Взгляд
19 сентября, воскресенье  |  Последнее обновление — 07:56  |  vz.ru
Разделы

Русское кино в долгу у России

Юлия Лемарк
Юлия Лемарк, Сценарист,режиссер и продюсер
Система госфинансирования фильмов – пережиток СССР, где государство давало деньги на все кинопроизводство по понятным причинам. А сейчас – нужны ли нам такие подачи? Подробности...
Обсуждение: 36 комментариев

Над либералами надругались с помощью УГ

Максим Соколов
Максим Соколов, публицист
Безусловно, искренние антикоммунисты обмануты Волковым – Навальным в самых лучших чувствах, и обмануты жестоко. Можно даже сказать, что над ними цинически надругались. Подробности...
Обсуждение: 38 комментариев

Человечество сознательно сажают на траву

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Невыразимый пафос, с которым Америка диктует повестку без компромиссов и оттенков, должен настораживать. Где-то тут кроется огромная ложь. И чья-то липкая лапа шарит по вашим карманам. Подробности...
Обсуждение: 27 комментариев

Вместо «ямы на Павелецкой» появился футуристический ландшафтный парк

Перед Павелецким вокзалом в центре Москвы открылась благоустроенная территория и ландшафтный парк с амфитеатром, площадью и фонтаном. Таким образом, завершается один из самых известных столичных долгостроев. В ближайшем будущем здесь же начнет работу подземный торговый комплекс с паркингом
Подробности...

С территории Украины обстрелян белорусский погранзнак

С территории Украины неизвестные открыли огонь по белорусскому пограничному знаку на участке Пинского погранотряда. Повреждение столба первыми обнаружили пограничники заставы «Сварынь». Дробь буквально изрешетила щиток с изображением белорусского герба. По всей видимости, стрельба велась из охотничьего ружья
Подробности...

В Иркутской области разбился пассажирский самолет, есть жертвы

В воскресенье вечером пассажирский самолет L-410 совершил жесткую посадку примерно в 500 км от Иркутска. На месте крушения найдены два черных ящика. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело. В качестве основных версий катастрофы рассматривают ошибку пилотирования и отказ техники
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Россия назвала доклад ЕП классическим образцом вмешательства в дела страны

    Главная тема


    Европарламент сделал попытку расколоть российское общество

    «веские аргументы»


    Депутат Европарламента указал способ превратить «Северный поток – 2» в руины

    «сатанинское начало»


    Актриса Васильева призвала отправить интеллигенцию в шахты

    пятикратная чемпионка


    Карпов отреагировал на иск грузинской шахматистки против Netflix

    Видео

    выборы 2024 года


    Возвращение Трампа погубит Америку

    зима близко


    В Европе появилась первая жертва газового кризиса

    американские IT-гиганты


    Apple и Google заставят исполнять законы России

    оборонный альянс


    США создали военный блок против Китая, унизив Францию

    региональные проблемы


    Наследие СССР прощается с родиной Ильича

    массы нелегалов


    Денис Фисенко: Современный мир – это война

    научный пересмотр статуса


    Игорь Мальцев: Человечество сознательно сажают на траву

    голосуй с пользой


    Максим Соколов: Над либералами надругались с помощью УГ

    на ваш взгляд


    Планируете ли вы принять участие в выборах 17-19 сентября?

    При создании Crew Dragon Илон Маск пошел на серьезный риск

    Даже диаметр ракеты имеет большое значение для ее успеха    4 июня 2020, 13:04
    Фото: REUTERS/Joe Skipper
    Текст: Алексей Анпилогов

    Продолжаются споры о том, насколько технологически новым является запущенный к МКС космический корабль Crew Dragon. Несомненно, Илон Маск произвел ряд ярких, но по сути чисто внешних эффектов (как его новые скафандры, например). Однако некоторые технические решения Crew Dragon действительно стали большим шагом вперед для освоения космоса. Хотя и рискованными.

    Начнем с простого: Crew Dragon действительно значительно больше и тяжелее своего основного конкурента – российского космического корабля «Союз».

    Объясняется это просто: изначальный проект «Союза» проектировался в условиях очень жестких ограничений по габаритам и весу – «в девичестве» первый «Союз» был орбитальным кораблем советской лунной программы и носил название 7К-ЛОК. Параметры 7К-ЛОК задавались возможностями и диаметром головной части советской лунной ракеты Н-1: масса корабля 9,85 тонны, а основной диаметр – 2,2 метра.

    Впоследствии «Союз» переделали для экспериментов, а после закрытия советской лунной программы – и для постоянной эксплуатации на околоземной орбите. Из-за этого «Союз» пришлось еще больше ужать по стартовому весу, до 6,6 тонны, так как выводить на орбиту Земли его пришлось одноименной ракетой, которая имела очень жесткие ограничения по полезной нагрузке.

    Первый запуск орбитального «Союза» в беспилотном варианте осуществили еще в 1966 году, более полувека тому назад. С тех пор за счет улучшения возможностей ракеты-носителя «Союз» вес новых модификаций «Союза» довели до 7,2 тонны. А вот с габаритными размерами что-то сделать оказалось гораздо сложнее – и они остались такими же, как у первых «Союзов». Из-за ограничений веса и габаритов «Союза» его конфигурацию несколько раз меняли от трехместной к двухместной – и наоборот, но и сегодня при наборе в российский отряд космонавтов присутствуют антропометрические ограничения (хотя и менее строгие, чем в 1960-1990-х годах). Сегодня в космосе летает уже шестое поколение «Союзов», имеющее название «Союз-МС», а экипаж российского корабля составляют три человека.

