Сергей Миркин Сергей Миркин Западу нужна затяжная война до последней украинки

Чего действительно добиваются западные политики? Не исключено, что все громкие заявления сделаны с одной целью – побудить ЗЕ-команду бросить в наступление всех, кто еще остался.

5528 комментариев
Евгений Крутиков Евгений Крутиков Не признав Карабах, армяне сами загнали себя в ловушку

Хитрая «многовекторная» политика рано или поздно лишает тебя всех союзников. Даже тех, кто горой за тебя стоял веками. Или же эти союзники будут поддерживать тебя только на словах, как Франция. Или использовать в собственных геополитических интересах, как США.

14 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Разговоры о Евросоюзе «от Лиссабона до Луганска» будут забыты

Европейским политикам приходится придумывать массу символических жестов, которые могут имитировать решимость бороться с Россией в условиях невозможности настоящей мобилизации.

11 комментариев
20 июня 2005, 20:30

Дмитрий Бавильский: Об искренности в искусстве

Дмитрий Бавильский: Об искренности в искусстве

Мои самые сильные эстетические впечатления последнего времени так или иначе связаны с искренностью. В поп-культуре, разумеется.

Так что впору говорить о «новом сентиментализме». Тем более что именно так пытаются охарактеризовать то, что делает, ну, например, Евгений Гришковец. Уже вторая его книга (сначала «Рубашка», теперь вот «Реки») попадает в списки бестселлеров. Сначала у Гришковца были берущие за душу моноспектакли. Потом пьесы, которые ставили другие. Потом подошла очередь пластинок, теперь вот книг. И все, что Гришковец делает – он делает очень искренне. Все это уже почти на автомате берет за душу. Берет и берет. Значит, это уже прием. Значит, это уже технология.

Затем новая пластинка Земфиры. Та самая, что про нефть. Вышла на излете зимы, а волнует до сих пор. После всех этих песенок про «хочу повеситься» Земфиру* отчего-то дико жалко. Мол, страдает. Сильная, а мучается. Мощь воздействия Земфиры в том, что она идеальный проводник современного состояния. Того, что мы (все мы) чувствуем здесь и сейчас. Явленная нам формула времени - «какое время на дворе, таков мессия»...

Земфира
Земфира
Но вот ведь - жалко. Не оттого ли, что она, претендующая на звание всечеловека, и есть всечеловек, то есть и ты. И ты тоже. Жалея Земфиру, жалеешь себя. Себя, да? Ее пластинки – не «театр песни», но дневник (оттого и веришь), зарифмованное и пропетое ЖЖ, хроника пикирующего бомбардировщика: добром это не закончится. И ты словно смотришь кино, драму разложения, исчезновения. Строит себе человек мавзолей при жизни, замуровывает себя уже даже не в клетке, в склепе образа.

А вот Ксении Собчак не веришь. И Ксению Собчак совершенно не жалко. Хотя, наблюдая за ней время от времени (невозможно не наблюдать, так ее много), четко осознаёшь: добром это точно не закончится. Такая вот наша Леди Ди, рожденная отечественными реалиями с поправками на отечественные реалии, синтезированный СМИ муляж. Ксения Собчак – антиземфира. Они и соотносятся друг с другом как полнота (наполненность) и пустота, содержание и бесформенность, искренность и гламур.

Тем не менее в них много общего. И попадание на обложки журналов. И способ общения-сообщения с нами (через СМИ). И несовпадение образа и реальности (вдруг Земфира, ну, скажем, жадная). Но и в Земфире и в Собчак есть «отрыв», который кажется движением без подстраховки и который обязательно должен привести к какому-то трагическому результату.

Упомянув Земфиру, невоможно пройти и мимо Ренаты Литвиновой. Так активно нам навязывали их в виде пары, что невозможно. Тем более что Литвинова – еще один матерый человечище современной поп-сцены. Феерические роли в «Настройщике» и «Жмурках», повышенная светская активность. Демонстративная искусственность образа, в котором, тем не менее, прочитываешь некую непосредственность: да, я не дива, но я буду такой. Уважать хочется. За настойчивость. За волю к победе. За многогранность в использовании медиа. Мало кто так...

