Взгляд
18 августа, воскресенье  |  Последнее обновление — 03:00  |  vz.ru
Разделы

Наполеон уже не торт

Владас Повилайтис, доктор философских наук, БФУ имени И. Канта
На уровне общего места мы знаем, что Наполеон – едва ли не создатель современной Европы. Собственно, до сих пор можно услышать сетования – мол, печально, что Наполеон не победил Россию. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

США начинают новый передел мира с Гренландии

Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
История возвращается на круги своя, и формула Фукидида «сильные делают то, что могут, а слабые – то, что им позволяют сильные» доказывает свою актуальность. Нельзя не сказать за это Трампу большое спасибо. Подробности...
Обсуждение: 41 комментарий

Не совсем православные – все равно православные

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Особое положение РПЦ в России строится на факте, что частью этой Церкви себя считает абсолютное большинство населения страны. Но доля регулярно (хотя бы раз в неделю) посещающих храм не превышает 10 процентов. И как со всем этим быть? Подробности...
Обсуждение: 340 комментариев

    Пилот героически посадил пассажирский самолет в кукурузном поле

    Самолет А321 авиакомпании «Уральские авиалинии» в четверг совершил экстренную посадку в кукурузное поле неподалеку от Жуковского из-за попадания в двигатели самолета птиц. Благодаря грамотным действиям пилотов 226 пассажиров и семь членов экипажа остались живы
    Подробности...

    Вышла серия монет в честь 50-летия мультфильма «Бременские музыканты»

    Банк России 12 августа выпустил в обращение памятные монеты «Бременские музыканты» серии «Российская (советская) мультипликация» с изображением героев мультфильма по сценарию Юрия Энтина и Василия Ливанова, вышедшего на экраны полвека назад
    Подробности...

    Путин в Крыму приехал к байкерам на мотоцикле «Урал»

    Владимир Путин приехал на байк-шоу «Тень Вавилона», которое проходит в Севастополе, за рулем мотоцикла «Урал» с российским флагом и в кожаной куртке. Главу государства встретили приветственными гудками
    Подробности...


        Российские шоферы рискуют оказаться зажатыми в тиски между ГИБДД и местными властями

        Российским водителям готовят ряд жестких мер

        Глава МВД Владимир Колокольцев сумел заинтриговать едва ли не каждого российского водителя, пообещав ряд «серьезных и жестких» мер для снижения смертности на дорогах. Если речь о том, чтобы ужесточить скоростной режим или полностью передать контроль за дорожными видеокамерами местным властям, то в Госдуме категорически против. А вот идея создания базы данных злостных нарушителей получила широкую поддержку. Подробности...
        Обсуждение: 118 комментариев

        Владимир Путин на отечественном лимузине Aurus заехал прямо на территорию немецкого завода

        Почему Mercedes инвестирует в санкционную Россию

        Владимир Путин приехал поздравить Mercedes-Benz с открытием немецкого завода в Подмосковье на отечественном лимузине Aurus. Но по традиции оставил свой автограф на первой российской иномарке, сошедшей с конвейера. Почему Mercedes-Benz решился инвестировать в российскую экономику не в самое простое для нее время? Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев
          НОВОСТЬ ЧАСА:Россия получила Кубок Армейских международных игр

          Главная тема


          Россия предложила Китаю подумать о сибирских лесах

          за 100 долларов


          Африканцы признались во лжи о россиянах в ЦАР для фильма CNN

          «это абсолютно нормально»


          Американские СМИ написали об игнорировании российского самолета-разведчика над США

          «пожелали смерти»


          Пользователи Сети затравили пассажирку севшего в поле А321

          Видео

          территориальный спор


          Названа настоящая цена, которую Россия просит за Курильские острова

          официальные результаты


          Вскрытие показало причину смерти американского миллиардера-педофила

          Долгая зима


          В США провели моделирование ядерной войны с Россией

          «краткость – сестра подлости»


          Захарова высказалась о Калоеве как кандидате в депутаты

          викторина


          За что в СССР признавали Героем?

          Враждебное поглощение


          Тимофей Бордачёв: США начинают новый передел мира с Гренландии

          Причастность к Церкви


          Ирина Алкснис: Не совсем православные – все равно православные

          «Шинель» Вудстока


          С изнанки лета любви

          на ваш взгляд


          Экипаж «Уральских авиалиний», посадивший авиалайнер в поле после отказа двух двигателей:

          Россия и США начинают новый этап борьбы за космос

          Ракета «Энергия» была высочайшим достижением советского космоса – и новая ракета должна стать ее достойным наследником   21 декабря 2018, 08:10
          Фото: Валентин Кузьмин/фотохроника ТАСС
          Текст: Константин Меринов

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          Россия будет создавать ракету, способную доставить космонавтов вплоть до Луны – соответствующее решение принято окончательно. Более того, уже предварительно даже ясны ее концепция и облик. Зачем стране нужна такая ракета, как планируют создавать космический ракетный комплекс сверхтяжелого класса и какую конкуренцию в этом России составят американцы?

          России нужна супертяжелая ракета-носитель. Такие слова прозвучали из уст президента Владимира Путина во вновь открывшемся на ВДНХ павильоне «Космос», который он посещал еще в апреле. Тогда сообщалось, что созданием носителя займется РКК «Энергия» в кооперации с другими предприятиями космической отрасли (РКЦ «Прогресс» и ЦЭНКИ), а на разработку эскизного проекта будет выделено 1,6 млрд рублей. Эскиз разработчики должны представить до конца 2019 года.

          Дискуссий о создании подобного носителя за прошедшие годы разворачивалось немало. Кто-то считал, что Россия не сможет без него обойтись, если собирается осваивать Луну. Иные с пеной у рта доказывали, что лунная программа нам не нужна – следовательно, не стоит тратить немалые средства на супертяжелую ракету.

