29 ноября, понедельник  |  Последнее обновление — 21:14  |  vz.ru

Зеленский проигрывает медиавойну с олигархами

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Владимир Зеленский выглядит и ведет себя так, будто уже проиграл будущую схватку за власть. Всего несколько недель назад обсуждалось то, как Зеленский будет идти на второй срок, сейчас же речь идет о том, как президенту досидеть до конца первой каденции. Подробности...

Третья мировая война уже идет

Дмитрий Дробницкий
Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
Сегодня не работают никакие апелляции к нормам международного права. Разумные аргументы и доводы также не действуют. Приходится признать, что прежнего миропорядка де-факто уже нет. Подробности...

Нет такой цели – просто сказать правду

Юлия Лемарк
Юлия Лемарк, Сценарист,режиссер и продюсер
Блогера обидели, он рыдает в кадре – это прогрев аудитории. Комик шлет всех на три известные буквы – это чтобы попасть на аудиодорожку в TikTok. Шоумен говорит, что День Победы переоценен – это провокация, чтобы поднять индекс цитируемости. Подробности...

Умер певец и композитор Александр Градский

Народный артист России, певец и композитор Александр Градский умер в возрасте 72 лет. Причиной смерти стал инфаркт головного мозга. Здоровье музыканта ухудшилось после перенесенного коронавируса, но несмотря на плохое самочувствие, он до последнего продолжал работать

Российские школьники установили абсолютный рекорд на Международной олимпиаде по астрономии

Российские школьники завоевали восемь золотых и две серебряные медали на международной олимпиаде по астрономии и астрофизике, установив абсолютный рекорд. Мероприятие проходило в дистанционном формате с 14 по 21 ноября в столице Колумбии – Боготе. В олимпиаде приняли участие 48 стран и 62 команды. В ходе соревнований ребята должны были пройти пять туров – теоретический, анализ данных, обработка солнечных данных, наблюдение и командный этап

В Лос-Анджелесе показали будущее мирового автопрома

Автосалон в Лос-Анджелесе 2021 года показал, что традиционные автомобили быстро вытесняются электрокарами, а авто-стартапы выступают наравне с гигантами индустрии. Впрочем, и признанные автогиганты нашли, чем удивить покупателей

НОВОСТЬ ЧАСА: МИД потребовал от НАТО «фундаментальных сдвигов» для восстановления диалога

США подставили Украину под удар Китая

адаптация иностранцев

Медведев призвал не допустить создания в России этнических анклавов

«болезненный удар»

Порошенко заявил о новой «энергетической игле» Украины

успешные люди

Россияне назвали главные критерии успеха

борьба с коронавирусом

Как омикрон-штамм повлияет на Россию

балет «Щелкунчик»

«Культура отмены» дошла до сокровищ русской культуры

Казачий круг

Старообрядцы отвергли западные корни русской демократии

бывший ссср

Атаку на русский язык в Киргизии приурочили к выборам

«Билет в один конец»

Почему шахтеры продолжают погибать

расовые проблемы

Геворг Мирзаян: Американская элита считает, что у преступности есть раса

стратегические высоты

Иса Джавадов: Россия и Армения по-разному видят будущее Кавказа

передел мира

Тимур Шерзад: Почему Сталин не позволил раздробить Германию

Как изменились ваши опасения заразиться коронавирусом в последнее время?

Самодельный телескоп в Крыму прославил Россию

Геннадий Борисов с детства мастерил телескопы – и в итоге открыл девять комет
       15 декабря 2019, 10:32
    Фото: из личного архива
    Текст: Иван Абакумов,
    Карина Казанцева

«Нам все сложнее что-то открыть, потому что большие команды своими мощными телескопами фиксируют объекты до того, как это становится доступно для любительского оборудования», – рассказал газете ВЗГЛЯД крымский астроном-любитель Геннадий Борисов, чьим именем названа открытая им первая в истории межзвездная комета. В эти ночи в Северном полушарии, в том числе и в России, можно увидеть комету Борисова.

