18 октября, четверг  |  Последнее обновление — 15:03  |  vz.ru
Разделы

Трагедия в Керчи – проблема системная

Сергей Лукьяненко, писатель
Если родители не смогли, не имели на это времени и сил – в голове будет всё что угодно. А экстремистских организаций, тусовок, групп – вся Сеть полна. А каких-то вдохновляющих перспектив юноша не видит. И запретить продажу оружия – не выход. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Настоящая демократия возможна и на Северном Кавказе

Дмитрий Моргулис, бывший главный редактор газеты «Обзор»
Самое глубокое впечатление месяца – митинги в Ингушетии. Точнее, то, как они проходят и чем все в итоге заканчивается. Это что-то необычное для современной России. Почему всё именно так? Подробности...

Керчь, мы с тобой, мы рядом

Андрей Медведев, Политический обозреватель
Вот ты на работе, это обычный такой день. Суета, головняк, коллеги, которые не все одинаково приятны. А потом тебе звонят и говорят, что в колледже, где учится твой ребенок, взрыв. Что надо ехать на опознание. Какое опознание? Подробности...

    В керченском колледже сработало взрывное устройство

    На первом этаже политехнического колледжа Керчи – в столовой – прогремел взрыв. В обеденное время там находились десятки человек. По предварительным данным, погибли не менее десяти человек, порядка полусотни ранены. В качестве причины взрыва называется неустановленное взрывное устройство
    Подробности...

    «Союз» с космонавтами не долетел до МКС

    Во время старта с Байконура ракеты «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10» с космонавтами произошла авария носителя. Членам нового экипажа МКС пришлось совершить аварийную посадку в Казахстане. Космонавт Алексей Овчинин и астронавт Ник Хейг не пострадали
    Подробности...

    Умерла Монсеррат Кабалье

    В Барселоне на 86-м году жизни скончалась всемирно известная оперная певица Монсеррат Кабалье. Она до последних дней продолжала выступать на сцене. С самого начала карьеры ее любили за яркий голос и характерную манеру исполнения
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Эксперт объяснил сообщения про стрельбу очередями в колледже Керчи

        Дмитрий Бавильский

         
        Дмитрий Бавильский (1969) закончил Челябинский университет. Сначала стал известен как литературный критик, затем как автор многочисленных романов («Семейство паслёновых», «Едоки картофеля», «Ангелы на первом месте», «Нодельма»), переведенных на многие европейские языки. Действительный член Академии российской современной словесности, много сил положивший на борьбу с шестидесятниками и постмодернизмом. Несмотря на записной мизантропизм, добрый и отзывчивый, в сущности, автор, ратующий за «правильную искренность» в искусстве.

        Мнения

        Сергей Лукьяненко
        Если родители не смогли, не имели на это времени и сил – в голове будет всё что угодно. А экстремистских организаций, тусовок, групп – вся Сеть полна. А каких-то вдохновляющих перспектив юноша не видит. И запретить продажу оружия – не выход.
        Обсуждение: 24 комментария

        Дмитрий Моргулис
        Самое глубокое впечатление месяца – митинги в Ингушетии. Точнее, то, как они проходят и чем все в итоге заканчивается. Это что-то необычное для современной России. Почему всё именно так?

        Андрей Медведев
        Вот ты на работе, это обычный такой день. Суета, головняк, коллеги, которые не все одинаково приятны. А потом тебе звонят и говорят, что в колледже, где учится твой ребенок, взрыв. Что надо ехать на опознание. Какое опознание?

