Ирина Алкснис Ирина Алкснис Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.

5 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев «Файлы Эпштейна» открыли обыкновенный фашизм

Сдается мне, что вот это публичное насаживание свиной головы Эпштейна на кол – скорей дымовая завеса от того, что в реальности происходит сейчас в некоей группе «влиятельных лиц».

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

17 комментариев
10 октября 2020, 10:35 • Общество

«Тяжелых больных коронавирусом стало больше, чем весной»

«Тяжелых больных коронавирусом стало больше, чем весной»
@ Сергей Фадеичев/ТАСС

Tекст: Андрей Самохин,
Артур Приймак

«И вирусологи, инфекционисты, и не имеющие отношения к медицине люди надеялись: в июле–августе COVID-19 сойдет на нет. Ан не тут-то было!» – отметил один из ведущих российских вирусологов, доктор медицинских наук Виктор Зуев. В интервью газете ВЗГЛЯД эксперт рассказал о самых распространенных мифах о коронавирусе и объяснил, почему не оправдались надежды на завершение пандемии к нынешней осени.

Заболеваемость COVID-19 в Москве вернулась на апрельский уровень, признал в пятницу мэр столицы Сергей Собянин. «Количество вновь выявленных больных коронавирусом вышло на уровень четырех тысяч – это значения, сопоставимые с самыми большими значениями в апреле», – заявил градоначальник.

Собянин подчеркнул, что мэрия «честно и откровенно» говорит о ситуации и уточнил, что около 83% умерших от коронавируса в городе – люди старше 60 лет. Горожане устали от ограничений, введенных из-за коронавируса, но нужно продержаться до вакцинации, попросил Собянин. При этом, как предупреждают медики, новый пик заболеваемости в России – еще даже не наступил.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) также в пятницу сообщила о рекордном росте заражения COVID-19 за сутки в мире – более 350 тысяч случаев. Количество летальных исходов выросло более чем на шесть тысяч, перевалив за отметку в миллион человек, цитировал ТАСС заявление организации.

Чем может грозить сочетание новой инфекции с традиционными вспышками гриппа и мутировал ли сам вирус, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал доктор медицинских наук Виктор Зуев, руководитель отделения микробиологии латентных инфекций НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи.

Виктор Зуев<br>(фото: Россия 24/YouTube)

Виктор Зуев


(фото: Россия 24/YouTube)

ВЗГЛЯД: Виктор Абрамович, в середине лета в интервью нашему изданию вы говорили, что коронавирус оказался не таким страшным, как нам казался в апреле. Значит, то, чего мы боялись весной, оказалось, например, мифом или преувеличением?

Виктор Зуев: Вирусологи, инфекционисты и не имеющие отношения к медицине люди надеялись: в июле–августе все сойдет на нет, нам помогут климатические условия. Ан не тут-то было! Конечно, в июле было меньше заболевших, чем сейчас, но климатические условия не помогли.

Люди тогда разъехались из городов кто в отпуска, кто на дачу – вот и вся причина. Сейчас тяжелых больных стало больше, чем было весной. Из-за наплевательского отношения людей к себе! Весной перепуганные россияне вели себя куда более дисциплинированно. А сейчас, когда кончилась пора всех отпусков, людям, чтобы не бросать на произвол судьбы экономику, разрешили ходить на работу – и ситуация в крупных городах вновь ухудшилась.

На работе и даже на улице социальная дистанция, маски и все прочее – это уже не закон. Люди хотят общаться друг с другом так, как это было до пандемии. В школы в этом году пошел миллион первоклашек. Вот основные факторы кучкования потенциально инфицированных людей. Наконец, самый главный фактор – наступивший осенне-зимний сезон. Здравствуйте, грипп и ОРВИ! Они и накладываются на наше разгильдяйство.

Что можно назвать мифом, так это разговоры о второй волне. Сейчас не вторая волна, а усиление заболеваемости в рамках первой волны.

Еще один миф – что со временем коронавирусом переболеют все без исключения, ну и пусть.

Эту дурацкую теорию выдвинули ранее шведы, и закончилось это колоссальной смертностью в Швеции. Только после этой смертности шведы схватились за голову и стали носить маски, перчатки и так далее.

ВЗГЛЯД: Новые сведения о COVID-19 пришли из Англии. Ученые из Королевского колледжа Лондона выяснили, что африканцы и азиаты более уязвимы для коронавируса, чем белые – и заражаются в три раза чаще. Такой вывод правдоподобен?