Космический телескоп «Хаббл» сделал новые снимки первой в истории межзвездной кометы Борисова, сообщил в пятницу «Ридус». Ее уникальность в том, что комета впервые прилетела в Солнечную систему, пересекает ее в настоящее время, а потом вновь уйдет в дальний космос и, в отличие от себе подобных, никогда не вернется. Сейчас космическое тело находится в 298 миллионах километров от Земли и движется со скоростью свыше 175 тысяч км/час. Это одна из самых быстрых комет, которые когда-либо наблюдались.

Среди астрономов есть правило: открыватели называют астероиды по своему усмотрению, но кометы обязательно получают имя того, кто их обнаружил. Так, новооткрытая комета получила название 2I/Borisov. Ее индекс считается необычным – он свидетельствует о внесолнечном происхождении тела (interstellar).

В декабре комета Борисова впервые пролетит над Москвой. Как отмечало «РИА Новости», 7 декабря комета приблизилась на минимальное расстояние к Солнцу, то есть прошла перигелий, как выражаются астрономы. А открыл этот объект 30 августа российский астроном-любитель, уроженец Краматорска (Донецкая область) Геннадий Борисов. На его счету уже девять открытых комет и четыре околоземных астероида.

Среди астрономов-энтузиастов не только России, но и Евразии никому еще не удалось отыскать такое же количество. К слову, за каждую открытую комету полагается вознаграждение три тысячи долларов, но, как правило, эти деньги не покрывают расходов на покупку и создание телескопа. В 2014 году, как раз когда Крым воссоединился с Россией, живший к тому времени на полуострове астроном получил одну из самых престижных в астрономии наград – премию Эдгара Уилсона. Примечательно, что для своих открытий Геннадий Борисов использует телескоп собственной конструкции. Поэтому он по праву может считаться любителем, хотя формально и работает в стенах Крымской астрофизической лаборатории, расположенной неподалеку от Бахчисарая.

комета Борисова (фото: ESA and D. Jewitt  (UCLA)/NASA)

Комета Борисова (фото: ESA and D. Jewitt (UCLA)/NASA)

В интервью газете ВЗГЛЯД сотрудник Крымской астрофизической лаборатории Геннадий Борисов рассказал о том, как увлечение детства превратилось в работу его мечты.

ВЗГЛЯД: Геннадий Владимирович, как происходит поиск, в результате которого удается обнаружить ранее неизвестную комету?

Геннадий Борисов: По стандартной схеме. Астроном выбирает область неба и снимает ее с разных ракурсов в течение нескольких часов. Потом он запускает полученные кадры в компьютер и ищет объекты, которые изменяют свое положение относительно неподвижных звезд и планет. Эти находки могут быть точечные или диффузные. Я обращаю внимание на вторые, потому что, как правило, это кометы или астероиды.

Когда я обнаруживаю такой объект, то измеряю его координаты и проверяю их по базе Центра малых планет – это организация при Международном астрономическом союзе, которая собирает данные обо всех малых космических телах. Если на сайте нет информации, то составляю отчет о находке и отправляю в Центр. Он все проверяет и затем размещает информацию на странице подтверждения, чтобы обсерватории по всему миру начали искать объект и либо доказали его существование, либо опровергли.

Так было и с межзвездной кометой. Как только собрали о ней достаточно данных, оказалось, что она необычная: ее полет происходит по гиперболической траектории, разомкнутой орбите. Стало понятно, что это объект не из Солнечной системы – комета в нее влетела, пересечет за несколько десятков лет и покинет навсегда.

ВЗГЛЯД: Как часто происходит открытие подобных комет?