        Ирина Алкснис
        Осмысливая этот печальный и – увы – знакомый по обширному предыдущему опыту алгоритм, я вдруг подумала, что трагедии и несчастья определяют нас в не меньшей, а возможно, даже в большей степени, чем радостные события.
        Обсуждение: 47 комментариев

        Денис Тукмаков
        Это не просто «изоляция» или «санкции» – плевать бы на них. Это именно расчеловечивание. Объявление нас – всех-всех, таких разных, «советских» и «антисоветских» – вне человеческого закона. Что ответить на это?
        Обсуждение: 61 комментарий

        Игорь Мальцев
        Поколение тридцатилетних kid-adults, которые ментально остались тринадцатилетними бунтарями с задней парты, вдруг вспомнило про Егора Летова и предлагает назвать омский аэропорт Letov.
        Обсуждение: 28 комментариев

        Екатерина Ракитина
        Тоска по вымыслу, над которым можно, по словам классика, облиться слезами, была утолена на излете советской истории. Этого никто не ожидал.
        Обсуждение: 11 комментариев

        Василий Авченко
        Пророческий потенциал Лагутенко очевиден, но расшифровываются его предсказания задним числом, поначалу представляясь сумбурным набором фраз. Когда чайки вдруг запели на знакомом языке, к ним следует прислушаться.
        Обсуждение: 15 комментариев

        Егор Холмогоров
        Разрыв евхаристического общения Московского и Константинопольского патриархатов породил легкую панику: «Если мы разорвали с главным православным патриархом мира, то мы теперь не православные? А тогда кто?»
        Обсуждение: 48 комментариев

        Александр Чаусов
        Есть подозрение, что население в Хакасии несколько устало от политических маневров и бесконечных ожиданий «второго тура» , а голосовать будет с поправкой на этот психологический настрой.
        Обсуждение: 5 комментариев

        Дмитрий Бавильский: Об искренности в искусстве

        20 июня 2005, 20:30
        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Мои самые сильные эстетические впечатления последнего времени так или иначе связаны с искренностью. В поп-культуре, разумеется.

        Так что впору говорить о «новом сентиментализме». Тем более что именно так пытаются охарактеризовать то, что делает, ну, например, Евгений Гришковец. Уже вторая его книга (сначала «Рубашка», теперь вот «Реки») попадает в списки бестселлеров. Сначала у Гришковца были берущие за душу моноспектакли. Потом пьесы, которые ставили другие. Потом подошла очередь пластинок, теперь вот книг. И все, что Гришковец делает – он делает очень искренне. Все это уже почти на автомате берет за душу. Берет и берет. Значит, это уже прием. Значит, это уже технология.

        Затем новая пластинка Земфиры. Та самая, что про нефть. Вышла на излете зимы, а волнует до сих пор. После всех этих песенок про «хочу повеситься» Земфиру отчего-то дико жалко. Мол, страдает. Сильная, а мучается. Мощь воздействия Земфиры в том, что она идеальный проводник современного состояния. Того, что мы (все мы) чувствуем здесь и сейчас. Явленная нам формула времени - «какое время на дворе, таков мессия»...

        Земфира
        Земфира
        Но вот ведь - жалко. Не оттого ли, что она, претендующая на звание всечеловека, и есть всечеловек, то есть и ты. И ты тоже. Жалея Земфиру, жалеешь себя. Себя, да? Ее пластинки – не «театр песни», но дневник (оттого и веришь), зарифмованное и пропетое ЖЖ, хроника пикирующего бомбардировщика: добром это не закончится. И ты словно смотришь кино, драму разложения, исчезновения. Строит себе человек мавзолей при жизни, замуровывает себя уже даже не в клетке, в склепе образа.

        А вот Ксении Собчак не веришь. И Ксению Собчак совершенно не жалко. Хотя, наблюдая за ней время от времени (невозможно не наблюдать, так ее много), четко осознаёшь: добром это точно не закончится. Такая вот наша Леди Ди, рожденная отечественными реалиями с поправками на отечественные реалии, синтезированный СМИ муляж. Ксения Собчак – антиземфира. Они и соотносятся друг с другом как полнота (наполненность) и пустота, содержание и бесформенность, искренность и гламур.

        Тем не менее в них много общего. И попадание на обложки журналов. И способ общения-сообщения с нами (через СМИ). И несовпадение образа и реальности (вдруг Земфира, ну, скажем, жадная). Но и в Земфире и в Собчак есть «отрыв», который кажется движением без подстраховки и который обязательно должен привести к какому-то трагическому результату.

