Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов 11 сентября – важнейший по последствиям день XXI века

«Несокрушимая свобода» положила конец романтическому глобализму с надеждой на единые правила, уважение к правам человека и малых стран, «невиданную личную свободу» и «свободу информации». Свобода проиграла «безопасности», а безопасность трансформировалась в контроль и принуждение.

0 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Империя – это веротерпимость

Консервативные христианские силы на Западе, недовольные всей радужной повесткой – это если не союзники, то люди, с которыми можно и нужно работать. В этом отношении поддерживать хорошие отношения с западными исповеданиями, католиками, лютеранами, протестантами – в интересах России.

6 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Щадя свои чувства, мы отделяем себя от правды

Что испытывают те, кто бежал из зоны обстрелов, кто жил годами в аду, кто лишился дома и близких? Что испытывают парни, которые каждый день смотрят в глаза смерти? Что испытывают матери и жены, узнавшие, что их родных больше нет в живых?

31 комментарий
26 января 2016, 22:15 • В мире

«Может, боевики нам потом пригодятся»

Наличие боевиков ИГИЛ в Панкисском ущелье может быть частью плана Грузии

«Может, боевики нам потом пригодятся»
@ кадр из видео

Tекст: Дмитрий Александров (Тбилиси), Юрий Зайнашев

Тбилиси заявил, что контролирует Панкисское ущелье и не фиксирует там скопления боевиков ИГИЛ. Ранее глава МИД России сообщил, что террористы по-прежнему используют этот уголок Грузии как свою базу. Эксперты подчеркивают, что популярность ИГИЛ* в Панкиси явно снизилась, но у Грузии могут быть свои планы на этих боевиков.

Террористическая угроза в Панкисском ущелье Грузии сохраняется, группировка «Исламское государство*» (по-арабски ДАИШ) использует эту территорию для тренировок, заявил во вторник глава МИДа Сергей Лавров. Он посетовал, что Москва вынуждена сохранять визовый режим с Тбилиси «во многом из-за того, что из Панкисского ущелья террористическая угроза не исчезла», передает РИА «Новости».

Из Панкиси уезжали воевать за «Исламское государство», но сейчас и эта тенденция пошла на спад. Возможно, это связано с изменением ситуации в Сирии

«И сейчас нет-нет да и доходят сообщения, что игиловцы используют эту труднодоступную территорию для того, чтобы там тренироваться, отдыхать и пополнять свои запасы», – сказал министр. Правда, соседней России, по его словам, прямо ничего не грозит. «Мы на данном этапе имеем достаточно надежный заслон, и все проявления, которые мы наблюдаем на территории России, мы купируем», – сказал Лавров.

«Надеюсь, что предложения о сотрудничестве, которые мы делаем, не будут проигнорированы, и коалиция во главе с США проведет в своих рядах работу по выявлению тех, кто не очень искренне сотрудничает в борьбе с ИГ и другими террористическими организациями», – заявил министр. Лавров добавил, что Москва готова пойти на отмену виз, но это странно обсуждать, пока между странами нет дипотношений. Он также не исключил в перспективе контактов президентов обеих стран.

Со своей стороны премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили возразил, что правительство полностью контролирует Панкисское ущелье и никаких террористических рисков там нет. Менее дипломатично ответил спецпредставитель Квирикашвили по вопросам отношений с Россией Зураб Абашидзе. «Министр Лавров в отношении Панкисского ущелья сделал тенденциозное заявление, так как власти Грузии полностью контролируют этот регион», – возразил он, признав, однако, что ранее из ущелья в Сирию действительно выехали не менее тридцати местных жителей. «В случае возвращения на родину им грозит уголовное преследование», – пообещал Абашидзе и добавил, что Тбилиси, несмотря на имеющиеся проблемы, готов продолжать прагматичную политику относительно Москвы.

#{smallinfographicleft=784692}Поток добровольцев идет на «спад»

Эксперт функционирующей в Тбилиси под эгидой НАТО международной рабочей группы по борьбе с террором Вахтанг Маисая рассказал газете ВЗГЛЯД, что регулярно посещает Панкисское ущелье и не видит сейчас никаких серьезных террористических рисков. «Я встречаюсь там со старейшинами, религиозными деятелями, молодежью. Ситуацию знаю хорошо. Там нет не то что тренировочных лагерей боевиков, но и серьезных боевых групп», – утверждает он. 

По его оценкам, в последнее время поток добровольцев в ИГИЛ* заметно снизился. «Из Панкиси уезжали воевать за «Исламское государство», но сейчас и эта тенденция пошла на спад. Возможно, это связано с изменением ситуации в Сирии. В любом случае правоохранительные органы Грузии держат обстановку под контролем. В Тбилиси сейчас идет суд над одним из тех, кто пытался там заниматься вербовкой. Его выявили и задержали представители СГБ Грузии», – напомнил он.