          Эти споры легко понять, если вспомнить историю разработки столь уникальных и столь дорогостоящих носителей.

          История тяжелых ракет

          Реально создавали сверхтяжелые РН только две великие космические державы – США и канувший в Лету Советский Союз. Американские и советские конструкторские школы вели состязание не на жизнь, а на смерть и с переменным успехом.

          Пальму первенства держат американцы. Их трехступенчатый «Сатурн-5» по сей день считается самым тяжелым (стартовая масса 2910 т) и грузоподъемным – мог выводить свыше 140 тонн на низкую опорную орбиту. В активе «Сатурна», который НАСА создавало специально под лунную программу, 13 успешных запусков. А разработка «Сатурна-5», начавшаяся в 1961 году, обошлась американским налогоплательщикам в 4,9 млрд долларов.

          СССР в начале 1970-х попытался противопоставить Штатам свою «царь-ракету», но лунную гонку все-таки проиграл – четыре неудачных запуска Н-1 поставили крест на пилотируемой программе освоения Луны. Конструкторы рассчитывали, что на околоземную орбиту наш суперноситель смог бы доставить до 90 тонн, а на лунную орбиту – более 30 тонн, но убедиться в этом так и не смогли.

          Следующий советский проект оказался удачнее. Сверхтяжелый носитель «Энергия» успешно стартовал дважды, причем второй запуск в 1988 году был осуществлен вместе с многоразовым орбитальным кораблем «Буран». Однако после полета «Бурана» в обывательской среде все чаще стали раздаваться вопросы: не зря ли были вложены свыше 14 млрд рублей в эту программу и почему их, скажем, не потратили на более актуальные нужды? Особенно громко об этом заговорили в 1990-х, когда развалился Советский Союз, а экономика новой России трещала по швам. На все эти вопросы можно дать единственный ответ: нет, не зря.

          Затраченные на создание системы «Энергия – Буран» средства решили важную для страны задачу. Была создана, как теперь ясно, опередившая свое время ракета-носитель сверхтяжелого класса, по сей день не имеющая аналогов в мировом ракетостроении. Однако...

          «В нашей стране была допущена стратегическая ошибка, когда мы отказались от тяжелых ракет, а именно – от лучшей в мире ракеты «Энергия», – печалился видный ученый, соратник Королева, академик Борис Черток. – Горбачеву предлагали перспективные задачи для «Энергии», которые позволяли нам остаться лидером в космонавтике, но ему было неинтересно. Перестройка закончилась, а руины остались».

          Просто должно было хватить мудрости внедрить в народное хозяйство и достижения, полученные в процессе создания системы, и новые конструкционные материалы.

          «Чтобы построить систему «Энергия – Буран», нам пришлось создать примерно 85 уникальных материалов, которые могут работать в экстремальных условиях космоса, – вспоминает Олег Бакланов, в те годы возглавлявший Министерство общего машиностроения СССР. – Они на порядок превосходили существовавшие аналоги. Конечно, это дорогие материалы, но потом они шли в народное хозяйство, становились достоянием цивилизации и давали человечеству колоссальный выигрыш во времени. Но, словно шакал на мертвечину, в ельцинскую Россию прибежал Сорос и принялся за гроши скупать заложенные в системе «Энергия – Буран» ноу-хау».

          Фактически советская «Энергия» стала последней сверхтяжелой ракетой, запущенной в космос с реальной нагрузкой, поскольку американцы после последнего пуска «Сатурна-5» в 1973 году суперракет не запускали.

          Новый виток

          И вот их время возвращается.

          6 февраля 2018 года Илон Маск запустил свою ракету-носитель Falcon Heavy с полезной нагрузкой – электромобилем Tesla Roadster с манекеном за рулем. Носитель Маска, как заявляется, способен выводить на околоземную орбиту почти 64 т груза, при этом ориентировочная стоимость запуска – 90–120 млн долларов. Сущие копейки, если сравнивать с другим американским супертяжем – носителем SLS грузоподъемностью от 70 до 130 тонн. Правда, он еще не летает, а только разрабатывается, но НАСА уже определило цену запуска: 500 млн долларов. Первый беспилотный старт состоится в 2020 году, а стоимость программы Space Launch System оценивается в 35 млрд долларов.

          Теперь и Россия решила вновь включиться в эту гонку. 19 декабря на заседании президиума научно-технического совета (НТС) госкорпорации «Роскосмос» руководители работ и главные конструкторы обсудили концепцию создания космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса (КРК СТК).

          Было решено, что на первой ступени будут использованы технические решения, принимаемые при создании ракеты среднего класса «Союз-5», а третья водородная ступень будет создаваться в рамках проекта тяжелой ракеты повышенной грузоподъемности «Ангара-5В».

          «Создать сверхтяжелый носитель необходимо к 2028 году, – сказал в интервью газете «Известия» председатель НТС Роскосмоса Юрий Коптев. – Для этого целый ряд научных и прикладных задач надо сначала описать в технико-экономическом обосновании, а до конца следующего года необходимо сделать эскизный проект, который полностью опишет всю производственную кооперацию и решит ресурсные вопросы».

          Проект носителя под условным названием «Ангара – Союз» оценивается в 1,5 трлн рублей. В эту сумму, как считает Роскосмос, войдет разработка ракеты и строительство под нее инфраструктуры на космодроме Восточный.

          Второй этап создания КРК СТК начнется в 2020-м. Последующие восемь лет отводятся на научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы. Летные испытания ждут супертяж с 2028 года.

          Тогда и будет видно, кто победил в этой новой космической гонке России и США.


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          .masterhost
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............