Ксения Собчак
Ксения Собчак
Так выстраивается ряд под условным названием «За искренность в искусстве» (была такая историческая статья Померанцева в «Новом мире» 50-х). Очевидно, что успех в сегодняшнем массовом искусстве вызывает в том числе и искренность. Открытость. Сила Земфиры не в том, что она мыслитель, а в том, что она фиксатор и улавливатель. Строчка «на этих самых разностях построен этот мир» в качестве философского обобщения смешна. Но как бытовое наблюдение она верна и даже точна.

Земфире веришь из-за хроникальности песен. Все же знают, что она зашифровывает в них реалии своей жизни, не объясняя их. С кем были эти стрелки в Польше и кто такая Жужа, мы не знаем. Потому что искренность не равна открытости. Полной открытости. И Литвиновой веришь, несмотря на то, что она вся такая-сякая деланная. В этом тоже есть извращенная и вывернутая наизнанку искренность женщины-трансвестита, женщины в квадрате, женщины-женщины. Желание нравиться как движущая сила. Гришковец вот тоже синтезирует новую искренность, ищет точки, в которых мы все пересекаемся и которые мы пробегаем в силу их малой значительности. А он подмечает и возвращает.

Все эти очень разные медиаперсонажи воздействуют на нас тем, что мы понимаем под искренностью. Даже Ксения Собчак. Она и есть предел этой самой новой искренности, заявляющей себя под девизом «Да, я вот такая, я, типа, могу себе позволить быть такой». Это не «полюбите нас черненькими», это «Бог умер и все разрешено». Отсюда и ощущение, что всё обязательно плохо кончится.

Отечественный шоу-бизнес состоит из постоянного превышения голоса, воплей и причитаний, форсированного звука. К современному потребителю трудно пробиться. Его нужно оглушить или огорошить. Полутона уже не считываются. Коммерция, отзывчивая на запрос времени, понимает недостаток чувств в этом жестком и пропитанном корыстью мире. Отсюда и возникают все эти потоки «откровений».

Рената Литвинова
Рената Литвинова
Дмитрий Александрович Пригов недавно высказался в том смысле, что по наличию искренности можно определить сферу действия того или иного деятеля искусства: «Если у него присутствует пафосное высказывание, значит он занимается поп-литературой. Важна культурная вменяемость - нужно понимать, чем ты занимаешься...» Потому как культурная вменяемость мало сочетается с искренним проявлением чувств: вкус не позволяет, бэкграунд.

Пафос заменяет полутона и оттенки, мастерство и многомерность. Народ возмущается тем, что Баскова изгоняют из Большого Театра, - как так, он ведь по-оперному поет. То есть - достаточно громко! Телевизионные сериалы обучают четкости и ясности. Открытый финал в современном романе более невозможен: книжка будет плохо продаваться, если в конце автор не расставит ряд жирных точек. Поэты-сатирики рифмуют слоганы из рекламных роликов. Теперь необязательно знать мировую культуру. Для того чтобы понять механизмы популярности, нужно просто смотреть телевизор. Там много и красиво плачут. По всем каналам сразу.

И всё это неправильно. Потому что поэтов «от сохи», новых Есениных более не может быть. Механизм культуры чудовищно усложнился. Особенно после информационного обвала конца века, совпавшего в России с перестройкой. Невозможно создать что-то новое, не опираясь на четко осознаваемый фундамент того, что было.

И наоборот – знание (начитанность, ориентированность) добавляют свободу твоим перемещениям внутри текста. За немногими исключениями, искренность подходит, когда тебе нечего сказать. Или когда есть чего, но не знаешь как. Чтобы сказать слово в простоте отныне нужно быть очень изощренным и профессиональным.

Особенно это касается сегодня серьезной литературы, художественной прозы.

Потому что поэзии это касалось всегда.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............