Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
29 комментариевЛатыши сорвали «сепаратистские планы Кремля» в неожиданном месте
Спецслужбы Литвы и Латвии давно запугивают население «зелеными человечками» из РФ. «Зеленых человечков» в Прибалтике по-прежнему нет, зато обнаружился их аналог, который удалось победить при помощи электрошока и пыток. Звучит смешно, но это правда: «инструментом власти Кремля» и первопричиной конфликта на Украине объявлен страйкбол.
Страйкбол – российский аналог командной игры, более известной как Airsoft. Это военно-спортивная забава, в ходе которой применяется так называемая мягкая пневматика – оружие, стреляющее пластиковыми шариками калибром 6 или 8 мм, не содержащими цветных пигментов (что отличает данную игру от пейнтбола, где в качестве патронов используют шарики с краской). Хобби, конечно, по-своему специфическое, но слишком распространенное для того, чтобы не считаться подозрительным.
Тем не менее троих граждан России, приехавших в Латвию с целью помочь в проведении первого Всебалтийского турнира про страйкболу, внезапно задержали местные службы безопасности без явных на то причин.
«По сути, нас пытали»
Как рассказал член правления Латвийской ассоциации игроков в Airsoft Дмитрий Медведев, в России задержанные трудятся на предприятии, производящем экипировку для страйкбола. В Латвии они раньше не бывали – местные любители айрсофта пригласили их для обмена опытом. Страйкболисты вместе со спутницами прибыли в страну на рейсовом автобусе через Эстонию, но в десяти километрах от Риги машину остановили некие люди (позже выяснилось, что это сотрудники полиции безопасности), велели выключить мобильники и произвели задержание.
Сутки спустя задержанных выдворили из Латвии. Позднее выяснилось, что еще в конце ноября их как «потенциально опасных» занесли в черный список, не предупредив об этом. И, наконец, самое удивительное: решение о включении страйкболистов в черный список подписал лично глава МВД Рихардс Козловскис, но сам этот список действует только две недели – до 11 декабря.
«Турнир, в котором должны были принять участие около 300 человек, придется отменить. Часть участников уже прибыли в Ригу», – пожаловался Медведев.
Истоки этого происшествия следует искать в августе прошлого года, когда в латвийской прессе появилась информация о расправе, которую сотрудники все той же полиции безопасности учинили над страйкболистами на территории Озолниекского края (юг Латвии). Спортивное состязание оказалось прервано самым брутальным образом. Рассказывает участник событий Сергей Росликов:
«Неожиданно появились два микроавтобуса с бойцами из спецподразделения полиции безопасности и, не разбираясь, стали избивать всех участников игры.
Меня швырнули на бетонный пол, били в основном по корпусу.
Но больше других досталось командиру «Востока» Сергею. Его в конце показательно избивали, проводя при этом допрос. К сожалению, не знаю его фамилии, потому что мы с ним видимся только на страйкболе».
«Восток» – это одна из участвовавших в игре команд. Ее участники были одеты в форму, напоминающую форму российских военнослужащих. Возможно, агрессию спровоцировало именно это, но, как уверяет Росликов, произошедшее было похоже на «спланированный захват» – ПБ явно знала о мероприятии и подготовилась к акции устрашения.
«Зачем они это делали – я не хочу гадать и спекулировать на тему, например, национальных признаков. Они вели себя некорректно, использовали электрошок, по сути, пытали. Это, конечно, перебор, поэтому мы и подняли шумиху. Одно дело – приехать и проверить документы, а другое – вытаскивать по одному, избивать и пытать электрошоком», – рассказал впоследствии Росликов в одном из интервью, уточнив, что обратился в больницу, где были зафиксированы все полученные травмы.
Сами сотрудники ПБ обосновали свои действия жалобой местных жителей, сообщивших, что рядом находятся вооруженные люди и устраивают тренировки. «Потом они сказали, что у нас тут бандформирование, что мы хотим подорвать независимость Латвии, что мы тренируемся, чтобы устроить тут то же, что на Украине... Они прекрасно знали, что это игра. Airsoft в Латвии уже больше десяти лет существует. Сотрудники полиции безопасности мониторят это дело», – резюмировал Росликов.
«Инструмент силы и власти Кремля»
Радио Baltkom обратилось за разъяснениями в ПБ. Там случившееся назвали «проверкой», а пострадавших «активистами так называемого движения Airsoft». «В рамках опроса, проведенного ПБ, выяснилось, что среди участников мероприятия были люди, уже ранее попадавшие в поле зрения полиции безопасности в связи с поддержкой агрессивной внешней политики, осуществляемой Россией. В результате проведенных проверок и опросов, осуществленных ПБ, никто задержан не был», – гласит ответ спецслужбы.
В ПБ также пожаловались, что в Латвии «нет эффективного нормативного регулирования, которое регламентировало бы организацию военных игр и оборот используемого в них электропневматического оружия». Между тем «игры с применением такого оружия фактически используются для организации военно-тактических учений – например, для захвата зданий, для разведки местности и т. д.». А «поскольку нет эффективного механизма, который бы контролировал все вышеперечисленное, возрастает риск, что в таких учениях участвуют и те лица, которые выражают поддержку проведению незаконных военных действий на территории другого государства».