Г. Б.: Это первая в истории человечества межзвездная комета. Два года назад с помощью американских телескопов ученые обнаружили межзвездный астероид Оумуамуа – первое межзвездное космическое тело. Но его заметили, когда он уже улетал из Солнечной системы. Комета же только прошла перигелий (ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты или небесного тела), так что у нас будет несколько десятков лет, чтобы наблюдать, как она покидает Солнечную систему. Поэтому пока таких объектов всего два. Может, новые телескопы обнаружат больше подобных комет и астероидов.

ВЗГЛЯД: Насколько сложно любителям конкурировать с профессиональными лабораториями?

Г. Б.:  Существуют большие проекты, работают команды профессионалов и используются телескопы стоимостью в несколько миллиардов долларов – так находят по 30-40 комет в год. Но подобные проекты ищут «опасные» для нашей планеты тела, обнаруживать другие объекты выпадает на долю любителей. Нам все сложнее что-то открыть, потому что большие команды своими мощными телескопами фиксируют объекты до того, как это становится доступно для любительского оборудования. Обычно это две-три находки в год.

ВЗГЛЯД: Известно, что вы работаете в стенах официальной обсерватории, однако используете свой личный самодельный телескоп. Он у вас переносной или стационарный?

Г. Б.: Стационарный. Раньше у меня были маленькие телескопчики, которые можно было перемещать, но последний телескоп покрупнее. Он стоит в одном из куполов обсерватории, где я работаю. Телескоп из этого купола уехал в Чили, поэтому меня на время пустили в освободившийся купол. Я уже год нахожусь там со своим телескопом и не знаю, сколько еще это продлится. Но, с другой стороны, наша с организацией договоренность взаимовыгодна: на своих любительских телескопах я фактически отлаживаю новые технологии, которые потом используются для создания уникального оборудования.

ВЗГЛЯД: А почему вы – профессиональный астроном – начали делать телескопы своими руками?

Г. Б.: Еще в детстве я читал много журналов. Например, популярную тогда «Науку и жизнь». Уже тогда пытался сам и с товарищами мастерить что-то похожее на телескопы из зеркал и очковых линз. Потом получил специальность астронома в Московском университете и стал работать по профессии. Со временем я начал создавать телескопы для различных проектов.

Меня так это увлекало, что в какой-то момент работа стала хобби: теперь я сам ищу кометы с помощью самодельных телескопов. Сейчас я руковожу отделом в своей астрономической организации, а в свободное время по ночам наблюдаю небо.

ВЗГЛЯД: Сколько времени уходит на слежку за небом и сколько на анализ полученных данных?

Г. Б.: Пять–десять ночей в месяц я трачу на наблюдение. Но это зависит от времени года и погоды: летом ночи короче, поэтому я наблюдаю больше, если же небо пасмурное, то приходится отправляться спать. Сейчас стараюсь меньше сидеть ночью, потому что тяжело физически – днем ведь надо работать. Последнее время я наблюдаю пару часов на рассвете, а потом расшифровываю полученный материал шесть–восемь часов. Обрабатываю все вручную, потому что компьютерные программы многое пропускают.

ВЗГЛЯД: В России развивается любительская астрономия?

Г. Б.: Да, у нас много любителей, которые ищут красивые туманности и галактики – это называется «астрофотография». Я тоже когда-то занимался этим. У меня даже состоялись несколько персональных фотовыставок – и здесь, в Москве, и в Европе! Но сейчас в астрофотографии используется много компьютерной обработки, поэтому даже не с очень хорошим оборудованием можно сделать красивую фотографию. Мне не нравится подобный симбиоз натуральной фотографии и компьютерной графики, тем более я не очень силен в обработке.

ВЗГЛЯД: Что бы вы посоветовали начинающему астроному-любителю?

Г. Б.: Сейчас в продаже множество телескопов, поэтому с оборудованием проблем не будет. Всегда начинайте с наблюдения и смотрите на яркие объекты – Луну, Солнце, Сатурн. А дальше ищите то, что интересно вам.