В. З.: Такое различие вполне может иметь место. Есть общебиологический закон о гетерогенности популяций. Это относится ко всем биологическим видам: от микробов до слонов и людей. Люди отличаются между собой не только по лицу и шевелюре, но и по особенностям организма. Один всю жизнь пьет водку – и ему ничего, у другого уже на третьем году пьянства появляется цирроз. У них печень разная! Это индивидуальная особенность. Восприимчивость разных расовых и этнических групп к заболеваниям – сложная проблема, относящаяся к генетике человека.

Гетерогенность рас и этносов может проявляться не только по оттенку кожи, структуре волос и глубине раскосости глаз, но и по особенностям организма, которые нас могут различать в случае инфекционных заболеваний.

ВЗГЛЯД: Вы сами недавно переболели коронавирусом, сделали себе прививку отечественной вакциной. Как у вас протекало заболевание? И как вы сейчас себя чувствуете, учитывая ваш почтенный возраст?

В. З.: Я подхватил коронавирус, когда меня приглашали на ТВ, на ток-шоу – и где-то там я заразился. У меня не было температуры, только покашливал. И еще была желтоватая мокрота. Потом у меня появились антитела, 1 на 200, а потом антитела исчезли. Такое бывает. Вакцинировался три раза. После вакцинации антител было 1 на 3200.

При вакцинации, кроме улыбок – никаких осложнений!

Сейчас я чувствую себя в целом прекрасно. Регулярно температура 36,6, только один раз было 36,8. И ни разу до 37. Мне больше девяноста лет, но я хожу на работу.

ВЗГЛЯД: Не может ли быть так, что COVID-19 к осени мутировал  в лучшую или в худшую для нас сторону?

В. З.: Штамм коронавируса остался тем же самым. Мутация – очень сложный и долгий процесс, не надо на него смотреть, как на мчащуюся вскачь лошадь. Опять же, мы знакомы с этим вирусом только неполные десять месяцев. За это время предпринималось много попыток найти противоядие, вакцину. Счастливый случай приходит только к тому, кто его ищет – так что поиск вакцины оправдан.

Со временем коронавирус станет куда менее мерзким и смертоносным – он упрется в иммунологическую подушку, вакцинированную прослойку населения. Эффективнее средства от болезни, чем вакцины, человечество пока не придумало ничего.

ВЗГЛЯД: Вы упомянули, что приближается массовый сезонный грипп. Правда ли, что сочетание коронавируса с гриппом может привести к тяжелейшим последствиям? Вплоть до летального исхода?

В. З.: Эпидемии гриппа пока еще нет, такие гипотезы пока – только из области гадания. Но можно точно сказать, что вирус гриппа и COVID-19 – это два возбудителя пневмотропных инфекций, работающих на одной и той же территории. Если один поспособствовал воспалению, то второй работать на ликвидацию никак не может. Они, скорее, усилят друг друга. В моей лаборатории еще в советское время открыли медленную гриппозную инфекцию. Да, все медленные инфекции в самом худшем случае заканчиваются смертью.

Вирус гриппа сам по себе – наш домашний компонент. Мы с детства знаем, что он прилетает к нам два раза в год – поздней осенью и ранней весной, когда холодно, сыро и противно на душе. Эти два периода – эпидемические. А в межэпидемический период он сохраняется в нас – в виде скрытой инфекции. Мы этого не видим, поскольку к нему привыкли.

Вирус гриппа – патогенный, но он нелетучий, то есть он заразен только при очень близком контакте. Известные нам ранее штаммы коронавируса – тоже патогенные и нелетучие. А штамм COVID-19 – очень летучий, очень заразный, но при этом его патогенность пока не вызывает ужаса. Он напугал тем, что напакостил сразу на всех континентах – разве что за исключением колоний пингвинов в Антарктиде.

ВЗГЛЯД: Весной звучали жалобы на то, что многим людям тяжело переносить домашнюю самоизоляцию. Что, скажем, на самоизоляции делать астматикам, тем, у кого в квартире сухой воздух?

В. З.: Мой сын в 26 лет умер от бронхиальной астмы. Тогда не было таких хороших лекарств, какие есть сейчас. Если астматик немного посидит дома, ему хуже не будет. Я приведу в пример Китай. В Китае на строгий карантин посадили не миллионы, как у нас, а сотни миллионов человек. Китайцы – народ дисциплинированный, они мужественно переносили самоизоляцию, масочный режим и так далее. Никто в Китае не умер в четырех стенах от нервных срывов, не сошел с ума от масочного режима.

А у нас сплошь – нелюбовь к дисциплине и наплевательское отношение к себе. Часто в поликлинике слышу от людей: зачем лечиться, беречь здоровье, раз все равно все умрем, от судьбы ведь не уйдешь... Я отвечаю: «Раз от судьбы не уйдешь, зачем вы в поликлинику пришли?». Все сразу замолкают.