Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевПочему не тушат лесные пожары в Сибири
В России горят миллионы гектаров леса из-за сухих гроз, жары и отсутствия дождей. Региональные власти признали пожары неопасными для населенных пунктов, а их тушение – бессмысленным занятием. С этим категорически не согласны жители Сибири. Они жалуются, что гарь и смог мешают нормально дышать, а также вредят местной флоре и фауне. Кто и как сейчас борется с огненной стихией?
В понедельник стало известно, что площадь природных пожаров в Красноярском крае за сутки выросла на 38 тыс. гектаров. «На территории края действует лесных пожаров – 94, на общей площади – 986 тыс. гектаров, в том числе в зоне контроля – 81, на площади – 977 546 гектаров», – сообщил региональный Лесопожарный центр.
Горят леса не только в Красноярском крае, но и в Иркутской области, Бурятии, Забайкалье и Якутии. Пожары охватили миллионы гектаров леса. Не тушат их по той простой причине, что горящий лес находится вдали от населенных пунктов и дорог – и, по мнению властей, населению не угрожает.
Причем решение не тушить пожары принимается на законных основаниях – в 2015 году тогдашний министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской подписал приказ, в соответствии с которым региональные комиссии по чрезвычайным ситуациям получили возможность не тушить пожары, если они не угрожают поселениям, объектам экономики и если «прогнозируемые затраты на тушение превышают прогнозируемый вред».
Некоторые очаги возгорания все же стараются ликвидировать.
В ФБУ «Авиалесоохрана» сообщили, что им удалось ликвидировать 450 пожаров на площади более 170 тыс. гектаров. Но на общем положении дел это не сильно сказывается – только в Сибири площадь горящих лесов в 15 раз больше,
и два млн гектаров находятся в зоне контроля, где огонь вообще не тушат, потому что это слишком далеко от населенных объектов и дорого. По данным ведомства, причиной пожаров в Сибири стало отсутствие дождей и аномально высокие температуры. Огонь занял площадь порядка 2,3 млн гектаров, 95% из этих территорий являются труднодоступными.
Губернатор Красноярского края Александр Усс считает, что распространение огня в лесах является естественным и контролируемым процессом. «Никому же не приходит в голову топить айсберги, чтобы у нас было потеплее. Вот нечто похожее, думаю, применительно к лесным пожарам в зоне контроля. Это обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а может даже и вредно», – передает Ura.ru слова главы региона.
- Как спасти уникальные алтайские леса
- Российский лес теряют в регионах
- «Черные лесорубы» обходятся российской экономике слишком дорого
Однако население охваченных пожаром регионов категорически не согласно с тем, что горящие леса, пусть и отдаленные, не представляют опасности. Россияне начали сбор подписей под требованием ввести режим ЧС на всей территории Сибири. Они жалуются на то, что из-за пожаров невозможно дышать, а гарь застилает солнце даже за 700-800 км от огня. Кроме того, от огня гибнет флора и фауна, понижается уровень грунтовых вод. А это, в свою очередь, грозит дефицитом пресной воды, а еще губит урожай дикоросов, который является частью рациона таежников.
В то же время координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, депутат Госдумы Владимир Гутенев заявил газете ВЗГЛЯД, что против разбушевавшейся стихии предпринимаются серьезные меры – вблизи населенных пунктов и критической инфраструктуры тушат очаги возгорания, которые мешают гражданам.
«Но есть и очень отдаленные территории, где практически невозможно обеспечить эффективное тушение. Иначе пришлось бы к этому привлечь половину населения страны.
Проблема есть не только у нас, но и в других странах – в Канаде, Скандинавских странах. И на удаленных территориях, если пожар не удалось предупредить, контролируют очаги, позволяя произойти выгоранию», – пояснил парламентарий.
И действительно: например, в Анкоридже, крупнейшем городе самого северного штата США, столбики термометра поднялись до рекордных 32,2 градуса. В результате произошло рекордное число пожаров. В настоящее время их на Аляске около 250, причем примерно 200 распространяются неконтролируемо, пишет Deutsche Welle.
Но жара, отсутствие дождей, сухие грозы и поджоги – не единственные причины лесных пожаров. Научный сотрудник Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера (AWI) Штефан Крузе отметил, что масштабы таких пожаров во всем мире «пугающие».
По его словам, проблема природных катаклизмов гораздо шире – из-за потепления на планете меняется высотное струйное течение в тропосфере, и это ведет к погодным эксцессам: где-то подолгу идут ливневые дожди, вызывающие наводнения, где-то, наоборот, дело доходит до засухи, оборачивающейся лесными пожарами.
Но Гутенев считает, что тратить огромные деньги на тушение пожаров, которые находятся в двух-трех тысячах км от населенных пунктов, просто нерационально. «Лучше решать существующие социальные проблемы. Решения принимаются сейчас правильно, за ситуацией активно следят», – считает депутат.
При этом он не стал исключать версию умышленных поджогов с целью сокрытия преступлений. «Несколько лет назад я занимался этой проблемой. Черные или серые лесорубы порой инициировали пожары, чтобы сокрыть нарушения и не вывозить малотоварную часть срубленных деревьев. Но сейчас таких преступлений стало меньше».
В свою очередь сопредседатель регионального штаба ОНФ в Иркутской области Сергей Апанович рассказал газете ВЗГЛЯД, что в их регионе против стихии также принимают меры – сейчас с огнем борются более 700 человек и свыше 200 единиц техники. Но пожары, по его мнению, произошли не из-за поджогов.
«Такое было раньше – в 2015 и 2016 годах, но сегодня это исключено.
У нас ни один пожар не совпал с местами незаконной вырубки. Они в принципе у нас сократились, много преступных группировок было обезврежено.
Тем более черные лесорубы сейчас по-другому работают: «залетают», заготавливают и уходят, ничего не поджигают», – рассказал Апанович, добавив, что причинами пожаров в Иркутской области являются сухие грозы, которые повторяются из года в год.
При этом пожары на севере регионов идут в труднодоступных местах, а за землями, которые находятся далеко от населенных пунктов и дорог, осуществляется космический контроль, отмечает собеседник.
«Тушить же пожары на этих территориях действительно экономически нецелесообразно. Там редколесье, низкорослые кустарники, болотистые места. Высокие травы на болотах горят и пожар перекидывается дальше. Это не деловая древесина. Она не представляет ценности. Например, в Катанском районе деловой лес есть, там пожары и тушат. Туда перебрасывают на самолетах и вертолетах пожарных десантников и спецтехнику», – заключил Апанович.
Однако отказ от тушения масштабных пожаров может быть продиктован не только экономическими соображениями, но и нехваткой сил на уровне регионов, считает модератор тематической площадки ОНФ «Экология», депутат Госдумы Николай Будуев.
«Например, пожары идут, а элементарно не хватает рук, спецтехники, бывают разные ситуации», – сказал Будуев газете ВЗГЛЯД. Он также не исключил, что лес действительно могли поджечь. «Поджоги леса для сокрытия нелегальных вырубок – гипотеза, к которой стоит максимально серьезно отнестись. Действительно лес иногда поджигают для того, чтобы скрыть какие-то преступления, об этом и президент говорил», – сказал депутат, добавив, что главное – предупредить такие пожары в будущем.