На вопрос о том, есть ли место гуманизму в картине взаимного уничтожения, которую представляет собой любая война, можно ответить: да, есть, в той мере, в какой мы предполагаем оставаться самими собой.
2 комментарияДо зимы 2016 года рынки будут барахлить
Василий Ходеев: До зимы 2016 года рынки будут барахлить
В течение 2015–2016 годов потребительский спрос столкнется с дефицитом импортных товаров (ведь мы же привыкли импортировать все-все), а после чего начнет удовлетворять недорогое внутреннее производство.
В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Василия Ходеева о том, почему производить дешевый сегмент мы можем в России, а не импортировать его из Китая.
В ближайшие два года произойдет то, что должно было произойти еще лет десять назад
Доллар падает. Остальные валюты тянутся вслед за ним.
Понять и объяснить логику укрепления рубля можно. Как один из вариантов: кредиты стали дорогими, сократился на 40% импорт, выплаты по корпоративным валютным кредитам прошли, долларов стало излишне много для ситуации прямо сейчас.
Отсюда и укрепление рубля. Это очень разумно и имеет под собой основание.
Но я бы сформулировал проще: граждане перестали психовать – сначала не хотели верить в кризис, потом скупали все без разбора, а теперь – привыкли. Успокоились инвесторы.
Для них вопрос отказа от российского рынка никогда не стоял, непонятно было только, как жить с санкциями. Вот и осторожничали. А оказалось, что жить с санкциями можно.
Вообще, я удивляюсь адекватности экономической политики властей в этом году. Да, проморгали осень, завершившуюся декабрем. Но мало того, что сбили панику – заставили крупный бизнес и олигархию наконец думать о реальном секторе.
В ближайшее время в экономике случится то, что должно было произойти еще лет десять назад, а именно:
Первое. Мы не можем производить ряд технологических продуктов. И не нужно. Грубо говоря, производить верхнюю одежду сложно, нужны технологии и традиции (я говорю о производстве по мировым стандартам).
Но вот производить дешевый сегмент мы можем в России, а не импортировать его из Китая. А то дошло за последние годы до того, что завозим трусы, носки и спички.
Второе. Много говорят о производственной нише в мировом распределении труда, которую нужно найти и занять. Приводят в пример корейцев, которые, благодаря национальному менталитету, смогли перенести технологию выращивания риса на технологию сборки телевизоров и автомобилей.
Думаю, искать ничего не нужно. В России есть традиции и отличная база производства широкого спектра комплектующих для машино-, приборо-, станкостроения.
Есть металлургическая отрасль и школа металлообработки. Дешевый рубль и правильная промышленная политика должны сделать эти предприятия этой отрасли серьезными экспортными игроками.
Третье. Я всерьез рассчитываю на то, что федеральное правительство поймет, как это здорово, когда люди работают самостоятельно (в малом бизнесе или по найму в малом и среднем бизнесе).
Им не нужно платить из федерального бюджета. При этом они являются реальными налогоплательщиками, платят налоги сами, а не бюджет, перекладывая деньги из одного кармана в другой.
Все это приведет нас к тому, что в течение 2015–2016 годов потребительский спрос столкнется с дефицитом импортных товаров (ведь мы же привыкли импортировать все-все), а после чего начнет удовлетворять недорогое внутреннее производство.Доля импорта значительно не вырастет, но изменится его качество. Завозиться будет относительно дорогой, не производящийся в стране товар, а у населения будут излишки в рублях, чтобы покупать его по завышенному курсу. И это будет нормально и цивилизованно.
Я думаю, что осенью-зимой 2015–2016 года экономика и рынки еще будут барахлить. Я не верю, что в декабре 2015 года доллар опять не поднимется до 65 рублей.
Но перспектива хорошая. А к нынешней ситуации нужно относиться с определенной долей юмора – как к выпавшему в мае снегу.