Взгляд
20 ноября, вторник  |  Последнее обновление — 23:57  |  vz.ru
Разделы

Как мэр Екатеринбурга с челябинцами поссорился

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
У нас с советских времен считается, что «там, где раньше тигры, гм, испражнялись, мы проложим магистрали!» – и порядок. Большой инфраструктурный объект – это не просто способ освоить бюджет и дать своим заработать. Подробности...

С кем была бы сегодня Галина Старовойтова

Андрей Бабицкий, журналист
Галина Васильевна была приятным в общении человеком – воспринимавшим нас, журналистов, как своих союзников. Но в той области, где Галина Васильевна была дипломированным специалистом, и она сама, и ее соратники наломали немало дров. Подробности...

Почему Порошенко не стоило связываться с религией

Сергей Худиев, публицист, богослов
Когда две трети людей, которых вы хотели единою светлою волей сковать, просто отказались играть с вами в эти игры – назвать это успешным объединением трудно. В чем причины такого провала? Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

    В РЖД показали новые плацкартные вагоны

    Российская студия представила новые вагоны с зонами персонального комфорта, созданные на базе общих и плацкартных. Согласно задумке, пространство должно отвечать всем запросам пассажиров. Внутри вагонов появится возможность отгородиться от соседей. В эксплуатации новые вагоны появятся в 2019 году
    Подробности...

    В Калифорнии произошел самый разрушительный за историю штата пожар

    Самый разрушительный за всю историю штата Калифорния лесной пожар охватил почти 45 тыс. га. Пламя уничтожило несколько тысяч строений, эвакуированы более 300 тыс. человек, в округе Лос-Анджелес – 170 тысяч. Погибли более трех десятков человек, о судьбе 228 ничего не известно
    Подробности...

    В России отмечается День народного единства

    В воскресенье в России отмечается День народного единства. По традиции Владимир Путин в сопровождении религиозных лидеров возложил цветы к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:После взлета авиалайнера на ВПП в Шереметьево нашли человеческие останки

        Главная тема


        Испанцы имеют возможность вернуть Британию в Евросоюз

        вероятный противник


        Учения НАТО в Норвегии оказались построены с учетом уроков войны в Донбассе

        прожиточный минимум


        «Жители блокадного Ленинграда» рассказали Лаховой о влиянии голода на память

        спорт и отдых


        В Германии объяснили причину «безудержного пьянства» русских туристов в Турции

        Видео

        «философии управления»


        Названо «значительное преимущество» «Абрамсов» перед российскими танками

        война газопроводов


        «Северный поток – 2» отвлек внимание США от «Турецкого потока»

        символ изобилия


        «Миф о колбасе» напомнил о развале СССР

        общественное мнение


        Почему у довольных жизнью россиян пропадает социальный оптимизм

        «провальный мэр»


        Киеву уготована печальная участь

        «Закат Европы»


        Владас Повилайтис: учитель гимназии предсказал конец западной цивилизации

        «Отставка Мюллера»


        Дмитрий Дробницкий: спецпрокурор США вмешивался в политику Великобритании

        «Ошибка Порошенко»


        Сергей Худиев: президент Украины попробовал командовать церковью

        на ваш взгляд


        Спустя пять лет после Евромайдана как вы считаете, когда Украина вернется в зону влияния России?

        Национальный вопрос не должен испортить Москву

        Сергей Собянин заинтересовался водителями московских такси   15 августа 2018, 08:14
        Фото: Денис Гришкин/РИА «Новости»
        Текст: Петр Акопов

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        В прошлом десятилетии вопрос межнациональных отношений был одним из самых болезненных в стране. За последние годы напряженность на этом фронте заметно спала – в том числе и в столице, в которой раньше с мигрантами была крайне запущенная ситуация. Однако проблема не исчезла – и о ней вспомнили ближе к выборам мэра Москвы.

        До выборов мэра Москвы осталось меньше месяца – и действующий градоначальник ведет активную предвыборную кампанию. В том числе и делая различные заявления – так, во вторник стало известно, что он предложил внести в законодательство России изменения, запрещающие работать в такси с иностранными правами.

        Как написал на своем сайте Сергей Собянин, недавно в Москве прошел форум «Такси» – действительно, на прошлой неделе завершил работу шестой Международный евразийский форум «Такси», в котором участвовало более 1000 человек как из России, так и Европы и Азии:

        «Одной из проблем, о которой говорили его участники, является то, что таксисты-иностранцы работают со своими национальными правами.

        Понятно, что выданы они не всегда адекватно, а это – дополнительные риски для пассажиров.

        Было бы правильно включить в федеральный закон требование, чтобы в такси могли работать только водители с российскими правами.

        Пока же этого нет, агрегаторы могли бы указывать в мобильном приложении, какие права у водителя, который берет заказ. Тогда сами пассажиры смогут решать, хотят они ехать с водителем, у которого права не наши, или нет».

        Действительно, в Москве работает очень много таксистов из стран Евразийского экономического союза, в основном армян и киргизов.