По словам Вахтанга Маисая, в Панкиси ситуация действительно была тревожной в начале нулевых годов, когда там всем заправлял чеченский полевой командир Руслан Гелаев – «было много боевиков». «Но сейчас такого точно нет. Никаких ячеек. Мониторят ситуацию в Панкиси грузинские органы пристально. Еще там недавно дважды за короткое время побывала министр обороны Грузии Тина Хидашели, она тоже внимательна к проблемам ущелья», – сказал эксперт. Он затруднился сказать, насколько много сохранилось в ущелье схронов с оружием, но отметил, что «сеть у компетентных органов сейчас налажена» и они последовательно ищут и оружие.

Председатель парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Ираклий Сесиашвили также выразил свое недоумение заявлением Лаврова. «Поезжайте и посмотрите. Ситуация подконтрольна. СГБ и другие соответствующие службы работают там эффективно, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Проводятся превентивные мероприятия. Напомню, что мы на законодательном уровне ужесточили ответственность за участие в боевых действиях в качестве наемников». Вслед за Абашидзе он заверил, что вернувшиеся из Сирии граждане Грузии ответят по закону.

Во вторник «Коммерсантъ», опираясь на свои источники в силовых структурах, рассказал о том, какую важную роль играют в «халифате» выходцы из Панкиси. Об этом изданию стало известно благодаря сотрудничеству со следствием одного из бывших боевиков, воевавших в Сирии.

Правда, боевик по имени Исламбек воевал не в ДАИШ, а в составе другой запрещенной организации – «Джейш аль-Мухаджирин валь-Ансар». По версии Исламбека, он примкнул к сирийским боевикам в феврале 2013 года, прилетев в Стамбул и перебравшись оттуда в сирийский город Харитан. Лагерем «Имарат Кавказ*» (организация запрещена в РФ), в котором в итоге оказался Исламбек, командовал выходец из Панкисского ущелья Фейзулла Маргошвили (Салахуддин аш-Шишани). Как полагает свидетель, в лагере находилось около 1,5 тыс. выходцев из России, вооруженных не только стрелковым оружием, гранатометами, зенитными установками калибра 23 мм, но даже ПЗРК «Игла» и «Стрела». Боевики, как рассказал свидетель, жили в многоэтажных домах поселка группами по 30–100 человек, выделенных по национальному либо «профессиональному» признаку. Там был, например, дом выходцев из дагестанского аула Гимры, «азербайджанский» и «крымский» дома, строения, отведенные соответственно спецназу и подрывникам.

Напомним, в конце декабря МВД Ирака объявило, будто американский спецназ поймал в Киркуке одного из главарей «Исламского государства», выходца из Панкисского ущелья Абу Умара аш-Шишани, однако в Пентагоне эту новость опровергли. Напомним, его настоящее имя – Тархан Батирашвили. Он служил в армии Грузии, участвовал в международных миротворческих операциях, воевал против России в августе 2008 года. 

Госдеп США ранее объявил награду в 5 млн долларов за информацию, которая поможет арестовать Батирашвили. По данным Госдепа, Батирашвили сперва возглавлял группировку «Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар», затем примкнул к ДАИШ, руководил одной из тюрем, где содержались иностранные заложники, участвовал в работе финансового подразделения «халифата», а также управлял группировкой в одной из областей Сирии. В 2013 году его повысили до командира сил ДАИШ на севере Сирии – в провинциях Алеппо, Ракка, Латакия и Идлиб.

«Это стиль, навязанный США»

С другой стороны, депутат Госдумы Адальби Шхагошев из Кабардино-Балкарии заявил газете ВЗГЛЯД, что также получает информацию о том, что боевики ИГИЛ все еще укрываются в соседней Грузии.

«Вообще речь идет о целой сети лагерей, которые обычно находятся за пределами территорий, где воюют террористы. Это прием, который применялся во время активизации международного терроризма на Северном Кавказе в 90-е. Сейчас они воюют в Ираке и Сирии, но до этого они подготовили сети, в том числе в Турции и в Панкисском ущелье. Мы-то рассчитываем на то, что против ИГИЛ всем миром боремся, тем не менее эти страны так и не наводят у себя порядок. А когда Грузия по доброй воле признавалась, что позволяет боевикам там укрываться? Это позиция Тбилиси, это политика заигрывания: если боевики не воюют у нас на территории, то, может, они нам потом пригодятся», – сказал Шхагошев, который в Госдуме работает в международном комитете.

Тот факт, что группа вернувшихся из Сирии боевиков все же арестована и ожидает суда в Грузии, по мнению депутата, означает, что власти различают разные направления среди террористических движений – задерживают представителей одних движений и закрывают глаза на других. «Если даже считаные боевики ИГИЛ и взяты под стражу, то это делается скорее для пиара. Власти борются с одними террористами, но поддерживают отношения с другими. Это стиль, навязанный Соединенными Штатами. Дурной пример заразителен», – подытожил депутат Госдумы.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............