        Упомянув Земфиру, невоможно пройти и мимо Ренаты Литвиновой. Так активно нам навязывали их в виде пары, что невозможно. Тем более что Литвинова – еще один матерый человечище современной поп-сцены. Феерические роли в «Настройщике» и «Жмурках», повышенная светская активность. Демонстративная искусственность образа, в котором, тем не менее, прочитываешь некую непосредственность: да, я не дива, но я буду такой. Уважать хочется. За настойчивость. За волю к победе. За многогранность в использовании медиа. Мало кто так...

        Ксения Собчак
        Ксения Собчак
        Так выстраивается ряд под условным названием «За искренность в искусстве» (была такая историческая статья Померанцева в «Новом мире» 50-х). Очевидно, что успех в сегодняшнем массовом искусстве вызывает в том числе и искренность. Открытость. Сила Земфиры не в том, что она мыслитель, а в том, что она фиксатор и улавливатель. Строчка «на этих самых разностях построен этот мир» в качестве философского обобщения смешна. Но как бытовое наблюдение она верна и даже точна.

        Земфире веришь из-за хроникальности песен. Все же знают, что она зашифровывает в них реалии своей жизни, не объясняя их. С кем были эти стрелки в Польше и кто такая Жужа, мы не знаем. Потому что искренность не равна открытости. Полной открытости. И Литвиновой веришь, несмотря на то, что она вся такая-сякая деланная. В этом тоже есть извращенная и вывернутая наизнанку искренность женщины-трансвестита, женщины в квадрате, женщины-женщины. Желание нравиться как движущая сила. Гришковец вот тоже синтезирует новую искренность, ищет точки, в которых мы все пересекаемся и которые мы пробегаем в силу их малой значительности. А он подмечает и возвращает.

        Все эти очень разные медиаперсонажи воздействуют на нас тем, что мы понимаем под искренностью. Даже Ксения Собчак. Она и есть предел этой самой новой искренности, заявляющей себя под девизом «Да, я вот такая, я, типа, могу себе позволить быть такой». Это не «полюбите нас черненькими», это «Бог умер и все разрешено». Отсюда и ощущение, что всё обязательно плохо кончится.

        Отечественный шоу-бизнес состоит из постоянного превышения голоса, воплей и причитаний, форсированного звука. К современному потребителю трудно пробиться. Его нужно оглушить или огорошить. Полутона уже не считываются. Коммерция, отзывчивая на запрос времени, понимает недостаток чувств в этом жестком и пропитанном корыстью мире. Отсюда и возникают все эти потоки «откровений».

        Рената Литвинова
        Рената Литвинова
        Дмитрий Александрович Пригов недавно высказался в том смысле, что по наличию искренности можно определить сферу действия того или иного деятеля искусства: «Если у него присутствует пафосное высказывание, значит он занимается поп-литературой. Важна культурная вменяемость - нужно понимать, чем ты занимаешься...» Потому как культурная вменяемость мало сочетается с искренним проявлением чувств: вкус не позволяет, бэкграунд.

        Пафос заменяет полутона и оттенки, мастерство и многомерность. Народ возмущается тем, что Баскова изгоняют из Большого Театра, - как так, он ведь по-оперному поет. То есть - достаточно громко! Телевизионные сериалы обучают четкости и ясности. Открытый финал в современном романе более невозможен: книжка будет плохо продаваться, если в конце автор не расставит ряд жирных точек. Поэты-сатирики рифмуют слоганы из рекламных роликов. Теперь необязательно знать мировую культуру. Для того чтобы понять механизмы популярности, нужно просто смотреть телевизор. Там много и красиво плачут. По всем каналам сразу.

        И всё это неправильно. Потому что поэтов «от сохи», новых Есениных более не может быть. Механизм культуры чудовищно усложнился. Особенно после информационного обвала конца века, совпавшего в России с перестройкой. Невозможно создать что-то новое, не опираясь на четко осознаваемый фундамент того, что было.

