Сергей Худиев Сергей Худиев Дать человеку выпить яду – это не акт сострадания

Никакая система не будет искать трудное и дорогостоящее решение (совершенствовать обезболивание и уход за больными, помощь нуждающимся и т. д.), когда есть легкое и дешевое – просто выписать им порцию яда.

7 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Финансовая система БРИКС ударит по доллару США

Финансовая система БРИКС должна стать одним из тех главных катков, которые пусть медленно, но неумолимо проедутся по однополярному миру, в основе которого – власть доллара. При этом единая валюта странам БРИКС совсем ни к чему.

4 комментария
Ванесса Гьяццелли Пайм Ванесса Гьяццелли Пайм Столкновение с Западом помогло русским осознать свою цивилизационную ценность

Как в России чувствует себя личность и вообще человеческая индивидуальность? Я лично удостоверилась в том, что русские люди по-настоящему уважают частную жизнь и совсем не навязчивы, хотя они и не такие индивидуалисты, какими обычно бывают люди на Западе.

19 комментариев
30 октября 2024, 16:10 • В мире

Болгария показывает свое политическое вырождение

Болгария показывает свое политическое вырождение
@ Hristo Vladev/Reuters

Tекст: Кирилл Аверьянов

Пятую часть болгарского парламента будут занимать пророссийски настроенные политики. Так выглядит один из главных итогов прошедших в стране парламентских выборов. Однако сам факт этих выборов, как и их результаты, показывает вырождение политической системы Болгарии. Как и почему страна пришла к такому политическому бессилию?

Седьмые по счету за последние три года внеочередные парламентские выборы состоялись в Болгарии в воскресенье 27 октября. Предыдущие выборы проходили 9 июня, но тогда сформировать правительство не удалось после трех попыток, и президент Румен Радев назначил техническое правительство во главе с Димитаром Главчевым.

На этих выборах порог для прохода в законодательный орган преодолели девять партий. Первые места достались проевропейским коалициям «ГЕРБ-СДС» (26,4%) и «Продолжаем перемены – Демократическая Болгария» (14,23%).

Существование двух этих партий является, в общем, курьезом, так как цели и задачи у них совершенно одинаковые. И те и другие видят Болгарию исключительно в «великой семье европейских народов». Однако ГЕРБ и «Перемены» за все время своего существования ни разу не смогли заключить между собой хоть сколько-то внятное соглашение и непримиримо конкурируют.

Дошло до того, что по условиям договора о коалиционном правительстве был заключен весьма странный договор: премьер-министр и глава МИД Болгарии должны быть представителями разных партий и раз в полгода меняться местами! Эта конструкция, как заранее было ясно, оказалась провальной.

На третьем месте с результатом в 13,38% находится партия «Возрождение», имеющая в Болгарии репутацию пророссийской.

Четвертое и шестое места отчасти «родственные» – на них с результатом в 11,45% и 7,49% соответственно расположились коалиции «Движение за права и свободы – Новое начало» (ДПС) и «Альянс за права и свободы». Обе этих политических силы представляют собой обломки партии ДПС, за которые сражаются политик Джевдет Чакыров и медиамагнат Деян Пеевски.

Далее разместилась коалиция «Болгарская социалистическая партия – Объединенные левые» (БСП). Наследница Болгарской Коммунистической партии, когда-то одна из наиболее популярных в стране, сейчас БСП фактически организовала шаткую конструкцию из 12 общественных движений, чтобы пройти в парламент. Добились успеха также популистские партии «Есть такой народ» певца и телеведущего Слави Трифонова и созданные в 2023 году «МЕЧ» и «Величие».

Полезное для России в итогах имеется – в общей сумме число пророссийски настроенных политиков в болгарском парламенте достигнет 21%. Наиболее влиятельно среди них основанное в 2014-м «Возрождение» Костадина Костадинова, представленное в парламенте с 2021 года (38 мест из 240).

Партия последовательно выступает за мирное урегулирование конфликта на Украине. Еще весной 2022 года она проводила в Софии митинги, требующие нейтралитета Болгарии. Летом 2024 года партии удалось провести закон о запрете ЛГБТ-пропаганды в школах, а вот закон об иноагентах, аналогичный грузинскому, блокируется другими партиями.

Кстати, прозападными экспертами влияние пророссийских сил в парламенте оценивается вполне серьезно. «Это историческая битва за ориентацию страны, – говорит политолог Георги Лозанов. – Если мы не сформируем правительство, следующее правительство может агитировать за БРИКС».

Однако важно не это, а другое: с 2021 года Болгария не может выбраться из перманентного кризиса. Бойко Борисов был премьер-министром страны уже три раза и сейчас будет формировать уже четвертое свое правительство (он уже заявил о том, что в коалицию ни при каком раскладе не войдет «Возрождение» – «по идеологическим соображениям»). Болгарские аналитики говорят о том, что наиболее вероятная комбинация – это ГЕРБ, ПП-ДБ и «Есть такой народ».

Но это значит лишь то, что болгарская политическая система не способна породить принципиально других фигур, запоминающихся избирателю и способных на самостоятельное мышление. Пять премьер-министров, каждый из которых удерживался в кресле не больше года, – это чересчур напоминает веймарскую Германию середины 1920-х.

Да, никто не сможет упрекнуть Болгарию в отсутствии демократии: выбор политических сил тут на любой вкус, и органы власти обновляются регулярно. Вот только приносит ли это счастье и стабильность болгарскому народу? Или просто дает постоянную работу политикам?

Электоральная усталость болгар налицо: если на летних выборах явка составила 34,41%, то сейчас – всего 26,25%. Цифра стала историческим минимумом после изменений 1989 года. Зафиксировано множество случаев, когда избирателей на участки завлекали… пивом и кебабами.

Очевидно, что таким образом народ демонстрирует свое недовольство общим политическим курсом страны. Нестабильность лишь усиливается, а перемен не видать и близко. Интерес к выборам в Болгарии потерян не только в народе, но и в международном сообществе: так, выборам в не входящей в ЕС Молдове мировые СМИ уделяли втрое больше внимания.

В этом смысле Болгария представляет собой, пожалуй, наиболее яркий пример невозможности слепого переноса на восточноевропейскую почву западных схем парламентской демократии.

В постсоветских и постсоциалистических странах эта схема, как правило, вырождается в лучшем случае в говорильню, в худшем – в коррумпированное сборище. В итоге – перманентная нестабильность и цветные революции. Избежать этой схемы удается лишь странам с сильной президентской властью, где парламент играет вспомогательную роль (Россия, Белоруссия).

Новый состав болгарского парламента стал еще более фрагментированным, так что процесс формирования правящей коалиции наверняка будет долгим и сложным. Не исключено, что минимум через три, а максимум через восемь месяцев страну ожидают новые выборы – уже восьмые. Но надолго ли хватит терпения болгарского народа – вопрос открытый. Кризис, стартовавший в 2021-м, очень далек от завершения.

..............