Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
7 августа 2017, 22:40 • В мире

Попытка Макрона узаконить расходы на свою жену провалилась

Попытка Макрона узаконить расходы на свою жену провалилась
@ Benoit Tessier/Reuters

Tекст: Ирина Алкснис

Блестящие внутриполитические позиции нового президента Франции Эммануэля Макрона, кажется, дали трещину. Поводом для этого, разумеется, стали государственные деньги, которые планируется потратить не на кого-нибудь, а на его жену. Почему французские избиратели так резко отреагировали на, казалось бы, вполне разумные предложения своего президента?

Число собранных подписей под обращением на сайте Change.org против планов Елисейского дворца официально присвоить Бриджит Макрон статус первой дамы Франции к вечеру 7 августа перевалило за 210 тыс. Суть проста: люди возражают против специального финансирования жены французского президента из государственного бюджета.

В петиции говорится, что «нет никаких веских оснований для того, чтобы супруга главы государства получала за свое положение деньги из государственной казны». Кроме того, там же отмечено, что мадам Макрон уже располагает двумя-тремя помощниками, двумя секретарями и двумя охранниками – «и этого вполне достаточно».

Причины возникших во французском обществе разногласий кроются в самой природе роли «первой леди» – как в традиционном, так и в современном понимании.

«Первая леди» – это работа.

Безусловно, для людей обычных профессий, будь то врачи, шахтеры, продавцы или клерки в офисах, эта работа не выглядит слишком уж напряженной. Участие в официальных, благотворительных и прочих мероприятиях, патронаж разнообразных социально значимых и гуманитарных проектов и прочая, по сути, светская деятельность кажутся для большинства людей скорее развлечением.

Тем не менее это настоящая работа. Жизнь первой леди подчинена строгому протоколу и напряженному графику. Это тем более актуально, если первая леди активно вовлечена в общественную жизнь и публичную помощь своему мужу. Государство всегда так или иначе несет расходы на жену лидера страны.

Нынешняя коллизия возникла из-за того, что Макрон намерен эту ситуацию легализовать и формализовать.

На данный момент ни во французской конституции, ни в прочем законодательстве страны статус французской Première dame не определен. В то же время в распоряжении супруги президента находится рабочий кабинет, несколько сотрудников и охрана. Все это оплачивается из бюджета Елисейского дворца.

Во время своей предвыборной кампании Эммануэль Макрон напомнил французскому обществу, что жена президента Николя Саркози – Карла Бруни-Саркози – обходилась казне в 60 тыс. евро ежемесячно, а супруга социалиста Франсуа Олланда – Валери Триервейлер – почти в 20 тыс. Правда, после развода Олланда и Триервейлер в 2014 году у Франции не было первой леди, страна не несла соответствующих расходов.

Кроме того, самый громкий скандал прошедшей предвыборной кампании, похоронивший политическую карьеру Франсуа Фийона, который до этого считался фаворитом президентской гонки, оказался связан как раз с доходами его жены. Тогда стало известно, что жена Фийона была оформлена его помощником, когда он был депутатом Национальной ассамблеи, но при этом на самом деле не работала, получив зарплату из государственного бюджета в общей сложности в несколько сотен тысяч евро.

По большому счету Эммануэль Макрон прав: легализация и формализация статуса первой леди ограничит возможные злоупотребления. Работа первой леди – весьма ответственная и временами требующая серьезных представительских расходов (например, на наряды). Разумно подчинить все подобные расходы законодательным правилам.

И все же петиция против планов президента Макрона набрала уже больше 210 тыс. подписей. Критики Макрона заявляют, что у государства есть куда более важные сферы, нуждающиеся в финансировании, – от бедствующих студентов до миграционного кризиса. По их мнению, в этой ситуации неприемлемо тратить государственные деньги на наряды для жены главы государства. Однако факт в том, что бюджетные средства, покрывающие расходы супруги французского президента, все равно будут тратиться, ведь так уже традиционно происходило. Только делаться это будет по-прежнему вне каких-либо законодательных правил и ограничений.

Представляется, что причина недовольства этих 210 тыс. человек не в данной конкретной инициативе Эммануэля Макрона, а в его личности как таковой.

На прошедших президентских выборах большинство французов проголосовали за Макрона по принципу «только не Ле Пен», но вымученная мобилизация оказалась очень быстро исчерпана. И вот уже рейтинг недавно избранного президента падает «стремительным домкратом» – на 10% за месяц. Даже разумные инициативы президента начали вызывать раздражение у его избирателей.

К вечеру понедельника французские СМИ сообщили, что Елисейский дворец отказался от идеи законодательного закрепления статуса первой леди. Вместо это будет обнародована некая «хартия прозрачности», которая коснется роли его супруги Бриджит в жизни государства. И это, надо признать, документ совсем другого, гораздо более низкого статуса.

Хорошей новостью для французского общества является то, что президент Макрон не готов идти на прямую конфронтацию с ним. Хотя теоретически ничто не препятствовало бы принятию его законопроекта, поскольку движение президента «Вперед, Республика!» располагает большинством в Национальном собрании.

Не столь хорошая новость заключается в том, что изменение планов относительно законопроекта ни малейшим образом не повлияет на суть процессов. Деятельность первой леди Франции по-прежнему будет финансироваться из государственного бюджета, просто документальным основанием для этого будет служить не закон, а документ менее высокого уровня.

Впрочем, никто не может гарантировать, что через какое-то время Елисейский дворец не сделает еще одну попытку вернуться к данному вопросу.

..............