        И они могут использовать полученные у себя на родине водительские права – потому что при создании этого межгосударственного объединения одним из важнейших условий было открытие рынков для рабочей силы стран-участников. Понятно, что в первую очередь речь идет о России – к нам едут строители, дворники и разнорабочие из Таджикистана, Киргизии, Армении. Приезжают, конечно, на работу и из Белоруссии с Казахстаном – но в сотни раз меньше.

        А вот среднеазиатские и закавказские рабочие составляют серьезную силу на российском рынке труда – особенно, конечно, в Москве. Понятно, что они и стоят дешевле, чем русские – да к тому же в последние годы и предпринимателей стимулируют брать только отечественных или евразийских работников. За всевозможных рабочих из стран, не входящих в Евразийский союз, например Молдавии или Украины, приходится больше платить – да и сами приезжие из этих стран заранее проигрывают конкуренцию «евразийцам», так как не могут воспользоваться упрощенным устройством на работу.

        Цель России понятна: мы хотим реинтегрировать постсоветское пространство в геополитическом и экономическом отношении – и подталкиваем к этому наших соседей всеми возможными способами. И возможность трудоустройства их граждан в России – один из важнейших аргументов для успешного собирания осколков большой России и бывшего СССР. В России есть рабочие места – у наших бывших соотечественников есть рабочие руки. Всем выгодно?

        Да, выгодно – вот только одновременно возникают сопутствующие этому процессу проблемы. Речь даже не о давлении на российский рынок труда – считается, что приезжие демпингуют и снижают зарплаты местных. Отчасти это так – с другой стороны, у нас действительно есть определенная нехватка рабочей силы, да и конкуренция в том же такси приводит к снижению цен для потребителя. Но не эти вопросы главные.

        Куда важнее то, что массовый приток трудовых мигрантов снова провоцирует обострение межнационального вопроса. Конечно, сейчас в Москве уже нет того беспредела с мигрантами, что творился в 90-е и нулевые годы при Лужкове – в основном все оформляется официально, и большинство из приезжих возвращаются домой, а не стремятся всеми силами закрепиться в России. Но все равно межнациональный баланс в Москве – вещь очень хрупкая и тонкая. Он и так сильно изменился за постсоветскую четверть века, и далеко не в лучшую сторону.

        Дело не только в увеличении доли нерусского населения – а в том, что в столице стали складываться районы компактного проживания тех или иных национальностей. Это, конечно, еще не чайна-тауны или гетто, но вполне себе «районы с национальным колоритом» – а ведь в столице этого не было практически никогда. То есть были места компактного проживания немцев, евреев, татар – но это было в совершенно другую эпоху и в несравнимых с нынешними масштабах. Да, нынешние районы компактного проживания не похожи на предместья Парижа в плане криминогенной напряженности, да и вообще в них не произошло размежевания между русскими и нерусскими – но это нехороший симптом.

        Потому что одно дело – обособление небольшого национального поселения в рамках большого города, и другое – раскиданные в мегаполисе сотни тысяч армян или азербайджанцев, живущих своими подъездами, домами, улицами. Это будет совсем другой город – не тот, в котором приезжие любой национальности растворяются в пусть и городской, но русской среде, а тот, в котором они сохраняют свою культуру, язык, уклад. Постепенно город может превратиться в условную ВДНХ – то есть в представительство всех народов бывшего СССР, живущих каждый в своем павильоне.

        Это не алармистский сценарий – это, к сожалению, один из вполне возможных сценариев развития Москвы. Понятно, что ни москвичи, ни Собянин, ни федеральная власть ничего такого не хотят – и поэтому город будет регулировать приток мигрантов, в том числе и трудовых. И если России как государству стратегически выгодно и правильно собирать Евразийский союз, то Москва может быть недовольна последствиями этого процесса. В частности, теми, о которых сказал Собянин – ростом числа водителей с иностранными правами, то есть тех, кто плохо знает город или не очень хорошо водит машину. Но предложенная им мера – разрешить работать в такси только тем, у кого есть российские права – тут же входит в противоречие с государственными интересами. Если мы внесем такие изменения в федеральные законы, то уменьшим интерес своих соседей к Евразийскому союзу – не только тех, кто уже сейчас в нем, но и тех, кто в будущем будет в него вступать. Украина и Молдавия – достаточно хотя бы двух этих примеров.

        Так что, при полностью обоснованной заботе об интересах москвичей, городским властям нужно искать другие способы регулирования рынка труда мигрантов – на городском уровне они ведь тоже есть. Пусть и не такие кардинальные, как на федеральном (запретить работать с иностранными правами Москва не может, если это разрешено на федеральном уровне), но вполне действенные. Вообще вопрос регулирования притока мигрантов именно на региональном уровне – важная составляющая политики любого российского региона. Власти региона должны понимать, как миграционная политика сказывается на межнациональной ситуации – и действовать исходя из заботы об интересах коренного населения.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............