Дополнительный риск, по мнению ПБ, несет визуальное сходство используемого во время игр оружия с настоящим боевым, «что в совокупности с используемой военной формой иностранного государства создает потенциал конфликтной ситуации и уменьшает бдительность общества перед присутствием неизвестных вооруженных сил».
- Литовцы обнаружили, что "русские не приходят, да и не собираются"
- Латыши попытаются возродить украинских ветеранов из пепла
- Евгений Крутиков: Молодому человеку в Эстонии ударили рэпом в ухо
По сведениям латышской прессы, объектом усиленного интереса ПБ стала именно команда «Восток». Видимо, все-таки из-за формы. «После незаконной аннексии Крыма и начала боевых действий на востоке Украины подобные тренировки привлекают особое внимание и могут являться инструментом распространения влияния, силы и власти Кремля, особенно на постсоветском пространстве. Подобные группы отрабатывают конкретные боевые задачи, которые могут быть использованы российской стороной для ведения гибридной войны», – заявил источник в полиции безопасности.
Дабы пресечь эту угрозу, правительство Латвии в декабре 2016-го «в целях борьбы с угрозой гибридной войны» одобрило введение штрафов до 2000 евро за «незаконное ношение солдатской формы».
«Совсем не невинное занятие»
Весной 2017 года скандальная ситуация повторилась в Литве. 21 мая в главном комиссариате полиции Вильнюсского округа заявили о задержании близ города Неменчине «потенциальных диверсантов».
По словам пресс-секретаря полиции Рамунаса Матониса, в лесу была замечена группа вооруженных людей, после чего туда отправили антитеррористическое подразделение «Арас». В указанном информаторами месте были арестованы «12 мужчин с автоматическим оружием, некоторые из них были одеты в камуфляжные комбинезоны и майки российских десантников». В домах арестованных полиция устроила обыск, по итогам которого «обнаружено нелегальное оружие, патроны и, возможно, самодельные взрывные устройства».
Позже выяснилось, что «автоматическое оружие» – это инвентарь для страйкбола. В связи с этим член парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Арвидас Анушаускас заявил, что «игры литовских страйкболистов – совсем не невинное занятие».
По сути, Анушаускас изобразил целую теорию заговора. «Роль любителей страйкбола в планах российских спецслужб демонстрируют события на территории восточной Украины. Несколько лет назад, до начала войны в Донбассе, украинские спецслужбы отметили, что в этом регионе активно действуют клубы любителей страйкбола, разнообразные клубы по стрельбе или боевым искусствам, организации, объединяющие казаков и лиц пророссийской ориентации. В свое время эти организации стали своеобразной средой поддержки для сепаратистов», – рассказал он.
Анушаускас (кстати, некогда член комсомольской номенклатуры) также заявил, что проверка аккаунтов задержанных страйкболистов в социальных сетях выявила их «прокремлевские» настроения и даже «контакты с сотрудниками российских спецслужб». Подбор локаций для страйкбола также заставляет задуматься. «Мы обратили внимание, что задержанные устроили свой турнир недалеко от полигона, на котором проходят военные учения, также рядом с резиденциями премьера (это нежилое здание) и президента», – уверял парламентарий.
Справедливости ради стоит сказать, что в Прибалтике опасаются не только пророссийских страйкболистов. Патриотичные местные страйкболисты тоже вызывают опасение, если русские находятся где-то неподалеку.
Так, на исходе нынешнего августа все та же латвийская ПБ рекомендовала жителям страны в течение сентября не играть в Airsoft и Lasertag. Мартиньш Муйжниекс – руководитель компании Streelnieks, организующей подобные игры, – рассказал, что получил соответствующее предупреждение по телефону.
«Меня спросили, слышал ли я, что в связи с российскими учениями «Запад» в отношении игры Airsoft введены ограничения... На мой вопрос, какие будут последствия, если все же игры будут устраиваться, так как известно, что многие организации не собираются этот запрет выполнять, представитель ПБ указал, что надо считаться с очень большой вероятностью больших неприятностей», – свидетельствует Муйжниекс.
С учетом той антироссийской паранойи, которая охватила спецслужбы Латвии и Литвы в последние годы, можно поверить во многое. Например, в то, что искренний страх в Прибалтике вызывает любой камуфляж, похожий на российский, любое оружие, похожее на автоматическое, и любые игры, похожие на военные сборы.
Можно даже предположить, что в отсутствие настоящих «вежливых людей» разгоряченные прибалты отрываются на страйкболистах.
И все же происходящее настолько абсурдно, что объяснение напрашивается совсем другое. Поскольку широко разрекламированной «российской агрессии» нет и не предвидится, спецслужбам нужно делать хоть что-то, чтобы оправдать свое предназначение и продемонстрировать свою нужность налогоплательщикам.