    А вот диаметр Crew Dragon составляет 3,66 метра при стартовом весе 12 тонн. Изначально под полеты к Луне планировали и Crew Dragon, но впоследствии в SpaceX отказались от этой идеи, ограничив применение своего корабля околоземной орбитой.

    Всё дело в том, что старты к Луне – совсем недешевое начинание, один запуск тяжелой ракеты SLS, которую хотят использовать для вывода нового американского лунного корабля «Орион» к нашему естественному спутнику, будет стоить около 1,3 млрд долларов. Второй причиной такого изменения планов SpaceX стала масса сложностей, с которыми сталкивается любой лунный корабль. Полет к Луне задает массу требований по автономности и надежности, а возвращение на Землю со второй космической скоростью резко поднимает требования к теплозащите при входе в атмосферу нашей планеты. Так что часто встречающееся утверждение о том, что Crew Dragon может летать к Луне и будет использован, как корабль снабжения для новой американской окололунной станции, не соответствует действительности. Его удел – полеты в пределах околоземной орбиты, с миссиями снабжения МКС. Пока что для запусков Crew Dragon будут использовать хорошо зарекомендовавшую себя ракету Falcon 9, которая является частично многоразовой и использует возвращаемые первые ступени.

    Несмотря на внушительный внутренний герметичный объем корабля, составляющий девять кубометров, в ближайшие годы корабль продолжит полеты с экипажами из четырех человек, а миссии с семью астронавтами пока что остаются делом будущего. Но, конечно, по сравнению с тремя космонавтами в «Союзах», на старте и при посадке зажатых в спускаемом аппарате с герметичным объемом чуть меньше четырех кубометров, это является значительным шагом вперед. Новые американские корабли гораздо просторнее и удобнее для экипажа.

    Новая система спасения и многоразовость

    Еще одним существенным отличием Crew Dragon от российских «Союзов» является их система аварийного спасения экипажа (САС). В американском корабле она интегрирована в конструкцию – в то время как в «Союзах» она внешняя, построенная на сбрасываемых на участке выведения пороховых ускорителях.

    Преимущество нового американского подхода очевидно. Внешняя пороховая САС всегда будет мертвым грузом на старте, а вот интегрированная в систему корабля САС может использовать топливо, предназначенное для маневров ориентирования и сближения на орбите. В этом случае никакого лишнего груза САС, сбрасываемого после старта, не будет – всё это топливо попадет на орбиту вместе с кораблем.

    Кроме того, не нужно специальным образом крепить тянущую пороховую САС перед пилотируемым кораблем, что упрощает требования к носовому обтекателю на старте. В силу этого Crew Dragon использует небольшой носовой конус, защищающий стыковочный адаптер во время полета в атмосфере, а в качестве обтекателя выступает сам корпус корабля.

    На «Союзах» с орбиты управляемо сходит лишь небольшой спускаемый аппарат, который не подлежит повторному использованию. У Crew Dragon возвращаемые герметические капсулы составляют около половины корабля по массе и объему, что позволяет говорить об их «частичной многоразовости» и решать эту задачу в дальнейшем. Как следствие, при повторном использовании это сулит немалую экономию средств.

    Впрочем, такая компоновка САС несет и определенный риск – фактически космический корабль стартует на «бочке с гидразином», токсичным топливом, которое используется в САС и двигателях системы ориентации.

    Такие опасения отнюдь не досужий вымысел: в апреле прошлого года САС внезапно взорвалась на испытательном стенде, разрушив капсулу Crew Dragon. В итоге надежность новой системы САС пришлось проверять в отдельном испытательном полете – в январе 2020 года ракета-носитель Falcon 9 стартовала с массогабаритным макетом Crew Dragon, который был принудительно «спасен» с помощью САС, отработавшей в этот раз штатно.

    Всё это в значительной мере затянуло выход Crew Dragon на финишную прямую. Изначально первый пилотируемый полет к МКС был запланирован на 2017 год, но в последние три года Crew Dragon несколько раз проваливал критические испытания, после чего инженеры SpaceX были вынуждены производить болезненные переделки и длительные доводки новых систем.

    Все остальные элементы конструкции Crew Dragon (включая большие обзорные иллюминаторы, красивые, но неудобные скафандры экипажа, которые даже невозможно надеть без посторонней помощи, или же сенсорные дисплеи в кабине экипажа) – это лишь внешний антураж, не имеющий особого значения для развития пилотируемой космонавтики. Хотя, конечно, все эти визуальные моменты были использованы SpaceX в пиаре первого пилотируемого полета их космического корабля. Картинка получилась сочная и яркая.

    Заключение

    На сегодняшний день США по нескольким параметрам действительно вырвались вперед в вопросе конструкций и технологических решений пилотируемых орбитальных кораблей. Их разработки удобнее для космонавтов, обеспечивают доставку большего числа людей на орбиту, выполнены с учетом последних конструкторских идей и подходов. С другой стороны, Crew Dragon – это всё тот же корабль снабжения для МКС, просто чуть более удобный и новый, нежели российский «Союз».

    Да, этот запуск США – отнюдь не технологический прорыв, но тот самый «маленький шажок», из суммы которых складывается дорога длиной в целую космическую эпоху. И поэтому России стоит не затягивать переход к своим новым пилотируемым программам с тем, чтобы не отставать от США в этом вопросе надолго, что может очень легко превратиться в «навсегда». 


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •