартенев это делает совершенно мастерски – пишет серьезные пьесы на 7–10 страничках, где все уложено между строк, в емких метафорах, с замаскированными шуточками для взрослых; сегодня он лучший детский драматург, обильно ставящийся в России. Самарский театр показал богатый спектакль, человечески, эмоционально богатый – вот этого богатства эмоций, этого честного разговора с ребенком на «ты» в западных спектаклях решительно не хватало. Засушенные и неискренние, формализованные и бесчувственные, они походили на черствое пирожное, которое валялось в ранце школьника всю неделю.

        В связи с «Большой переменой» приходится вспоминать нравоучительный афоризм: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». У театра «Практика» все в порядке с главным делом его жизни – с современной пьесой. Театр Эдуарда Боякова развивается крайне интересно и по-своему мощно, являя пример реформированного репертуарного театра в условиях экономических и управленческих перемен. Театр «Практика» серьезно, умно, творчески занимается новой драмой, пропагандируя ценности нового театра. Но детский театр – это категорически не территория театра «Практика», а мы категорически против того, чтобы серьезной проблемой занимались не специалисты в данной области. Фестиваль «Большая перемена» не решил и не поставил проблем, и детский театр пока остается наедине с собственным кризисом.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        В чем главный «грех» Трампа?

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        Некоторые эксперты выдвинули тезис о том, что Дональду все равно ничего сделать не дадут. Мол, все переговоры станут возможными только со следующим президентом-демократом. К этому тезису у меня есть как минимум две претензии. Подробности...

        Там такая аура. Даже в армии было куда легче

        Текст дня, лучшие материалы блогосферы
        Таких любителей гуманизма надо отправить поработать в зону и обязать выполнять работу аттестованного персонала. Я так поработал два года. Считаю, что это два года потерянной жизни. Подробности...

        Как «бойцы АТО» оккупировали Лазурный берег

        Галина Гужвина, преподаватель математики в Политехническом институте (Ecole Centrale) г. Лиона, Франция
        Вчера сидели рядом с семьей на пляже. Муж, тридцати еще нет, сначала договаривался по телефону встретить кого-то в аэропорту Ниццы, а потом звонил на Родину: «Сашк, ну ты сходи, за меня отметься. Как будто я в АТО, а не здесь». Подробности...
        Обсуждение: 40 комментариев

        Смогут ли подстаканник и кокошник объединить Россию?

        Антон Крылов, журналист
        Фраза «русский – это тот, чья жена или дочь носит кокошник, а чай они пьют из стаканов с подстаканниками» смотрится мирно и уютно. У этих бытовых предметов есть серьезный шанс стать символом объединения народа, чего никак не могут сделать исторические личности. Подробности...
        Обсуждение: 31 комментарий

        Три важных условия для изменения пенсионной системы

        Алексей Анисимов, руководитель исполкома ОНФ
        Сегодня на шесть работающих приходится пять пенсионеров. Нужно что-то делать, ибо сама собой эта проблема не решится. Неужели стоит перекладывать это на молодых, повышая налоги для работающих, чтобы обеспечить выплаты пенсионерам? Подробности...
        Обсуждение: 87 комментариев

        Дениса любила вся страна

        Ербол Каиров, Спортивный комментатор
        Весь вчерашний вечер листал ленту и видел, как сотни моих знакомых скорбели и выставляли совместные фото с погибшим. Именно такие спортсмены всегда были ближе к народу. И мы, этот народ, сберечь такого человека не смогли. Подробности...
        Обсуждение: 11 комментариев

        Наши либералы – глубоко советские люди

        Евгений Примаков, Внук бывшего премьер-министра России Евгения Примакова, генеральный директор АНО "Русская гуманитарная миссия"
        В совестливой либеральной общественности по поводу дела Маши Бутиной внезапно проснулся застарелый карго-культ «Органы ошибаться не могут!» – если это органы иностранные. «Арестовали – значит, было за что!» Где-то мы это уже слышали. Подробности...
        Обсуждение: 6 комментариев

        Счастье доступно и для спящего под мостом

        Андрей Тесля, кандидат философских наук
        Счастье – продукт скоропортящийся. Испытав счастье – следом готовишься испытать несчастье. В том числе от того, что другие пользуются большим, лучшим, проводят время веселее, прекраснее, насыщеннее, чем ты. Подробности...
        Обсуждение: 48 комментариев

        Откуда брать деньги для повышения пенсий

        Ольга Баталина,
        Если гипотетически забыть обо всех остальных значимых расходах и перевести нагрузку по выплате пенсий в основном на федеральный бюджет, тогда это уже никакая не страховая система, а по сути пособие в связи с низким уровнем дохода. Подробности...
        Обсуждение: 287 комментариев

        Правовой кризис на Западе вынуждает Россию стать маяком свободы

        Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
        Европейский суд по правам человека присудил участницам Pussy Riot 48 тыс. евро, которые обязал выплатить Российскую Федерацию. С другой стороны, США инициировали дело против Марии Бутиной. У этих историй есть некоторое пересечение. Подробности...
        Обсуждение: 51 комментарий
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............