        И наоборот – знание (начитанность, ориентированность) добавляют свободу твоим перемещениям внутри текста. За немногими исключениями, искренность подходит, когда тебе нечего сказать. Или когда есть чего, но не знаешь как. Чтобы сказать слово в простоте отныне нужно быть очень изощренным и профессиональным.

        Особенно это касается сегодня серьезной литературы, художественной прозы.

        Потому что поэзии это касалось всегда.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        Трагедия в Керчи – проблема системная

        Сергей Лукьяненко, писатель
        Если родители не смогли, не имели на это времени и сил – в голове будет всё что угодно. А экстремистских организаций, тусовок, групп – вся Сеть полна. А каких-то вдохновляющих перспектив юноша не видит. И запретить продажу оружия – не выход. Подробности...

        Настоящая демократия возможна и на Северном Кавказе

        Дмитрий Моргулис, бывший главный редактор газеты «Обзор»
        Самое глубокое впечатление месяца – митинги в Ингушетии. Точнее, то, как они проходят и чем все в итоге заканчивается. Это что-то необычное для современной России. Почему всё именно так? Подробности...

        Керчь, мы с тобой, мы рядом

        Андрей Медведев, Политический обозреватель
        Вот ты на работе, это обычный такой день. Суета, головняк, коллеги, которые не все одинаково приятны. А потом тебе звонят и говорят, что в колледже, где учится твой ребенок, взрыв. Что надо ехать на опознание. Какое опознание? Подробности...

        Трагедия в Керчи. Чего ждать дальше?

        Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
        Осмысливая этот печальный и – увы – знакомый по обширному предыдущему опыту алгоритм, я вдруг подумала, что трагедии и несчастья определяют нас в не меньшей, а возможно, даже в большей степени, чем радостные события. Подробности...
        Обсуждение: 46 комментариев

        Нас пытаются превратить в ацтеков, чтоб было не жалко бомбить

        Денис Тукмаков, журналист газеты «Завтра»
        Это не просто «изоляция» или «санкции» – плевать бы на них. Это именно расчеловечивание. Объявление нас – всех-всех, таких разных, «советских» и «антисоветских» – вне человеческого закона. Что ответить на это? Подробности...
        Обсуждение: 61 комментарий

        Не только новые аэропорты, но и аттракцион для всей страны

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Поколение тридцатилетних kid-adults, которые ментально остались тринадцатилетними бунтарями с задней парты, вдруг вспомнило про Егора Летова и предлагает назвать омский аэропорт Letov. Подробности...
        Обсуждение: 28 комментариев

        От чего «Рабыня Изаура» спасла советских людей

        Екатерина Ракитина, к.ф.н., переводчик
        Тоска по вымыслу, над которым можно, по словам классика, облиться слезами, была утолена на излете советской истории. Этого никто не ожидал. Подробности...
        Обсуждение: 11 комментариев

        На материале «Мумий Тролля» нужно защищать диссертации

        Василий Авченко, писатель и журналист
        Пророческий потенциал Лагутенко очевиден, но расшифровываются его предсказания задним числом, поначалу представляясь сумбурным набором фраз. Когда чайки вдруг запели на знакомом языке, к ним следует прислушаться. Подробности...
        Обсуждение: 15 комментариев

        Православные в этом конфликте именно мы

        Егор Холмогоров, Публицист
        Разрыв евхаристического общения Московского и Константинопольского патриархатов породил легкую панику: «Если мы разорвали с главным православным патриархом мира, то мы теперь не православные? А тогда кто?» Подробности...
        Обсуждение: 46 комментариев

        В Хакасии ведется работа над ошибками

        Александр Чаусов, кандидат исторических наук, публицист
        Есть подозрение, что население в Хакасии несколько устало от политических маневров и бесконечных ожиданий «второго тура» , а голосовать будет с поправкой на этот психологический настрой. Подробности...
        Обсуждение: 5 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............