Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

16 комментариев
21 марта 2016, 19:20 • В мире

Турция не сможет продавить свою версию реформы Совбеза ООН

Турция не сможет продавить свою версию реформы Совбеза ООН
@ Depo Photos/ZUMA/Global Look Press

Tекст: Юрий Богданов,
Андрей Резчиков

«Это своего рода жест отчаяния Эрдогана – типичная черта руководства Турции». Такими словами политологи оценивают идеи президента Турции радикально реформировать Совет Безопасности ООН. Предложения турецкого руководства направлены не только против России, но и против Соединенных Штатов, и поэтому вряд ли являются чем-то более существенным, чем обычная политическая риторика.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал к реформе Совбеза ООН путем расширения его до 20 стран и исключения постоянных членов. Свою идею он обосновал ситуацией в Сирии, «где убиты 500 тысяч человек», а перед «жестоким Асадом, который породил государственный террор», «расстилают красный ковер в Москве».

Многие говорят о том, чтобы внести в список постоянных членов СБ новые ведущие государства. Турция в их число не входит

«Разве такое возможно? Что это за мир? Что это за СБ ООН? Поэтому я говорю, что мир больше, чем пять постоянных членов СБ ООН. Судьбу 196 стран мира не могут определять только пять стран. У них нет на это права», – заявил Эрдоган. Он уверен, что Совбез в нынешнем виде был актуален во время Первой мировой войны (когда, напомним, вообще не было ООН – прим. ВЗГЛЯД), но сегодня условия другие. В СБ «нет представителей всех континентов», а есть «только три европейских государства».

Поясним, что в соответствии со ст. 23 Устава ООН постоянными членами Совета Безопасности являются США, Россия (как правопреемник СССР), Великобритания, Франция и Китай. Видимо, под тремя европейскими государствами Эрдоган подразумевает Россию, Британию и Францию.

Непостоянные члены СБ ООН избираются по принципу равномерного регионального представительства. Государства – члены ООН поделены на пять групп, каждая из которых имеет определенное число мест в Совете Безопасности. У «группы государств Западной Европы и прочих» (28 стран) – 2 места (плюс еще 3 места постоянных членов – Великобритании, Франции, а также одного из «прочих» – США). У восточноевропейской группы (23 государства) – 1 место (плюс одно место у России, входящей в эту группу). У азиатской группы (53 государства) – 2 места (плюс одно место у КНР). У африканской группы – три места.

«У Турции нет исторических заслуг перед ООН»

Директор исследовательского центра «Ближний Восток – Кавказ», специалист по Турции, политолог Станислав Тарасов отметил в интервью газете ВЗГЛЯД, что заявления Эрдогана об исключении постоянных членов СБ ООН направлены против России и США.

«Турецкий лидер не первый раз объявляет войну ООН. А кто он такой, чтобы это делать? Создание ООН стало результатом исхода Второй мировой войны. Турция только благодаря протекции Великобритании была среди государств – создателей этой организации. Турция фактически не принимала участие во Второй мировой войне. Более того, турки симпатизировали нацистам. Турция держала около 20 дивизий на границе с СССР и была готова напасть на нас. У Анкары нет исторических заслуг перед ООН», – сказал Тарасов.

Собеседник отмечает, что ООН нужно реформировать, но делать это должна не Турция. Эксперт уверен, что заявления Эрдогана имеют ярко выраженный антироссийский характер. «У Турции нет политического права заявлять о реформировании ООН. Есть более влиятельные и важные государства мира. Это такие страны, как Япония, Бразилия и т.д. А у Турции огромное количество внутренних и региональных проблем, ей не до реформирования ООН», – отметил политолог.

«Реформа назрела, но не с подачи Турции»

Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований (РИСИ), политолог Аждар Куртов отметил газете ВЗГЛЯД, что реформирование ООН в целом и СБ в частности давно стоит на повестке дня мировой политики. Многие к этому призывают. Эрдоган не самый влиятельный политик в мире, кто когда-либо призывал реформировать Организацию Объединенных Наций.

«Основные споры вокруг реформы ООН ведутся относительно соотношения постоянных и непостоянных членов. Многие говорят о том, чтобы внести в список постоянных членов новые знаковые государства, а не убрать этот институт. Турция в число этих стран не входит», – сказал Куртов. По мнению собеседника, реформа ООН должна происходить с подачи и при участии таких стран, как Индия, Япония, Бразилия, Германия.#{interviewpolit}

«Заявления Эрдогана явно сделаны с подоплекой и необъективны. Разумеется, эти слова направлены против России и США, так как это самые знаковые и важные члены Совета Безопасности. Это будет воспринято «в штыки» и Москвой, и Вашингтоном. Это своего рода жест отчаяния Эрдогана – типичная черта руководства Турции. Мы видим постоянные демарши. Например, Франция приняла решения относительно Геноцида армян. Что сделала Турция? Организовала кратковременный демарш», – подытожил эксперт.

Эрдоган не первый «реформатор»

Нынешняя система, по которой формируется Совбез, сложилась по итогам Второй мировой войны. В пятерку постоянных членов вошли страны, относившиеся к антигитлеровской коалиции: СССР, США, Великобритания, Франция и Китайская Республика (имеется в виду государство, которое возглавлял Чан Кайши, с 1949 года оно фактически контролирует лишь Тайвань и прилегающие острова, в 1971 году место Китайской Республики в СБ ООН заняла КНР, контролирующая материковый Китай).

Последний раз Совет Безопасности расширялся в 1960-х годах. Первоначально в его составе было 11 стран, включая пять постоянных членов. Потом число постоянных членов осталось, но стран стало 15, которым трудно «договориться иногда, а при 25 или 27 трудно даже дискуссию провести».

Предложения реформировать СБ ООН звучали неоднократно. В последнее время об этом открыто высказывался президент Франции Франсуа Олланд. Однако его предложения не были столь радикальными, на которых настаивает Эрдоган. Париж предлагал всего лишь отказ членов Совбеза применять право вето в случае рассмотрения вопросов о массовых жертвах.

Но президент России Владимир Путин по этому поводу указывал, что «на протяжении всех 70 лет существования организации право вето применялось всегда», в том числе и Францией. Впрочем, Путин заявлял о готовности обсуждать изменения в организации, не подвергая сомнениям принципы ее работы.

Осенью прошлого года премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявлял о желании Токио превратить ООН в организацию XXI века и «сделать так, чтобы сила Японии стала силой ООН», то есть получила право вето.

Последние восемь лет ведутся межправительственные переговоры по возможному реформированию Совбеза, которым предшествовали 11 лет неформальных консультаций.

Есть два основных лагеря. Первая группа стран хочет получить статус постоянного члена, а вторая категорически этого не хочет. Некоторые страны, претендующие на постоянное членство, готовы отказаться от права вето. Например, Германии оно не нужно. А африканские страны хотят, чтобы у них было право вето. Это и остается одним из самых сложных вопросов.

Еще одна группа государств предлагает создать новую категорию «полупостоянных членов», которые будут избираться не на два года, а на 8 лет с возможностью переизбрания. Но ни одна из этих моделей не набирает необходимые для одобрения 129 голосов Генеральной Ассамблеи.

..............